Китайцы раньше всех ввели экзамены как способ отбора гениальных служащих (письменные экзамены существовали по крайней мере с 165 года до н.э.), раньше всех кодифицировали эту совокупность и довели ее до совершенства.
В средневековом Китае уложения, касающиеся правил отбора чиновничества, достигли непревзойденной отточенности и полноты и распространились фактически на целый китайский цивилизационный ареал. Эти уложения позднее претерпели кое-какие трансформации в регионах, в первую очередь в Корее и Японии.
К XIX веку экзамены превратились в начетничество классических канонов и прекратили функцию отбора гениальных. Многие в Китае и Японии тогда стали ратовать за введение «западных», другими словами в первую очередь естественных, наук, что взяло использование сперва в Японии в эру реформ Мэйдзи, а после этого в Китае.
Но отменил экзамены как фундаментальный метод отбора талантов и проверки знаний лишь Мао Цзэдун на протяжении культурной революции, что стало причиной катастрофическим последствиям для страны. По примеру Советской республики был введен критерий «идеологической непогрешимости» и «верного классового происхождения», что продемонстрировал собственную полную неприменимость и достаточно скоро был скорректирован политикой подготовки «и» привлечения спецов «технических экспертов» – опять-таки по примеру Советской республики 20-х годов.
Всецело.