Для начала, мало истории.Фактически, откуда взялись кхмерские страны?
Первым развитым страной в Камбодже было королевство Бапном либо Фунань в китайской транскрипции. Основали Бапном уроженцы Индии, в первую очередь из Кушанской империи в начале 1 тыс. н.э.
В эти далекие времена Индокитай поддерживал активную торговлю с Западным миром, не только с Индией, но и с Римской, а потом Византийской империей. Во многих городах Индокитая отыскано множество различных артефактов и римских монет, имеющих западное происхождения — статуэтки, светильники.
Приблизительно одвременно с этим, кочевые семейства скифов и кушан-юэчжи в течении нескольких столетий формировали правящую элиту в Индии. Во времена разных политических катаклизмов кое-какие представители кушанской элиты эмигрировали на Восток в государства Юго-Восточной Азии, тем самым формируя местные королевские семейства.
Таким уроженцем Индии был и основатель страны Фунань-Бапном — Каундинья. Он женился на местной царице, и их потомство образовало первую семейство фунаньских царей.
Примечательно, что в пятом веке н.э. еще один брахман Каундинья захватывает власть в Фунани еще раз. По сути, вся культура Камбоджи формировалась такими вот уроженцами Индостана.
Они принесли собственную религию — брахманизм, а потом буддизм. Частично организовали в Индокитае индуистское публичное устройство — кастовую совокупность. А также дали наименование стране, поскольку Камбоджа — слово иранского происхождения.
Ранее Камбоджей именовали горное плато на севере Индии недалеко от современного Афганистана. Вероятно это наименование уроженцы Кушанской империи перенесли по аналогии на горную местность к северу от Фунани-Бапнома, где фактически и обитали предки современных кхмеров.
Оборонительный ров, окружающий храмовую гору Баконг.
// maximus101.livejournal.com
Края рва были выложены камнем, довольно часто кроме того дно рвов и каналов выкладывалось каменными плитами и кирпичом. // maximus101.livejournal.com
В пятом веке в Фунани существовал титул приближенного к царю — куджула, по имени основателя Кушанской империи Куджулы Кадфиза.
Из Индии пришла в письменность и Камбоджу. Старейшая надпись в Юго-Восточной Азии обнаружена территории современного южного Вьетнама, в том месте где Фунань граничило с страной Тямпа.
Написана она на санскрите, кушанским шрифтом.
Кроме того в то время, когда в Камбодже уже хватало собственных брахманов, самые знающих и авторитетных приглашали из Индии. К примеру, в седьмом веке ко двору царя Ишанавармана I прибыл скифский шако-брахман Дургасвамин, что без промедлений женился на дочери царя.
Индусы организовали у кхмеров представление о горе Меру, которая плавает в мировом океане и есть центром мира. Это представление наложилось на местный культ горы.
Исходя из этого все храмы Кхмерской империи строились по аналогии с горой Меру — в центре храмовой территории пребывала священная гора (неестественная либо натуральная), окруженная водной гладью широких рвов, каковые символизировали собой всемирный океан.
На снимке со спутника прекрасно видны два рва около храмовой пирамиды Баконг в Харихаралае. Ближний к пирамиде ров шириной 60 метров, он целый зеленый на фото, поскольку зарос растительностью, второй ров шириной 50 метров (внешнее кольцо, вернее квадрат), на данный момент он частично высох, но все равно его очертания прекрасно просматриваются.(Фото кликабельно) // maximus101.livejournal.com
Внутренний ров около Баконга. // maximus101.livejournal.com
С громадной почвой храмовая пирамида соединялась двумя плотинами — с запада, и с востока. Основной вход всегда был на востоке (исключением стал лишь Ангкор-Ват) // maximus101.livejournal.com
Баконг — первый кхмерский храм всецело выстроенный из камня. До этого все храмовые постройки возводились из кирпича.
Действительно, каменной была пирамида Ронг Шьен в Махендрапуре, но на данный момент она практически уничтожена, что затрудняет ее изучение. // maximus101.livejournal.com
Кхмерская храмовая гора — это массивное каменное основание, на котором стоят маленькие храмы башни — прасаты. В прасатов пребывали главного символа и изображения божеств царской власти в Кхмерской империи — шиваитской линги, олицетворявшей божественную мощь кхмерских правителей. // maximus101.livejournal.com
Собственную божественность основатель Кхмерской империи Джаяварман II взял в 802 году на горе Пном Кулен, где он заложил город Махендрапуру. С целью проведения процедуры по обожествлению царя, из Индии был выписан очень опытный брахман Хираньядама — ведущий эксперт по индуистской волшебству.
Это дело не было возможности доверить местным жрецам, исходя из этого Хираньядама намерено обучал главного придворного брахмана Джаявармана II Шивакайвалью ритуалу девараджи из-за которого, царь преобразовывался в Чакравартина (Повелителя Вселенной) и Живого Всевышнего.
В будущем Шивакайвалья и его родственники всецело приватизировали волшебные функции в Кхмерской империи. Данный род брахманов всегда поддерживал родственные связи с царской семейством.Жрецы отдавали собственных дочерей в жены правителям и кроме этого женились на дамах из царской семьи.
В итоге вся кхмерская элита начала состоять практически из одних служителей культа, исходя из этого Кхмерскую империю возможно во многом вычислять религиозным страной.
По свидетельству китайских источников, кхмеры до 7 века н.э. деятельно практиковали человеческие жертвоприношения на вершинах собственных храмов гор. Но начиная с 9 века, это непотребство стало неспешно сходить на нет.
Чему поспособствовал третий правитель Кхмерской империи Индраварман I, он назначил главным гуру брахмана Шивасому, что в юности получал образование Индии у религиозного реформатора и великого мудреца Шанкары.
Шивасома начал деятельно бороться с тантризмом, разными прочими безобразиями и неуставными йогами. Главная цель его реформ — жестко структурировать все религиозные ордена и поставить их на работу стране.
В итоге о людских жертвоприношениях стало практически ничего не слышно (действительно, необязательно они провалились сквозь землю, к примеру в буддийской Бирме они существовали впредь до 19 века), но тантрики все равно остались, проявляя себя периодическими восстаниями против центральной власти.
Как раз Индраварман I закончил строительство святилища в Баконге в первой половине 80-ых годов IX века, начатое еще при Джаявармане II. Он же выстроил и многие другие храмы и по праву считается главным строителем Харихаралаи.
Баконг стал погребальным храмом-мавзолеем для Индравармана I, его посмертное имя Ишваролока. Пепел от погребального царского костра хранился в урне на вершине пирамиды в главном прасате.
Потом, многие правители Ангкора перестраивали и реставрировали Баконг, тем самым отдавая дань памяти первой имперской столице. Эти каменные мутанты на уступах храма, в действительности, фигуры слонов, каковые пара поизносились за более чем тысячу лет. // maximus101.livejournal.com
Основной прасат в Баконге был восстановлен в середине 20 века способом анастилоза, в то время, когда уничтоженный монумент собирают из отдельных сохранившихся фрагментов. Анастилоз деятельно используют для восстановления храмов Ангкора, и нужно подметить, что данный способ реставрации себя всецело оправдывает.
Время от времени о пирамиде Баконг пишут, что она выстроена из блоков песчаника. Это не совсем правильно, поскольку главным камнем при возведении пирамиды был латерит, а песчаник употреблялся лишь для облицовки.
А само основание пирамиды постоянно сооружалось из почвы и разного каменного боя, которое обкладовалось каменными блоками.
На фото виден внутренний латеритовый слой кладки. // maximus101.livejournal.com
на данный момент на территории храма находится буддийский монастырь — это строение с золоченной крышей. // maximus101.livejournal.com
Центральную гору окружало пара храмов-прасатов. Все они выполнены из кирпича, в доангкорскую эру камень при постройке использовался редко. Исходя из этого эти прасаты последствия строительной культуры старого Бапнома и страны Ченла.
Все они имеют индийское происхождение.
Фигура небесной танцовщицы — апсары, выполненная из резного кирпича. // maximus101.livejournal.com
Маленький храмик рядом с основной пирамидой. Все кхмерские храмы имели одну и туже структуру — небольшой храм и ступенчатое основание-башня наверху.
Изменялись только количество и размеры сооружений прасатов на платформе. // maximus101.livejournal.com
Остаток священной змеи Наги, тут она похожа на простое бревно. Потом, кхмеры будут изображать Нагу на всех плотинах ангкорских храмов. // maximus101.livejournal.com
Когда-то внешний периметр Баконга был укреплен валом и древесными стенками, на данный момент от них не осталось и следа.
Остатки внешнего рва святилища, на данный момент он употребляются под посевы риса. // maximus101.livejournal.com
Нужно признать, что перед тем как Джаяварман II заложил город Харихаралайю на равнине к северу от озера Тонлесап, тут уже существовали поселения и очень большие. Это были города страны Ченла, от них фактически ничего не осталось.
Но один объект все же смог сохраниться, хоть и дошел не хорошо. Речь заходит о самой древней из отысканных кхмерских пирамид — это Прасат Ак Ем, находится он на южном крае огромного водохранилища Западный Барай.
Предполагается, что Ак Ем был центром старого города Амарендрапура, в начале 11 века данный город был полностью уничтожен кхмерами при постройке огромного водоема. // maximus101.livejournal.com
Но кое что осталось, на фото ниже остатки главного прасата, что стоял на вершине пирамиды Ак Ем. на данный момент все сооружение прячется под земляной плотиной Западного Барая.
Высота плотины около 20 метров, а ширина у основания практически 100 метров, исходя из этого она полностью поглотила основной храм Амарендрапуры, другая часть города ушла по воду.
Руины Прасата Ак Ем. // maximus101.livejournal.com
Имеется кхмерская запись, повествующая о том, что Амарендрапуру основал божественный Джаяварман II, как и Харихаралайю и город на горе Пном Кулен. Но это маловероятно, во-первых он основал за маленький срок через чур много городов, что само по себе приводит к сомнению.
Во-вторых, в районе Западного Барая нашлась стела царицы страны Ченла Джаядеви, которая датируется 713 годом, эта находка подтверждает тот факт, что тут еще за 100 лет до Джаявармана II был один из центров царской власти. Быть может, Джаяварман лишь перестроил уже существующий храм.
Кстати, сам факт существования правителя женского пола — Джаядеви правила по окончании смерти супруга, Джаявармана I, показывает, что положение дам в брахманской Камбодже значительно отличалось от положения дам в брахманской Индии, где как мы знаем дама неизменно существо второго сорта. Но об этом чуть ниже.. // maximus101.livejournal.com
Пирамида Ак Ем была выстроена полностью из кирпича, и что страно, она не уступала размерами Баконгу — главному храму Харихаралайи. Обе пирамиды имеют однообразную высоту — около 15 метров, но основание Ак Ема больше — это квадрат со сторонами 100 на 100 метров, тогда как у Баконга — 70 на 70.
на данный момент Ак Ем всецело засыпан почвой, что мешает принимать его размеры. // maximus101.livejournal.com
На уступах пирамиды разросся лес, но распознать их возможно, в случае если спуститься вниз по тропинке. // maximus101.livejournal.com
В середине 20 века была сделана попытка расчистить Ак Ем, это означало, что нужно снять пара тысяч кубов грунта, что неминуемо привело бы к прорыву плотины — и все воды огромного водоема смыли бы город Сиемреап в озеро Тонлесап. Конечно все работы были своевременно прекращены.