Япония славится своим уважением к многовековым традициям. Без чего нельзя представить оригами, гравюры и каллиграфию укиё-э?
Что объединяет живописцев Пикассо, Рембрандта, Шагала? Всё это классическая бумага васи, которая не только покорила всю Японию, но и вышла далеко за её пределы.
В данной статье мы поведаем о том, как же делается японское бумажное чудо.
«Васи» (??, досл. японская бумага ), она же «вагами» (??) – классическая японская бумага.
История васи
В соответствии с «Анналам Японии» («Нихонсёки»), китайские чернила и бумага попали в Японию вместе с буддистским священником Донтё.
Чуть позднее принц-регент Сётоку сделал вывод, что китайская бумага через чур хрупкая. Необходимо было что-то поменять. Так, по его инициативе начали создавать «нагасидзуки»: бумагу по тому же китайскому рецепту, но с добавлением шелковицы («кодзо»), волокон конопли и вязкой жидкости из коры гортензии («нэри»).
Принц-регент Сётоку
Сначала изготовлением бумаги в различных районах страны занимались свободные от полевых работ крестьяне зимой, так подходящее для получения качественного продукта. основная технология и Сырьё были везде схожи: употреблялись внутренние волокна коры кодзо (кроме этого известное как шелковица, кроме этого известное как тутовое дерево), гампи (викстремия) и мицумата (бумажное дерево).
Для более недорогих сортов шли в движение конопля, бамбук, рисовая солома.
«Опыт» удался, и васи начали применять для национальных и монашеских дел. Помимо этого, новый бумажный стандарт стал родным для большинства из низших слоёв, по причине того, что крестьяне были главными производителями нового бумажного стандарта Японии.
Во время Мэйдзи (1868 – 1912) бумажная индустрия в Японии достигла собственного золотого века: процветало индустриальное производство. Но чем больше становилось фабрик, тем больше уменьшалось ручное производство.
За собственные художественные изюминки и духовную составляющую в некоторых районах Японии васи сейчас традиционно создают в ручную, к примеру в IseWashi (г. Исэ, преф. Миэ), Mino washi (г.
Гифу), Gundo gami (Акируно, Токио).
Материалы для того чтобы
Кодзо
• Кора тутового дерева (кодзо); употребляется приблизительно в 90% изготовляемой сейчас васи. Первоначально кодзо нашли в дикой горной местности островов Кюсю и Сикоку, а после этого стали культивировать для того чтобы изготовить бумагу.
Кодзо – лиственный кустарник, достигающий в высоту 3-5 м, ствол в диаметре достигает до 10 см.
Гампи
• Гампи – ещё один кустарник, произрастающий в горных, тёплых районах Японии. В высоту гампи достигает 1-1,5 м и вот уже в течении многих лет употребляется для того чтобы благодаря отличному волокну, приобретаемого из его коры.
Культивации гампи не поддаётся и посему есть самым редким и дорогим из применяемых трёх материалов.
Мицумата
• Мицумата – кустарник, завезённый из Китая. В высоту достигает 1-1,5 м, волокна меньше, чем у кодзо.
Кроме трёх необходимых элементов, в рецепт смогут входить волокна бамбука, конопли, пшеницы и риса.
Изготовление васи
• Подготовка
С конца ноября по начало января заготавливают кодзо: стебли созревшего кустарника срезают однообразной длины, связывают их в пучки.
Принципиально важно знать, что кора тутового дерева складывается из трёх слоёв: наружного тёмного («курокава»), среднего зелёного («надзэкава») и внутреннего белого («сирокава»).
Самой качественной считается бумага из внутреннего слоя коры. Средний и внешний слои применяли в более недорогих аналогах.
• Пропаривание кодзо
По окончании сбора связки кодзо пропаривают в подвешенных над чанами с кипящей водой древесных бочках, после этого их обдают водой и кора легко отделяется.
Кору сразу же отделяют от ствола, пока она не остыла. Снятую кору именуют «тёмной».
• нарезка и Просушивание коры кодзо
От того, как шепетильно счистят внешний (тёмный) и средний (зелёный) слои коры, зависит уровень качества, исходя из этого данный этап крайне важен. Со стеблей удаляются шероховатости и любые неровности.
Позднее кору просушивают на солнце для её лучшей сохранности.
• Отбеливание в реке
По окончании просушки кору выкладывают на мелководье чистой реки для удаления разных примесей. Одновременно с этим происходит отбеливание из-за прямых солнечных лучей, придающих ей естественным образом белый цвет.
• Разваривание белой коры кодзо
Белую кору кодзо вываривают 2-3 часа в громадном чане , пока она не станет весьма мягкой.
Кора кодзо варится в течении около 2-х часов в щелочном растворе, что традиционно делался из древесной золы, но на данный момент чаще возможно встретить гашеную известь, кальцинированную соду, каустическую соду либо щелок. Раствор доводят до кипения, а после этого оставляют на не сильный огне.
Данный ход крайне важен, волокна нужно проварить равномерно.
• «Тиритори»
очистки волокон и Процесс промывки по окончании разваривания именуется «тиритори» (удаление чёрных пятен): маленькое количество приготовленного волокна помещают в бамбуковую корзину, плавающую в воде, по окончании чего каждые неравномерно проварившиеся частицы, инородные элементы и т.п. удаляются вручную.
• Отбивание
Волокна кодзо отбивают на камне с применением древесного молотка, пока они не станут мягкими, как волокна льна. Так получается однородная густая масса.
• Разделение сеткой
После этого посредством бамбуковой сетки («су») и древесной рамы («кэта») смесь шепетильно «встряхивают» , создавая подобие страницы.
Волокна оседают на сетке и воздействие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины.
• разделение и Прессование страниц
Сетку с готовым листом бумаги вынимают из формы и выкладывают на особую стойку для свежеприготовленных страниц. После этого сетку снимают, а стопку приготовленных страниц оставляют сушиться на ночь.
Наутро страницы кладутся под пресс, дабы выжать из них влагу. В таком состоянии оставляют ещё на дни.
• Сушка ветром и солнцем
Затем страницы разделяют и по отдельности выкладывают на просушку на солнце.
• окончательная обработка и Проверка листов
Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, прочим характеристикам и качеству.
Сейчас васи готова к применению!
Традиция изготовления васи живёт сейчас.
Не обращая внимания на то, что васи больше не есть главным средством для письма в Японии, эта бумага все еще имеет собственный место в мире мастерства. Мастера, склеивая полосы васи различных цветов, создают красивые картины с изображением цветов, деревьев, птиц, узоров и пейзажей.
Ксилография Хиросиге и Хокусая прекрасно известны в мире. Из данной неповторимой бумаги изготавливают как сумочки, кошельки, веера, зонты, змеи, фонари, бумажные куклы, так и вещи ширмы и — большего размера перегородки.
Необходимо помнить, что большое количество труда требует не только работа на таковой бумаге, но и процесс её изготовления. Тогда и лишь тогда мы сможем полностью насладиться творением мастерства (:
Источники: 1, 2, 3, 4, 5