Уникальное сочетание русского и западноевропейского церковного зодчества. церковь знамения пресвятой богородицы под подольском (21 фото)

Знаменская церковь в усадьбе Дубровицы

Имеется в Южном Подмосковье под Подольском необычный для этих мест храм — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы. «…Ничего аналогичного не встретить больше в Киевской Руси великой; ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не придумать!» — так отзывался об данной церкви в начале XX века Сергей Маковский, архитектор. И она вправду неповторима и прекрасна.

Заложена эта церковь была в первой половине 90-ых годов семнадцатого века в усадьбе Дубровицы, хозяином которой был князь Борис Алексеевич Голицын, сподвижник и воспитатель Петра I. Произошло так, что в следствии придворных интриг его оклеветали, царь отлучил впавшего в немилость Бориса Алексеевича от двора и послал в сравнительно не так давно купленную им деревню Дубровицы. Но скоро хорошее имя Голицына было восстановлено, царский бешенство поутих.

Царь опять позвал Голицына в Москву и пожаловал ему боярское звание. В честь примирения с царем и задумал Голицын возвести в собственной усадьбе данный белокаменный храм.

Но не смотря на то, что его строительство было закончено во второй половине 90-ых годов семнадцатого века, освятили красавец-храм только спустя пять лет, и обстоятельств тому было пара.

Во-первых, освящать его настойчиво отказывалась православная церковь в лице Патриарха Адриана. Выстроенный храм был весьма необыкновенным, совсем не похожим на православные храмы и не соответствовал церковным канонам.

Украшенный в стиле барокко на европейский манер, он напоминал католические храмы, как раз исходя из этого православная церковь и принимала его «в штыки».

Помимо этого, освящение храма князь Голицын собирался провести в присутствии правителя, а в те годы Петр I, занятый походами , в Москве практически не оказался. Только в феврале 1704 года, отвоевав у шведов Восточную Прибалтику, Петр с царевичем придворными и Алексеем прибыл в усадьбу Голицына.

К тому времени царь совершил церковную реформу, Патриарх Адриан скончался и митрополит Стефан все же освятил храм.

Центральная часть храма возносится ввысь в виде красивого восьмигранного столпа, венчает что не купол и не шпиль, как было заведено в Киевской Руси, а золоченая корона.

Не смотря на то, что в архитектуре храма и прослеживались традиции древнерусского зодчества, например, резных украшений старейших храмов Владимира и Суздаля, в целом он был выстроенным в духе подражания западным, католическим примерам.

В качестве украшения храма использовано множество скульптур, что характерно для европейского барокко XVIII века. К сожалению, многие из них на данный момент практически уничтожены либо вовсе потеряны.

У одного из входов помещены белокаменные скульптуры двух старцев-святителей в мантиях — Григория Иоанна и Богослова Златоуста.

Над западной дверью возможно заметить статую еще одного святителя – Василия Великого.

Помимо этого, фасад украшен изваяниями евангелистов, апостолов, ангелов.

Богато декорирован храм и белокаменным ажурным кружевом с достаточно затейливым узором из цветов, листьев, фруктов.

Документальный фильм: \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: