Вы когда-нибудь имели возможность бы поразмыслить, что практически одной из первых государств, в которых показался уличный фастфуд, была Япония? Но понятие классического уличного фастфуда в Японии отличается от того, что распространено в Европе.
В чём же состоят эти отличия?
Ежедневно в сумерках за городом Фукуока садится солнце, и прошлое выходит из укромных уголков города. В проходах между строений и на закинутых парковках оживают древесные повозки, каковые мужчины в одежде для готовки и кепках несут как будто бы трон.
Выглядит всё это как будто бы священный ритуал, в то время, когда на протяжении фестивалей несут алтари. Но живущие в этих древесных повозках духи принадлежат кулинарии: тёплые сковородки, пикантные масла и пиво.
Сцена, раскрывающаяся перед вами каждую ночь в районе Накасу, – это классическая, но имеющая нехорошую репутацию часть японской кулинарной традиции ?? «ятай», которую возможно перевести как «лоток с едой».
Традиция ятай постоянно напоминает о том, где вы находитесь. Чёрные деревья и развевающиеся знамёна в центре сияющего города, в котором нервничают «белые женщины» и воротнички в строгих костюмах, показывали на то, что я нахожусь не в каком-нибудь невзрачном современном мегаполисе.
Эти лотки с едой, быть может, уже много лет стоят на протяжении берега реки. Подойдите к маленьким занавескам – и вы присоединитесь к местному ритуалу.
Вам доведётся попытаться историю на вкус.
Но подобные сцены, как в Накасу, исчезают. В нынешнее время большая часть японцев ассоциируют слово «ятай» с палатками с едой на фестивалях. Старомодные лотки с едой, каковые когда-то были популярны по всей Японии, сейчас в основном ассоциируются с Фукуокой.
Но кроме того в том месте их количество уменьшилось. В первой половине 60-х годов прошлого века таких мест было более 400. Сейчас же их осталось лишь 121.
Что такое ятай?
Ятай практически выглядит как древесный ларёк на колёсах. Древесные телеги раскладываются в мелкие, но продуманные мини-рестораны. Рама тележки помогает собственного рода «барной стойкой» между клиентом и поваром.
Замечать то, как они раскрываются, – это как будто бы наблюдать «Трансформеров» в реальности. Неброская тележка с колёсами преобразовывается в полноценный ресторан на 8-10 человек.
Происходящее в Накасу находится на пешеходной дорожке, где парк пересекается с рекой. Телеги выкатывают на закате, а их хозяева раскрывают стеклянные витрины и сидячие места с едой.
Сиденья расставляют спереди от тележки, время от времени их расставляют наоборот неспециализированного раскладного стола либо дополняют мелкими стульями и складными столиками. Газовые баллоны, переносные холодильники и электрические генераторы находятся в самой кухоньке, а посуда свисает с крыши.
Всё это сооружение в открытом состоянии получается где-то 2 на 3 метра.
В Японии в 1930-е годы такие повозки воспринимались как знак левого рабочего класса: быть может, по причине того, что обладатели практически таскали их на собственных поясницах. С приходом грузовиков с едой в западном стиле ятай стал напоминанием, что нет ничего нового под восходящим солнцем.
Еда в ятай
Японские ятай, являясь переносными ресторанами, в теории смогут подавать что угодно. Так и получается на практике. Кое-какие особенно продвинутые подают итальянскую и французскую кухню.
Кроме того так существуют кое-какие самые популярные блюда, каковые вы имеете возможность найти в таком мини-ресторане.
- Рамэн – узнаваемый суп с лапшой. Фукуока известна своим рамэном. В то время, как сетевые заведения как Иппудо имели возможность бы основать филиал в Америке, ятай властвует над местным воображением. Такие издания, как «Travel» и «Leisure Magazine» назвали Нагахаяма Ятай лучшим в Японии местом, где реализовывают рамэн;
- Окономияки – это по сути оладьи с наполнителем. Одно из самых редких японских блюд за рубежом. Его приготовление кроме этого может занять какое-то время, что даёт клиентам хорошую возможность расслабиться на улице с бутылочкой холодного пива либо сётю (крепкий японский напиток);
- Одэн – это тёплый суп с капустой, тофу и рыбным пирогом. Это весьма домашнее блюдо, но оно популярно, по причине того, что может подготавливаться целый сутки непрерывно;
- Якитори – это собственного рода шашлычки из овощей и курицы с громадным числом приправ и соли. Их скоро и легко готовить.
Золотая пора традиции Ятай
Имеется свидетельства, что традиция ятай существовала ещё в V-VI столетиях, в то время, когда местные повары расставляли палатки перед буддийскими храмами, дабы накормить голодных паломников. Но современный вариант, в соответствии с японскому историку Итикава Хироаки, показался приблизительно в 1600-е годы.
В эру Эдо (1603-1868) местные феодалы и даймё должны были выполнять регулярные поездки в столицу, почему продолжительно пребывали в дороге. Фактически, исходя из этого и показалась необходимость в том, дабы рестораны следовали за делегациями и подавали им привычные блюда из родных мест.
Мобильные рестораны кроме этого были одним из немногих вариантов покушать ночью. В действительности имеется вне дома до появления ятай было по большому счету не принято.
Параллельно стали появляться разные идзакая, но ятай находились у всех на виду. Во время Эдо древесные телеги были тесно связаны с их предотвращением и пожарами.
Изначально эти телеги показались в качестве места сбора при чрезвычайных обстановках: в этих «безлюдных участках» люди имели возможность собраться при пожара. Правилами были не разрешены постоянные постройки на полях, что сделало телеги на колёсах совершенным компромиссом в данной обстановке.
При с ятай пламя давал, и он же забирал. 1689 году началась паранойя, которая связана с открытым огнем, результатами которой были разгоны правительством всех телег и запрет на применение открытого огня в готовке.
В те дни были популярны суши, соба, якитори, темпура и второе, но лишь для изготовление одного блюда из всех перечисленных не нужен пламя. Однако, соба осталась.
Протест заключался в том, что хозяев телег прекратить готовить, а люди не желали имеется дома.
К концу эры Эдо во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века японская экономика в большинстве собственном росла в больших городах. В начале прошлого века за работой в города ринулось такое количество крестьян, что начался недостаток риса.
Люди низшего происхождения относительно феодалов правления Токугава стекались к ятай, дабы ощутить вкус привычных и ностальгических блюд. Но позднее ятай превратились в приемлемый метод перекусить спешащим работникам.
Ятай процветали в мегаполисах, быть может, являлась кроме того первой концепцией «фаст фуда». Достаточно не так долго осталось ждать таковой вид деятельности начал рассматриваться как возможность для низших классов завести бизнес, дабы разбогатеть.
Быть может, это и есть обстоятельством того, из-за чего в конце войны ларьками с едой на оккупированных территориях Тайваня и Кореи обладали иммигранты из Японии.
Не все обожали ятай. Время от времени их вычисляли показателем упадка городов и японской культуры в целом.
Для культурной элиты ларьки с едой являлись подтверждением того, что Япония отказывается от собственной глубокой связи с едой и земледелием. Ятай позднее стали распространенным знаком разрухи причинённой индустриализацией периода Мэйдзи. Интеллектуал того времени, Курасабуро Кобояси, сказал:
«В давешние дни местные крестьяне в Накано, Коэндзи и Мусасино выращивали гречиху, а заведения, где готовили собу, сами делали гречневую муку, от чего соба всегда была свежей. Но же Сейчас гречиха проходит продолжительный путь, и гречневая мука есть продуктом массового производства больших купцов.
Их приоритет не в том, как приготовить самое вкусное блюдо, а как приготовить его дешевле всего. Так, первый купеческий инстинкт – это посчитать доходы на квитанциях»
Он кроме этого жаловался, что ятай поменяли вывод о свежести и качестве еды; сейчас лапшичные рекламировали то, что они сами делают лапшу, не смотря на то, что раньше лапша делалась в ручную неизменно.
Комбинация беспокойного стиля и голода судьбы периода Эдо помогла ятай собрать популярность. Темпура, суши и другие блюда были через чур хороши и несложны, дабы правительство имело возможность их запретить.
Источник: Tofugu