Из джомсома в мананг через озеро тиличо

Озеро Тиличо — гималайский алмаз, чудесное, невинное место отечественной планеты, запрятанное от посторонних глаз в непальских Гималаях, среди вечных льдов одноименного пика. Тиличо считается одним из наибольших высокогорных озёр в мире, протяженность озера 4 км, ширина 1,2 км, озеро находится на высоте 4919 метров над уровнем моря.

А ещё это озеро есть одной из основных достопримечательностей на всемирноизвестном и, непременно, одном из самых популярных трекинговых горных маршрутов на отечественной планете, треке около Аннапурны. Любой кто идёт по этому маршруту знает, что в случае если в Мананге (Manang, большая деревня, столица данного региона на середине трека) свернуть налево и пойти в сторону деревни Кангсар (Khangsar), а позже ещё дальше и ещё выше, то возможно добраться и заметить собственными глазами чудо из чудес, горное озеро Тиличо.

И многие не страшась горной болезни и далеко не самого лёгкого пути до озера, идут дабы заметить Тиличо и внеземной ландшафт его окружающий собственными глазами.

Но про путь из Мананга на Тиличо уже написано большое количество и в сети полно карточек сделанных с южной стороны, со стороны базисного лагеря. Но необходимо изрядно потрудиться, дабы отыскать хоть какое-то упоминание о втором, более сложном, но и более прекрасном и увлекательном пути на озеро.

Это путь со стороны Джомсома (Jomsom), через перевал Месоканто (Mesokanto)Так вот, как раз о том, как возможно пройти на озеро со стороны Джомсома и о том как это было у меня, я и желаю поведать и что не мало принципиально важно продемонстрировать вам фотокарточки с той, второй стороны озера, с перевала Месоканто, конечно с места моей стоянки на озере. Потом мои дневниковые записи каковые я делал в конце каждого дня:

Сутки — 1.

Вышел из Джомсома на озеро Тиличо. Далеко не самый лёгкий сутки, целый сутки шёл вверх, собрал 1912 метров высоты. Пробовал отыскать в памяти делал ли я так раньше и не смог, по-моему столько я ещё за сутки ни разу не набирал, да и портфель у меня сейчас по большому счету не лёгкий, кроме палатки спальника, грелки, я докупил ещё один баллон газа, поскольку в том у меня осталось где-то треть, я посчитал, что этого не хватит, так что пру два баллона.

Еды я закупил не мало, где-то из расчёта на 7 дней, внезапно захочу остаться на озере продолжительнее. Ну и моя фототехника, всё совместно, думаю, где-то под 30 кг выходит, совершенно верно больше чем 25.

Но без оглядки на собственный увесистый портфель, шёл я сейчас с уверенностью, без каких или сверх упрочнений. Из Джомсома, перейдя по мосту на противоположную сторону реки, я вначале дошёл до деревни Тини (Thini), это совсем близко и из Джомсома её прекрасно видно.

Сразу после деревни начался крутой подъём, что не заканчивался целый сегодняшний сутки. Иногда мне попадались каменные домики предназначенные для коз, овец и для их пастухов, но людей, как и скотины в них не было, возможно все на пастбищах. А погода меня сейчас не радовала, всё около затянуло непроницаемыми молочными тучами, видимость время от времени не превышала 20 метров, но время от времени тучи расходились, не всецело само собой разумеется, но возможно было оценить окружающий ландшафт и было ясно, что около весьма сильно:)

// alex-zavodskiy.livejournal.com

А вечером в то время, когда я уже начал подыскивать место под палатку, внезапно как-то быстро прояснилось и я смог полностью оценить, куда мне удалось сейчас забраться. Да, тут уже так как я обожаю!

Я сходу расчехлил фотоаппарат и принялся снимать, но прояснение было не продолжительным, практически через 15 мин. всё сново погрузилось в молоко и заморосил небольшой дождик, что сейчас был моим спутником в течении всего дня.

А ещё, пока прояснилось я видел горных козлов, фактически таких же как и у нас на Кавказе, козлы меня также заметили и потихонечку переместились на дальний склон, а позже и вовсе куда-то делись. До тех пор пока ставил палатку чуть не отморозил себе пальцы рук об аллюминивые дуги, да, тут уже не месяц май, нужно утеплятся.

Высота по моему GPS 4592 метра.

Сутки — 2.

Всю ночь шёл ливень, не ливневой дождь, но таковой хороший ливень. Утром он не закончился, так же дул достаточно сильный ветер, облака как и раньше плотные, но мало расступились и возможно видеть окружающие горы.

По белым вершинам гор возможно сделать вывод, что чуть выше уже идёт не ливень, а снег. Не обращая внимания на такую не дружелюбную погоду, я позавтракал и начал планировать в путь. На улице температура недалеко от нуля, руки мёрзнут, было нужно одеть перчатки.

Иду медлительно, дышится не весьма легко, но в целом самочувствие хорошее. в первых рядах заметил табличку, табличка почему-то стояла не в той стороне в которую я думал мне необходимо идти, мне почему-то казалось, что перевал левее.

Дошёл до таблички, так и имеется, на указателе написано Tilicho и стрелка показывает в том направлении, куда мне идти совсем не хочется.

Приглядевшись в направлении куда показывает стрелка, я рассмотрел маленькую тропку которая уходила куда-то к белым вершинам и терялась в, нависших над ними, тучах, мне в лицо с порывами ветра барабанил ливень со снегом и было ясно, что ещё на 200 метров выше лепит настоящий снегопад. Перед глазами пролетела картина, как я в снежную бурю, где-то в том месте в тучах ищу путь на перевал и не могу его отыскать.

Постояв ещё с 60 секунд, я совсем осознал, что сейчас перевалить на сторону озера мне не светит, нужно возвращаться обратно и ожидать завтрашнего дня, в надежде, что погода смилостивится и я смогу пробиться на ту сторону. До тех пор пока возвращался, ливень с ветром усилились, постановка палатки вылилась в целую проблему, но я справился, палатку поставил максимально жёстко, зафиксировал камнями, растянул все верёвочки, выглядит надёжно.

Вот сижу попиваю чай, пишу эти строки и слушаю завывание ветра и барабанную дробь по тенту палатки, сижу и сохраняю надежду на то, что на следующий день погода будет ко мне более благосклонна.По окончании обеда ливень перешёл в ветер и снег похоже ещё усилился. Из палатки кроме того в туалет не выйти, поскольку снег мокрый и лепит с таковой интенсивностью, что всё мгновенно делается мокрым, кроме того то, что по идее мокрым делается не должно.

Это возможно самая адская погода в какую мне доводилось попадать в горах, целый сутки просидел в палатке, выходил из неё два раза по 120 секунд чтобы собрать воды. на данный момент уже вечер, стемнело, но обстановка не улучшилась, как и раньше снег, со прошлому ветер, как и раньше облака, ну может интенсивность снега чуть-чуть поубавилась. Кроме того и не знаю что делать, буду само собой разумеется сохранять надежду, что на следующий день утром проясниться, обратно в Джомсом идти весьма не хочется:)

Сутки — 3. Утром наподобие погода чуть-чуть стала получше, ветер правда не стих, но осадки практически закончились, иногда срываются снежинки с нависших туч, но значительно лучше чем день назад. Но облачность как и раньше плотная, мало приподнялась пожалуй, но всё равняется плотная.

Я сделал вывод, что буду пробовать переваливать, позавтракал, собрался и начал подъём. Но пока я завтракал и планировал погода опять начала ухудшаться и по сути в то время, когда я начал подниматься погода мало чем отличалась от вчерашней.

Сперва, пока я ещё не увеличился до территории снега тропу было видно отчётливо и у меня не появлялось сомнений в том, что я иду правильно.

Вот в том месте внизу в маленькой долинке у меня стояла палатка.

Но в то время, когда я увеличился до снега, то тут уже стало не совсем ясно где нужно идти, поскольку целый склон был засыпал приличным слоем закрывающим все намёки на тропу. Но в целом было ясно куда нужно встать, где фактически сам перевал и я поднимался, вероятнее местами не в том месте где нужно, но я настойчиво карабкался вверх.

Да, как раз карабкался, время от времени фактически на карачках, поскольку уклон под конец стал вовсе не приличный и мой не лёгкий портфель так и норовил утащить меня вниз. А погода тем временем становилась всё хуже и хуже практически с каждой минутой, снег усиливался, облачность весьма плотная, видимость максимум 10 метров, от ветра я был, как бы запрятан и исходя из этого он мне не мешал.

В то время, когда я вылезал на гребень перевала, то погода уже была таковой, как говорят не редкость на Эльбрусе в то время, когда люди перестают различать что бы то нибыло и не возвращаются. Вот в такую погоду я и был на перевале, ветер тут уже был легко шквальный, облачность максимально плотная и снег с этим ветром мёл как.. как сумасшедший он мёл.

В общем не видно по большому счету ничерта, а перевал представляет собой узкий гребень на котором нет ни скал, ни углублений, но идти дальше было равносильно суициду и нужно было что-то придумывать, нужно было как-то ставить палатку. Максимум за что возможно было спрятаться от этого ветра со снегом это наметённый снежный бруствер, вот у этого снежного бруствера, с подветренной стороны я и начал раскапывать себе площадку под палатку.

В то время, когда место было готово предстояло самое сложное, это поставить саму палатку, потому, что ветер весьма сильный, то в одиночку это было сделать ну сложно. Но палатку я поставил как нужно, натаскал камней, укрепил, обложил снегом, одним словом сделал всё от меня зависящее, дальше оставалось лишь молиться, дабы ветер не стал ещё сильней и не сдул меня с этого хребта вместе с этой моей снежной преградой

Первый раз я попадаю в такую переделку, высоко в горах, на перевале 5250, сижу на хребте в адскую непогоду и надеюсь, что всё обойдётся. Кроме того, что я сохранял надежду на то, что всё обойдётся, я ещё думал о том, что должно быть с этого перевала раскрывается фантастический вид и я ещё сохранял надежду, что возможно к вечеру, к ночи либо к утру распогодится и я смогу кроме того что-то снять.

Забавно, да, тут обращение стоит о том дабы выжить, а я ещё думаю дабы что-то снять:)) К вечеру стало наподобие как мало распогаживаться, я кроме того вышел из палатки с камерой и стрельнул несколько кадров, дабы было хоть какое-то представление как тут всё выглядит, но практически через 20-30 мин. новый шквал с новой силой и из палатки я уже больше не выходил.

Но как ни необычно, я не желел, что решил сейчас идти на перевал, тут у меня настоящие приключения, а в том месте внизу я сидел бы и ожидал у моря погоды либо по большому счету бы возвратился в Джомсом. Само собой разумеется, возвратиться либо сидеть и ожидать это лучше чем умереть, но мне почему-то думается, что всё обойдётся, что я пережду данный кошмар и утром погода станет более нежной и я смогу двигаться дальше.

Сутки — 4.

Проснулся ещё до рассвет и по-моему меня разбудила тишина. Да, завывания ветра закончились, палатку прекратило калашматить и снег прекратил выстукивать собственные адские перкуссии по тенту.

Выглянул из палатки, а в том месте космос, красота, фантастика, ничем не прикрытое, обнажённое волшебство. Отправился снимать.

Остановиться смог только тогда, в то время, когда солнце поднялось совсем высоко и по-моему что-то у меня оказалось зацепить:) Но нужно согласиться, что до тех пор пока солнце не поднялось дубак на улице был приличный и ветер, хоть и стих, но всё равняется чуть-чуть поддувал и этого чуть-чуть в сочетании с, приблизительно, -10 градусов хватало дабы всегда приплясывать при съёмке:) По окончании съёмки, сборов и завтрака я выдвинулся с целью перейти на стоянку рядом с озером, на которой я уже стоял два с половиной года назад. Мне казалось, что обогнуть озеро и выйти на стоянку не составит особенного труда, что тут легко и близко, но выяснилось всё не совсем так как я думал Первым препятствием были два склона с сыпухой каковые наряду с этим были закрыты снегом, местами не всецело и тропа была легко различима, но местами её не было видно вовсе, что со своей стороны осложняла моё продвижение.

Местами снег вместе с сыпухой сползал вниз и я вместе с ней, в таких ситуации вся нагрузка переходила на палки, а время от времени и они начинали ползти вниз. А вниз это высоко и на большом растоянии, в общем вниз мне совсем не хотелось.

На протяжении переходов этих двух ползущих вниз склонов, во мне промелькнуло чувство, такое занимательное чувство, которое я уже несколько раз до этого испытывал, чувство вероятной смерти. Я какое количество угодно могу рассуждать о смерти, о том, что любой из нас и я не исключение, может погибнуть в любую секунду и, что нужно отдавать себе в этом отчёт, но в действительности я не отдаю себе в этом отчёта, без оглядки на это знание я всё равняется пологаю, что смерть она где-то на большом растоянии, что она непременно придёт, но не на данный момент.

А тут был один из не многих моментов в моей жизни, в то время, когда я чувствовал, что смерть может прийти прямо на данный момент, вот прямо со следующим шагом и это чувство, это чувство вероятной смерти, оно провоцирует быть максимально собранным, осознанным, быть тут и по сей день и нигде большеТак вот, по окончании этих склонов с сыпухой я перешёл через маленькое ущелье, вниз которого я спускался по большому счету неясно где, поскольку тропы видно не было, но тут всё нормально, никакого криминала. Потом по окончании ущелья какое-то время тропа различима и снега не большое количество и идти радостно, но позже, в то время, когда озеро осталось отделённым от меня высоким хребтом, то в том месте начался какой-то кошмар.

В том месте снега намело столько, что местами он доходил мне до пояса и скорость моего передвижения понижалась фактически до нуля. Но самое нехорошее началось, в то время, когда я добрался до каменоломни, это уже фактически на выходе вследствие этого хребта, перед самым началом спуска конкретно к озеру.

Участок каменоломни возможно метров 400, вряд ли больше. Но всё это нагромаждение камней закрыто слоем снега и совсем не видно куда ты наступаешь, на камень либо на дыру между камнями.

В большинстве случаев в то время, когда идёшь по таким камням без снега, то шепетильно выбираешь куда поставить ногу, на какой из камней, а тут всё равняется что идти с закрытыми глазами, не знаешь что в том месте у тебя под нагой, куда она провалится. Я бы заявил, что поломать ноги на таковой засыпанной каменоломне несколько пустяков и исходя из этого я шёл максимально с опаской и старался контролировать палкой то место, куда я желаю поставить ногу, в следствии эти 400 метров я шёл где-то около часа.

Кстати именно в районе данной каменоломни, как бы, ещё один перевал, на карте он обозначен легко как перевал без всякого имени. Высота тут была 5378 метров.Затем спускался к озеру я а5 не осознай где, поскольку осознать где нужно, было сложно, довольно много снега.

Но я спустился к озеру, вышел на собственную прошедшую стоянку и был весьма радостен, что наконец таки добрался. Я был радостен так, как как будто бы я не до Тиличо добрался, а, как минимум, сделал одиночное восхождение на Эверест без кислорода:)) Поставил палатку сварил себе обед, поздний оказался обед, но таковой вкусный, покушал и почувствовал себя как дома, всё, я на озере, до Мананга из этого тропа набита, опасности мне больше не угрожают, возможно наслаждаться окружающими пейзажами и фотографировать:)

Сутки — 5.

Сейчас , думал и не думал, фотографировал, наслаждался хорошей единством и погодой с собой и окружающим миром:)

Сутки — 6.

Проснулся в 3:15, выглянул из палатки, посмотрел на небо и заметил звёзды, класссс Быстренько вскипятил себе кипяточку, сварганил кофеёчку, закусил печеньком и отправился ловить звёзды. Поднялся на точку съемки на которой день назад снимал восход солнца, открыл огонь, но оказалось как-то не весьма, со стороны ледника навалилось облако, закрыло часть неба и сам ледник, месяца нет, в следствии чего передний замысел толком не подсвечен.

Венера но светила как безумный, в случае если кто мне чего и подсвечивал, то это была она, Венера:) По окончании того как сделал пара кадров батарея сдохла, она была уже разряжена, а тут ещё холод, ну и всё, на этом съёмки звёздного неба завершились, да и уже начал восход солнца заниматься. Но я съёмку на этом не покинул, батарею вынул и в карман и отправился на другую позицию, ожидать первые солнечные лучи. На данной всецело разряженной батарее я ещё всё утро отснимал и позже ещё по пути в Мананг на несколько кадров осталось, но лишь на несколько, а в том месте на этом переходе по сыпухе было что поснимать, ну ничего, будет предлог возвратиться, тут не на большом растоянии:)

Так вот, по окончании утренней съёмки я позавтракал, собрался и отправился в Мананг. По пути от базисного лагеря Тиличо к самому озеру мне стали попадаться первые люди, первые за последние пять дней.

Базисный лагерь разросся за те два с лишнем года, что я тут не был, тогда была лишь одна лоджия, а на данный момент их две и третью уже заканчивают строить. И тропа по сыпухе набита превосходно, нигде ничего не съезжает, не уползает, лишь сверху нужно посматривать дабы камень не словить, а так, тропа стала существенно лучше

До Мананга дошёл без каких или приключений, народ иногда попадался, но не большое количество. Мананг я был весьма рад видеть, по причине того, что мне нравится это место и ещё по причине того, что я в него пробился от в том направлении, от куда это было сделать не так легко

Ура я в Мананге. А денёк сейчас долгий оказался, поднялся ещё ночью, поснимал, собрался и с Тиличо ещё до Мананга махнул и не сообщить дабы я прямо так очень сильно устал, устал само собой разумеется, но в меру. Сейчас покой и питание, покой и питание