Традиционные музыкальные инструменты японии: сякухати, кото и сямисэн

6-го сентября 2016 года в Библиотеке зарубежной литературы (ВГБИЛ) прошла лекция о классических музыкальных инструментах Японии и демонстрация мастерства игры на сякухати, кото и сямисэне. Японские музыканты поведали публике историю инструментов, поведали о технике игры и выполнили пара произведений.

В данной статье я желаю поделиться с вами их фрагментами и объяснениями выступлений.

Сякухати (японская флейта)

Исполнители на сякухати утверждают, что данный инструмент владеет собственной индивидуальностью. Как это часто бывает в японской культуре, некоторый предмет может заключать в себе особенный дух, что при сякухати не так-то .

Но, чтобы выяснить, в чём же состоит сложность игры на сякухати, давайте разберёмся, из чего она сделана.

Японская флейта изготавливается из различных видов бамбука. Толщина стенок возможно разной, в зависимости от чего изменяется влажность в инструмента, а соответственно и сам звук.

На данный момент на всех сякухати возможно встретить лишь пять пальцевых отверстий.

Особенность этого музыкального инструмента пребывает в том, что для игры на нём весьма сложно выделить какую-либо структуру либо механизм. В случае если, забрав в руки привычную для европейцев флейту, вы станете уверены, что, кроме того не имея музыкального образования, сможете хоть что-нибудь наиграть на ней, то с сякухати у вас смогут уйти месяцы на то, дабы издать хотя бы один звук.

Всё дело в особенном устройстве флейты.

На протяжении демонстрации исполнители внесли предложение людям из зала попытаться поиграть на на данный момент. Я решила подняться на сцену.

Исполнитель (Югай Кондо) внес предложение мне подуть на пальцы, а после этого подставил флейту и сообщил дуть . Сперва никакого звука не получалось, но Югай Кондо неспешно изменял угол наклона флейты и, хоть не сходу, но однако удалось добиться её звучания.

Посчитав, что сейчас я могу свернуть горы, я решила забрать инструмент сама. И что же вы думаете? Никакого звука у меня не получилось. Весьма сложно.

Говорят, что у каждого человека создаётся собственный неповторимый принцип игры на сякухати. Всё-таки звучание сильно зависит от самого исполнителя.

Особенность игры на сякухати пребывает в том, что музыка отражает сходу две инструмента: и индивидуальности исполнителя.

Сякухати пришла в Японию из Китая через Корею свыше тысячи лет назад (VIII в.). В городе Нара и по сей день сохраняются начальные образцы этого инструмента.

Этим инструментом деятельно пользовались дзэнские монахи «комусо» («монахи соломенной циновки»). В большинстве случаев для практики дзэн характерна сидячая медитация (дзадзэн).

Но монахи «комусо» в качестве духовной практики не медитировали, а играли на сякухати. Тогда японская флейта ещё не считалась музыкальным инструментом.

Она употреблялась как раз в религиозных целях на протяжении духовных практик.

Так они смотрелись в то время.

Своеобразный внешний вид монаха разъясняется тем, что человек как бы строит преграду между внешним и внутренним миром, всецело погружаясь в уединение с самим собой. Монахи носили с собой особые коробки для сбора милостыни, в каковые кроме денег имели возможность кроме этого бросать рис.

Считалось, что человек, совершивший подаяние, приобретает счастье от монаха-аскета.

На протяжении демонстрации кроме этого раздалась композиция «Три равнины» в исполнении двух сякухати.

Югай Кондо порадовал зрителей выполнением русской песни на сякухати. А вы выясняете мелодию?

Кото

Кото – японский щипковый музыкальный инструмент. Кроме этого пришёл в Японию из Китая в эру Нара (VIII век). Употреблялся в ритуалах при дворе. Умение играть на кото являлось показателем принадлежности к дворянской культуре.

В эру Эдо (1603 – 1868 гг.) была заложена база исполнительского стиля. Неспешно кото пробрался и в дома простых людей.

Считается, что данный инструмент сделан в форме дракона. Китайский дракон – это сущность добропорядочная и творческая. Правый край инструмента (в случае если наблюдать со стороны исполнителя) – это голова дракона, а левый – это его хвост. На поверхности деки кото натянуто 13 струн.

В современных кото не редкость 17 либо 20 струн. За счёт повышения их количества возрастает и диапазон.

Играются на кото посредством цумэ – особых напаличников. Цумэ (?) в переводе с японского обозначает «ноготь» либо «коготь».

Напаличники надеваются на большой, средний и указательный пальцы. Новички довольно часто ошибаются и закрепляют долгую часть цумэ недалеко от ногтя. В действительности её необходимо помещать на подушечки пальцев.

Крайне важно подобрать цумэ верного размера в соответствии с шириной пальцев, в противном случае напаличники смогут вылететь в самый неподходящий момент в ходе игры.

Произведения на кото постоянно исполняются правой рукой, которая в ходе игры принимает «форму горы». Левая легко касается струн. Иногда исполнители нажимают ей на струны, дабы изменять звук.

В большинстве случаев исполнитель играется на кото сидя на коленях (по-японски поза именуется сэйдза ??). Чужестранцам, не привыкшим к сидению по-японски, такая позиция может показаться мало тяжёлой, исходя из этого была организована возможность играться, сидя на стуле.

Русской аудитории было предложено попытаться поиграть на кото. С первого раза весьма сложно подобрать верный тембр, что зависит от угла наклона цумэ.

Но все добровольцы весьма старались и взяли одобрение японских мастеров.

Сямисэн

Сямисэн – японский щипковый трёхструнный инструмент. Кроме этого входит в число самых известных классических музыкальных инструментов Японии.

Время от времени он именуется по-второму – сангэн, что переводится как «три струны».

Сямисэн кроме этого пришёл в Японию из Китая в пятнадцатом веке. Неспешно инструмент трансформировался и получал современный вид.

Он складывается из двух частей: корпуса и длинного грифа. На грифе нет указания ладов, как на гитаре, исходя из этого крайне важен хороший слух исполнителя.

Струны изготавливаются из шёлка. Все струны отличаются по ширине.

Выполнение происходит при помощи плектра «бати». Плектр возможно сделан из различных материалов: дерева, пластика, буйволиного рога, панциря черепахи а также из кости слона.

Сам сямисэн изготавливается из красной породы дерева индийского происхождения. Это достаточно жёсткая порода, что разрешает достигнуть хорошего резонанса.

В ходе игры резонирует кожа, натянутая на инструменте.

Довольно часто возможно встретить выполнение японской музыки ансамблями из кото и сямисэна.

На сякухати продолжительное время было разрешено играться только дзэнским монахам, но со временем и данный инструмент присоединился к ансамблю. Сякухати в большинстве случаев играется запасного роль, создавая особенную воздух.

Играясь в ансамбле, исполнители должны весьма чётко улавливать перемещения друг друга и интуитивно догадываться о том, в то время, когда затевать музыкальный переход. Исходя из этого такое выполнение считается весьма сложным.

Исполнители поразили публику последней композицией, сыгранной на концерте. Поразительно сложное произведение называющиеся «Ятиодзиси» (записывается иероглифами восемь тысяч, лев и поколение – ?????).

На сцене выступало три исполнителя на сякухати, два на кото и два на сямисэнах. Шесть человек!

Чтобы суметь выполнить это произведение нужно поразительно усердно репетировать и быть настоящими мастерами.

Фрагмент произведения Ятиодзиси

По окончании выступления залу была предоставлена возможность взглянуть ноты музыкантов.

Тут вы видите ноты для кото:

Больше всего меня поразили ноты для сякухати.

Исполнители растолковали, что ноты для сякухати записываются символами катаканы. В то время, когда пальцы закрывают все отверстия получается звук ро (?).

Заглавия звуков записываются сверху вниз. Рядом с некоторыми символами ставятся точки, каковые показывают ритм.

Так, в случае если необходимо начать играться стремительнее, будет писаться не одна линия, а две. В Японии существовало много композиций, сочинённых незрячими людьми.

Исходя из этого такая манера записи звуком считалась эргономичной, потому, что разрешала интуитивно запоминать мелодию.

В то время, когда я следила за исполнителями на сякухати, меня поразил момент, в то время, когда все трое в один момент покрутили головой. Как у них это было записано в нотах?

Всё-таки японские музыкальные инструменты – это необычная вещь.

В случае если вам выдастся возможность заметить выполнение собственными глазами, не упустите её. Вы в обязательном порядке получите неповторимое чувство.

Традиционные японские инструменты сякухати и сямисен


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: