В годовщину дня рождения изобретателя терменвокса мы поведаем вам о том, как данный необычный музыкальный инструмент добрался до Страны восходящего солнца. Вы определите о японском исполнителе Масами Такэути, и о его мнении касательно терменвокса и матрёмина – японского инструмента с русской душой.
Сейчас исполняется 120 лет со дня рождения советского физика Льва Сергеевича Термена – изобретателя самого немыслимого музыкального инструмента в мире (15 августа по ветхому календарю). Практически целый век прошёл с момента создания терменвокса, но мастерство игры на нём распространяется среди людей, интересующихся музыкой.
В мире существует всего две школы терменвокса: русский школа в Санкт Петербурге и-Москве под управлением Петра Термена и японская школа под управлением Масами Такэути.
Начальники обеих школ выполняют активную популяризацию терменвокса и сотрудничают между собой. Так, в осеннюю пору 2015 года совместные концерты проводились в Петербурге и в Москве, а в августе – в Киото, Токио и Хамамацу.
Пётр Термен и Масами Такэути на выступлении в Музее музыкальных инструментов в Хамамацу (7 августа 2016)
Более двадцати лет назад Масами Такэути в первый раз услышал звуки терменвокса, что оказало влияние на всю его предстоящую судьбу. В то время в Японии не было ни одного опытного исполнителя на терменвоксе.
Выучившись в Российской Федерации, Масами Такэути подарил мастерство игры на терменвоксе Стране восходящего солнца.
Что такое терменвокс?
Терменвокс – это первый в истории электронный музыкальный инструмент. Изобрёл его в первой половине 20-ых годов XX века русский физик Лев Сергеевич Термен (1896–1993).
Возможно сказать, что именно от этого инструмента пошли все современные синтезаторы. Основная изюминка терменвокса пребывает в том, что на протяжении игры музыкант не касается инструмента.
Иначе говоря управление звуком является следствием перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле рядом с двумя железными антеннами.
Терменвокс был изобретён по окончании революции 1917 года. Но Масами Такэути уверен в том, что «создание первого электромузыкального инструмента кроме этого можно считать великой революцией, меняющей всю концепцию понимания музыки».
Помимо этого, в те годы под управлением В. И. Ленина проводилась масштабная электрификация России, исходя из этого в каком-то смысле создание без сомнений было достаточно своевременным событием.
Принцип действия терменвокса, был забран за базу в других изобретениях, применяемых в мире, к примеру, в совокупностях охранной сигнализации, освещения и автоматических дверей. Лев Термен демонстрировал терменвокс в таких государствах Европы как Англия, Франция и Германия.
Во второй половине 20-ых годов двадцатого века он переехал в Соединенных Штатах и стал весьма популярным человеком в Нью-Йорке. В том месте он познакомился с Кларой Рокмор – американской скрипачкой русского происхождения.
Она стала одной из первых его учениц, и благодаря ей расширились возможности распространения терменвокса.
Терменвокс возможно услышать и в голливудских фильмах, к примеру, у Хичкока. Но режиссёры по большей части применяли его звучание для придания сценам впечатления тревожности либо кошмара.
Позднее, в 60-е годы, рок-группы The Beach Boys и Led Zeppelin применяли терменвокс в собственных выступлениях для звуковых эффектов. Но как полноценный музыкальный инструмент они его не рассматривали.
Согласно точки зрения Масами Такэути, терменвокс начал восприниматься как музыкальный инструмент лишь по окончании 1990 года. Это был период, в то время, когда показались синтезаторы современного типа и происходило постепенное осознание возможностей электронных музыкальных инструментов.
В то время терменвокс стал примером того, что новый звук может рождаться не только благодаря изюминкам инструмента, но и благодаря мастерству исполнителя. Он привлёк внимание музыкантов за счёт оригинальности собственного звучания.
Терменвокс употреблялся и в японских фильмах. Так, в картине «Нодамэ Контабиле», вышедшей 17 апреля 2010 года, имеется сцена с настоящей игрой на терменвоксе, которой не было в сюжете манги-оригинала.
Такэути уверен в том, что это стало серьёзным событием в истории музыкального инструмента. В фильме кроме этого имеется сцена, где игра на терменвоксе происходит под сопровождение знаменитого китайского пианиста Лан Лана.
Все партии терменвокса в фильме были сыграны Масами Такэути.
Кадр из фильма Нодамэ Контабиле
О Масами Такэути и терменвоксе
Масами Такэути появился в префектуре Сайтама. в один раз он послушал диск с выступления Клары Рокмор и был поражён красотой звучания терменвокса. До этого Такэути вычислял все электронные музыкальные инструменты чем-то неинтересным, по причине того, что полагал, что у них нет собственных собственных звуков.
Но, услышав как Клара Рокмор играется на терменвоксе, он почувствовал настоящее мастерство, естественность и мелодичность. «Тогда я поразмыслил, что это инструмент необычной глубины. Я вычислял неинтересными синтезаторы, но, услышав терменвокс, осознал, что он совсем не похож на другие электромузыкальные инструменты».
В одном книжке музыки Такэути прочёл, что обучиться игре на терменвоксе фактически нереально. Но он сделал вывод, что это не верно.
Исходя из этого в первой половине 90-ых годов двадцатого века Такэути переехал в Россию, дабы обучаться игре на терменвоксе. За полтора года занятий он взял все нужные базы.
самый интересным в терменвоксе Масами Такэути вычисляет сам процесс игры на нём. До тех пор пока музыкант не осознает все азы, у него ни при каких обстоятельствах не окажется прекрасный звук. Все электромузыкальные инструменты, включая синтезатор, облегчают жизнь музыканта, так что на них может обучиться играться практически любой.
Но с игрой на терменвоксе обстоит совсем противоположная обстановка. Многое на протяжении выполнения зависит как раз от человека.
«В случае если настоящий специалист начнёт играть на терменвоксе, то будет казаться, что около поют безобидные голоса. В случае если играться попытается тот, кто не хорошо знаком с техникой выполнения, у него окажутся одни лишь ужасные звуки.
В игре на терменвоксе весьма чётко прослеживается мастерство».
Камиль Сен-Санс «Лебедь» в исполнении Масами Такэути
В 2003 году Масами Такэути изготовил матрёмин в собственной компании «Mandarin Electron» и выпустил его в продажу. Матрёмин – это музыкальный инструмент, воображающий собой русскую матрёшку, в которой находятся разработке терменвокса.
Матрёмин помещается на ладонь, его легко носить с собой, так что возможно играться где угодно. «Я увлекаюсь механикой так же очень сильно, как музыкой, исходя из этого для меня было громадным наслаждением создавать матрёмин».
Ансамбль матрёминистов Da, Наталья Термен, Масами Такэути, Петр Термен по окончании концерта в МультимедиаАртМузее
В 2003 году Масами Такэути изготовил матрёмин в собственной компании «Mandarin Electron» и выпустил его в продажу. Матрёмин – это музыкальный инструмент, воображающий собой русскую матрёшку, в которой находятся разработке терменвокса.
Матрёмин помещается на ладонь, его легко носить с собой, так что возможно играться где угодно. «Я увлекаюсь механикой так же очень сильно, как музыкой, исходя из этого для меня было громадным наслаждением создавать матрёмин».
Ансамбль матрёминов Мэйбл
В 2013 году ансамбль, складывающийся из 272 исполнителей на матрёмине, вошел в Книгу рекордов Гиннесса как «самый большой в мире ансамбль терменвоксистов».
В 2014 году Масами Такэути создал собственную модель терменвокса и сейчас играется лишь на ней. Он кроме этого создал собственную технику и манеру игры.
Главные альбомы Масами Такэути: «Time slips away» и «VOCALISE».
Книги в соавторстве: ????? ???????20??????????? (досл. небесная музыка терменвокса и мужчина, поживший в Российской Федерации 20 века), ????????????? (досл. города и мастерство России).
Источник: TONTON club