Если вы когда-нибудь были в храме в Японии, вы точно видели несколько похожих на псов львов, располагающихся по обе стороны от входа. Если вы были на Окинаве, вы точно подмечали их практически везде.
Кто же они?
Разные типы этих существ возможно встретить в Китае, Корее, Мьянме, Тибете и других восточноазиатских государствах либо кроме того у входа в китайские рестораны на западе. У них имеется множество названий: львы, собаки, львиные псы, собаки фу.
В Японии они именуются ?? комаину, а на Окинаве – шиса. Из-за множества названий и появляется вопрос: «кто же они в действительности?»
СОБАКА Либо КОШКА?
Я не буду ходить вокруг да около и сходу сообщу, что эти животные в действительности львы. Тогда отчего же их нарекли псами? Мы придём к этому, но для начала мы должны посмотреть на Индию.
Древние статуи львов были и в других государствах Средней Азии, но Индия – отправная точка в пути львиных статуй в Японию, по причине того, что они перемещались вместе с буддизмом.
Сперва львы показались в индийском храмовом мастерстве, и уже в III веке пришли в китайский буддизм. В те времена лев был защитником дхармы (учения Будды).
С течением времени они кроме этого стали защитниками императорских врат.
Позднее история делается не весьма ясной. Китайское слово для львов (включая статуи) – ши ?либо шиши ??, но были и другие животные в Китае, показавшиеся приблизительно одновременно с этим, именовавшиеся сечжи ??.
В какой-то момент между седьмым веками и третьим парные каменные сечжи попали в Корею, где их наименование произносилось как haetae либо haechi. Haechi были весьма похожи на львов, но владели чешуйчатым телом, маленькими рогами на голове и время от времени — мелкими крыльями.
Во время Нара (710-794) стражи-львы кроме этого пришли и в Японию. Неизвестно, пришли ли они изначально из Китая либо из Кореи.
Сперва они изготавливались из дерева и употреблялись лишь в помещений. В IX веке случились кое-какие трансформации, и пара начала складываться из одного льва с открытым ртом (шиши ??) и похожего на собаку комаину с рогами и с закрытым ртом.
Само по себе наименование комаину свидетельствует «корейская собака». Учитывая их рога и название, вероятнее, комаину случились от корейских haechi.
К четырнадцатому веку рога провалились сквозь землю, и оба животных начали именоваться комаину. Одвременно с этим люди начали делать их из камня и применять вне помещений.
Снова же, история расплывчата, и я не отыскал никаких сведений о том, как комаину стали необходимым элементом при входе в синтоистский храм. Это лишь моя теория, но я пологаю, что стражи-львы имели возможность первоначально ассоциироваться с буддистскими храмами.
Я говорю так из-за буддистских ассоциаций в Китае и раннего корейского влияния на японских львов (буддизм пришёл в Японию из Кореи в 552 году). В случае если это было так, то переход от буддистских храмов к синтоистским святилищам возможно растолкован тем фактом, что они довольно часто дробили одну и ту же территорию, и, в попытках распространить собственную веру, буддисты довольно часто проводили параллели между знаками их религии и исконными верами Японии.
Вам возможно весьма интересно, видел ли кто-нибудь в старой Японии живого льва хотя бы раз. Путь из саванны продолжителен, но да, азиатские львы существуют. Не смотря на то, что на сегодня их поразительно мало, до девятнадцатого века их возможно было отыскать везде: в Персии, Палестине, Месопотамии и Индии. В Китае львы также были известны.
Но неизвестно, были ли львы в Японии. Но, в течение периода Токугава экзотические животные время от времени были частью фестивалей, так что возможность существует. Но вернее однако будет заявить, что большинство японцев ни при каких обстоятельствах не видели настоящих тигров до современности.
ГОВОРЯЩИЕ «А»
В то время, когда комаину в парах, у одного льва в большинстве случаев открыт рот, тогда как второй лев молчит. Это не случайное совпадение, а буддистский символизм. Открытый рот изображает звук «а», тогда как закрытый – звук «ун».
Совместно они образовывают а-ун, японский аналог индийского слова ом ?. Появившееся в индуизме и перешедшее в буддизм, значение «ом» думается мало размытым, но время от времени описывается как имя Всевышнего либо звук вибрации вселенной. По крайней мере, в Японии «а» и «ун» кроме этого символизируют конец и начало, так, как в западных государствах употребляются альфа и омега.
Кроме этого время от времени говорится, что животное с открытым ртом – мужчина, а с закрытым – дама.
КОМАИНУ: Узнаваемый ЗАЩИТНИК
В Японии статуи львов являются непременным атрибутом святынь, но их редко возможно заметить ещё где-либо. Но те, кто когда-нибудь был на Окинаве, знают, что в том месте эти львы практически везде.
Статуи львов вездесущи на Окинаве.
В том месте они известны называющиеся «шиса», что свидетельствует «лев». Они изготовляются из разных материалов, не смотря на то, что «фирменный» материал префектуры – красная глина. Их возможно отыскать не только в местах, имеющих духовное значение, но и на крышах либо рядом с входами в дома и предприятия.
Кроме этого возможно легко купить собственного шиса, поскольку практически в любом сувенирном магазине имеется статуи любых размеров.
ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА
Это птица? Это самолёт? Нет, это шиса-мэн! Возможно, он и не стремительнее пули, вообще-то, в большинстве случаев он достаточно неподвижный, но с силой шиса шутки нехороши. Существует две легенды о героизме шиса:
Китайский посланник преподнёс правителю презент — ожерелье с изображениями шиса. Одновременно с этим, в бухте Наха деревня Маданбаси страдала от морского дракона, что пожирал крестьян и уничтожал их имущество.
В то время, когда правитель посещал деревню, дракон неожиданно нападал, а люди убежали прочь и спрятались в собственных зданиях. Но местной жрице было видение, что правитель может спасти деревню, в случае если поднимется на морском берегу и направит ожерелье на дракона.
Правитель послушался и встретил дракона высоко поднятым ожерельем, и по всей деревне срочно раздался ужасный рёв, что был таким глубоким и замечательным, что потряс кроме того чудовище. После этого с неба упала массивная глыба и придавила хвост дракона.
Тот не имел возможности сдвинуться с места и в итоге погиб.
В соответствии с второй легенде, обитатели деревни Томимори на юге Окинавы страдали от нередких пожаров. Тогда они разыскали мастера фэншуя, дабы задать вопрос его, из-за чего пожары случаются так довольно часто.
Тот заявил, что во всём виновата мощь расположенной рядом горы Яэсэ, и внес предложение обитателям выстроить каменного шиса, обращённого к горе. Они поступили так, как он приказал, и так с того времени защищали собственную деревню от огня.
СХВАТКИ С МОНСТРАМИ
Шиса время от времени появляются в некоторых значительно более современных история. Кинг Шиса, огромный монстр, основанный на образе шиса, в первый раз показался в фильме «Годзилла против Мехагодзиллы» в 1974, и после этого в 2004 в «Годзилла: Финальные войны».
В британском дубляже его имя было поменяно на Кинг Сизар. В собственном первом появлении Кинг Шиса был хорошим защитником человечества, но дремал в горы на Окинаве в течение продолжительного времени.
В то время, когда Годзилла в одиночку не смог победить собственного двойника-робота, люди-действующие лица фильма разбудили старого Кинг Шиса. После этого Кинг Шиса и Годзилла объединились, дабы побороть Мехагодзиллу.
В «Годзилла: Финальные войны» Кинг Шиса сражается против Годзиллы, но так как его осуществляли контроль инопланетяне, мы не будем вычислять его нехорошим. В этих фильмах Кинг Шиса предпочитает ближний бой, не смотря на то, что он имеет свойство перенаправлять энергию атаки соперника.
КОМАИНУ: ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ
Не смотря на то, что очень многое из их прошлого остаётся неясным, стражи-львы вправду потрясающи. И пускай в храмах по всей Японии возможно заметить множество комаину, безрадостно, что они не так довольно часто употребляются в современной поп-культуре.
Возможно, кое-какие из вас знают примеры, о которых не знаю я. Иначе, окинавские шиса — это весьма живой знак, так что у данной потерянной из виду легенды имеется, по крайней мере, собственное пристанище на Рюкю.
+
Источник: Tofugu