Так как это не просто пещеры, а действующий индуистский храм — самый узнаваемый за пределами Индии! Храм посвящён всевышнему Муругану — его сорокаметровое изображение стоит у подножия горы, в которой находятся пещеры.
Сами пещеры весьма ветхие, им около 400 миллионов лет. Но храм существенно новее — религиозные служители пришли ко мне только во второй половине 19-го века. А статуя Муругана, так та и вовсе новодел — её выстроили в 2006.
Но выглядит всё это весьма эффектно.
Комплекс лежит в 20 минутах на машине от центра на такси (это стоит 25-30 местных тугриков, либо $6-$7). Входом помогают прекрасные ворота, расписанные в классическом индуистском стиле.
Вход кстати бесплатный.
// levik.livejournal.com
На территории орудуют несметные полчища голубей. Туристы их подкармливают, и фотографируются с ними. По моему, это как крыс кормить.
А вот и сам Муруган, его ещё именуют Сканда, он всевышний войны. В случае если б я не прочёл, что его меньше десяти лет назад закончили, с радостью бы поверил, что данной статуе уже за сто лет.
Чтобы её покрасить из соседнего Тайланда привезли 300 литров золотой краски!
Перед входом висит памятка девушкам (и женщинам), о том в каком виде подобает входить в храм. В шортах и с маленькими рукавами запрещено. Рядом дежурят тётушки, каковые отлавливают несчастных туристок, и заставляют их замотаться до отметки приемлемой скромности — для этого у тётушек имеется особые шали.
Вот так — нормально.
К мужчинам никто не пристаёт — видел большое количество парней в спортивных труселях. С одной стороны, это огалтелый сексизм, с другой — я рад, что не было нужно заматываться в шаль.
И без того жарко было.
Вход в пещеры находится на высоте примерно сто метров, к нему ведёт лестница из 272 ступеней. Большое количество народу в возрасте в том направлении карабкаются, время от времени останавливаясь, чтобы передохнуть и стереть пот.
По бокам стоят многоцветные фигурки из индуистской мифологии — они причёсками и усатостью напоминают людей из 70-х годов — разве что штанов клёшь не достаточно. Не смотря на то, что может их тогда и слепили?..
А вот по большому счету какие-то психоделические слоники. Это думается всевышний Ганеш? Но из-за чего его так много?..
Поднимаясь по данной лестнице, я осознаю, что ничего не знаю про индуизм.
Но это ничего — самое основное развлечение для карабкающегося паломника (либо туриста) — это мартышки, каковые сворами гоняют вверх-вниз по перилам лестницы с завидной прытью.
Кое-какие визитёры намерено приносят бананы, и поднимаясь вверх, останавливаются покормить зверушек.
Те совсем не стесняются, взяв банан не удирают с ним куда-нибудь, а нормально кушают его прямо на ступенях. Все туристы тут же сбегаются пофотографировать.
Местные наблюдают на них с лёгким удивлением — чего дескать мартышек фотографировать? Лишь пробки на лестнице создаёте.
На самом верху лестницы ещё одни ворота с цветными фигурками — правда перед величественным входом в основную пещеру они выглядят мало нелепо. Представьте, что кто-нибудь в Париже перед Нотр Дамом такую рамку бы поставил…
Основная, Храмовая пещера весьма внушительна — это огромное открытое пространство с высоченным сводом. Пещера открыта с двух сторон, по обе из них имеется лестницы (входя в саму пещеру нужно мало спуститься).
В дальнем финише пещеры и находится основной храм не — в то время, когда я ко мне пришёл, в храме именно шла какая-то работа. Около толпился народ, а из нутри раздавалось ритмичное распевание.
Может это мантры?..
В пещеры также бегают мартышки.
Я решил взглянуть куда ведёт лестница в дальнем финише, и повстречал ещё одну. Эта где-то надыбала половину кокоса, и сидела покусывая его иногда, а до тех пор пока жевала, неинтересным взором наблюдала вниз, на собравшихся паломников.
В дальнем финише, потолок пещеры раскрывается натуральным колодцем, из него льётся броский дневной свет. Видно, как на верху, на протяжении кромки растут деревья.
Туристы фотографируют данный колодец. Возможно возможно как-нибудь снять так, чтобы небо не было засвечено. Но у меня не вышло.
В пещере не считая главного храма имеется и алтари и другие святилища. Народ у них чувствует себя очень расслаблено, многие сидят на полу, болтают.
Основное, как я осознал, это снимать обувь.
До тех пор пока я ходил по пещере, в главном храме закончилась работа. Люди правда не расходились. Большая часть осталось находиться и обсуждать что-то мелкими группами. Кое-какие стали расставлять на полу вот такие штуки различными узорами.
Эти вот к примеру иудейскую звезду строили, сверяясь по рисунку на мобильнике.
Взглянул поближе — выяснилось это свечки какие-то из натурального масла.
Перед тем как выйти окинул ещё раз взором пещеру. Весьма впечатляет. Увидел, что в различных углах мелкие статуи, около каждой благовония и свои свечки.
На выходе, как положено магазинчик. Тут лишь религиозные сувениры продаются — всякие Омы светящиеся, свечки, молитвы, и т.д. Но имеется и вода в бутылках.
Муруган позади. Из этого был бы хороший вид на Куала Лумпур, но к сожалению в воздухе практически в любое время висит серая дымка, и без того на большом растоянии просто не видно.
Спускаться с горы существенно проще чем подниматься. Идёшь вниз и думаешь, что это все туристы лезущие вверх так пыхтят? Не так тяжело же!..
Рядом имеется ещё одна пещера, именуется Рамаяна — в том месте посредством весьма цветастых фигурок изложена история Рамы. Вход в том направлении платный (правда стоит дешевле $2), и в принципе эта пещера мне значительно меньше понравилась.
Все эти фигурки по моему мало отнимают от красоты натуральной пещеры, но раз уж приехал, возможно и посмотреть.
// levik.livejournal.com
Пещера Рамаяны находится слева от основной, рядом с входом стоит громадная статуя зелёного чувака с коровьей обезьяньей мордой — это Хануман, один из персонажей Рамаяны. Чего лишь не определишь в Википедии…