Заметки путешественника: остров пасхи

В мире много необыкновенных и по-настоящему таинственных мест. Но остров Пасхи кроме того в их последовательности думается чем-то неповторимым.

Неспециализированное чувство

Остров Пасхи — одно из самых необыкновенных, уединённых и таинственных мест мира. Он находится практически в центре Тихого океана, но (так сложилось исторически) относится к Южной Америке — входит в состав Чили.

Моя трёхдневная поездка на остров Пасхи была частью путешествия по Чили, но, поскольку он с Чили не имеет практически ничего общего, я решил написать об этом путешествии отдельный рассказ.

Настоящее наименование острова Пасхи — Рапа-Нуи. Из всех населённых людьми мест мира это — самое удалённое от ближайших соседей.

От Чили оно находится на расстоянии 3.8 тыс. км; до ближайшего обитаемого острова Полинезии — 2 тыс. километров. Перелёт из Сантьяго, через пол Тихого океана, хоть и есть внутренним чилийским рейсом, но занимает целых 5 часов.

Остров Пасхи очень занимателен по ряду причин. Во-первых, его история — это история целой маленькой цивилизации, развивавшейся обособленно на маленьком, отрезанном на целое тысячелетие от остального мира острове.

Печальный финиш данной цивилизации думается предостережением — так как что-то подобное, лишь в куда большем масштабе, может случиться и со всей отечественной планетой. Во-вторых, вся история острова полна тайных и овеяна неординарной мистикой.

Историки, этнографы, генетики до сих пор ведут споры о том, откуда и в то время, когда прибыли на Рапа-нуи его жители, как развивалась эта цивилизация, и что именно положило ей финиш. В-третьих, и это, пожалуй, самое основное — на Рапа-нуи до наших дней сохранились грандиозные артефакты ушедшей эры — практически тысяча огромных таинственных статуй «моаи», каковые считаются одними из величайших объектов всего культурного наследия человечества.

Последователи разных культов и учений вычисляют остров Пасхи библейским «пупом Почвы», полагая, что именно тут находится основной канал связи всего мира с «космосом», а в истории острова зашифровано некое послание высших сил всему человечеству. Кроме того если не принимать всерьёз подобные «теории», нельзя не подметить то, что пребывав на Рапа-нуи, вправду чувствуешь его какую-то особую ауру.

Остров не от мира этого.

культура и История

Остров Пасхи был открыт для европейцев в 1722 г. Голландский мореплаватель высадился на него в сутки Пасхи, откуда и появилось его наименование. Остров представляет собой возвышающуюся над поверхностью океана вершину подводной горы с вулканическими кратерами, холмистым рельефом, но без озёр и рек.

По площади остров Пасхи — небольшой (10 на 20 километров), но, по субъективному восприятию, совсем уж мелким кусочком почвы он всё-таки не думается.

В соответствии с принятым представлениям, первые люди прибыли на остров Пасхи на лодках из Полинезии (острова на юге Тихого океана) от полутора до одной тысячи лет назад, возможно, найдя пядь почвы среди бескрайнего океана случайно. До вторых обитаемых мест Тихого океана было так на большом растоянии, что осевшие тут древние мореплаватели были оторванными от остального мира, и уже через пара поколений их потомки поверили в то, что они — единственные люди на планете.

Как раз благодаря изолированности цивилизации в течение многих столетий, сформировалась её неповторимая, самобытная культура. Первое время уклад судьбы туземцев слабо отличается от вторых островов Полинезии.

Людей было мало, а продуктов окружающего и земли моря достаточно. Но как раз вследствие того что изоляция выручала остров от эпидемий и войн, население росло, достигнув на пике, по оценкам, порядка десяти тысяч людей.

Не обращая внимания на мелкие размеры острова, на нём неспешно появилась сложная уклад жизни и социальная иерархия, основанный на множестве «священных» обрядов и традиций. Из этого, например, вошло в языки мира слово «табу», означавшее на Рапа-нуи полный запрет каких-либо действий, нарушение которого каралось смертью.

Показалась и примитивная письменность, до сих пор не расшифрованная. Появилось громадное социальное неравенство. Люди были разделены на две касты — «элита» и длинноухие вожди и «короткоухие» простолюдины.

При громадной плотности населения островка элите принадлежали лучшие угодья, вторым же их забрать было неоткуда, и они становились наёмными работниками. Вожди острова, честно не подозревавшие о том, что во Вселенной возможно кто-то выше их, вычисляли себя всевышними, талантливыми через обряды оказывать влияние на погоду и даровать изобилие либо неурожаи.

В обмен на собственную милость они стали требовать от своих подданных увековечивать себя в виде громадных статуй. Мысль статуй не была неповторима — изваяния правителей из подручного материала строят все культуры вплоть до наших дней.

Тем более что на вулканическом острове Пасхи имелись залежи плотного и довольно лёгкого вулканического туфа, что легко обрабатывался. Вытёсывание, установка и передвижение статуй со временем стало основной деятельностью на острове, не считая добычи еды.

Поколение за поколением статуи становились всё выше и сложнее: самые поздние — 20 метров в высоту (7-этажный дом). Их стали ставить на громадные постаменты («аху»), а на головах статуй показались «головные уборы» из плоских камней и вставные глаза из больших ракушек.

Каждое поколение вождей старалось превзойти в собственном мастерстве прошлые. И это выяснилось дорогой к трагедии.

Статуй требовалось всё больше, а ресурсов маленького острова становилось всё меньше.

Катаклизм

До прибытия людей остров Пасхи, как точно установлено, был полностью покрыт лесами. Массовое исчезновение деревьев совпало с периодом возведения статуй. Сначала лес рубили для расчистки участков под поля, но со временем всё больше — для изготовления разных приспособлений для транспортировки статуй.

Сведение лесов вело к эрозии земли, ветер сдувал её плодородный слой в океан. Население росло, а урожаи падали. После этого без громадных деревьев стало не из чего выдалбливать каноэ.

Сейчас туземцы не могли выходить на большом растоянии в океан для ловли тунца, им оставалось только ловить мёлкую рыбёшку у берега. Единственным путём спасения цивилизации Рапа-нуи имело возможность стать лишь ограничение рождаемости в сочетании с защитой лесов (никаких ассоциаций с современным миром?).

Вместо этого вожди, дабы умилостивить предков, потребовали возводить еще больше статуй, для чего приходилось рубить последние деревья. Восстание голодных камнерезов случилось стихийно — контуры самых громадных в истории острова, но неоконченных статуй на основной каменоломне Рапа-нуи возможно заметить и сейчас.

Приблизительно за столетие до приезда европейцев на оголодавшем острове началась война всех против всех. Распространился каннибализм — за дефицитом второй пищи победители съедали побеждённых, по окончании чего сталкивали статуи их кланов на землю лицом вниз.

Сменились поколения, пришла в полный упадок культура. Прибывшие европейцы застали на голом, без деревьев острове кучку дикарей, каковые вели первобытный образ судьбы среди поваленных грандиозных статуй (не закончится ли когда-нибудь так же и отечественная цивилизация?).

Первооткрыватели кроме этого упоминали, что видели на острове людей всех цветов кожи, что есть тайной, противоречащей представлениям науки о происхождении обитателей острова.

Прибытие европейцев не разрешило бед выживших туземцев, а, наоборот, лишь усугубило их. Начались эпидемии принесённых заболеваний, остров неоднократно грабили, а в десятнадцатом веке к его берегу пристали перуанские суда и угнали фактически всё население Рапа-нуи в рабство, поставив точку в истории его цивилизации.

К концу 19-го века на острове Пасхи оставались единицы коренных обитателей. В двадцатом веке учёным некого было кроме того расспросить о преданиях, каковые имели возможность бы пролить свет на тайны острова.

на данный момент на Рапа-нуи живут пара тысяч людей, обслуживающих туристов, из которых только немногие имеют примесь генов коренной расы.

Остров Пасхи сейчас

Мрачная сюрреалистическая история необычного острова вовсе не создаёт гнетущей атмосферы для приезжающих ко мне туристов. Наоборот, первое, что кидается в глаза практически с трапа самолёта — яркость красок зелени; густой мокрый запах тёплого тропического острова и приветливые ухмылки встречающих экскурсоводов, каковые, по традиции, вешают на шею каждого прибывшего туриста гирлянды из цветов.

На острове всего один город, а правильнее, маленькая деревня, где расположены гостиницы типа лоджей, и пара улиц с сувенирными магазинами и приятными ресторанчиками. На улицах возможно заметить много красивых местных девушек со смесью испанских и полинезийских линия.

Воздух острова пронизана ощущением вечной сиесты — никто никуда не спешит, и один сутки не отличается от другого. На протяжении независимых прогулок по острову меня сначала настораживала масса живности — тут то и дело натыкаешься на разгуливающие без присмотра табуны лошадей, стада коров, своры бесприютных псов.

На следующий день привык — агрессии животные не проявляли.

Стандартная программа нахождения на острове (как в моём случае) продолжается три дня — за это время возможно не спеша объездить с экскурсоводами все его увлекательные места. Кое-какие туристы выполняют на Рапа-нуи семь дней: загорают на всего одном, но хорошем пляже, занимаются дайвингом, совершают долгие пешие походы в те точки острова, куда не водят экскурсоводы.

Моаи

Все до единой статуи острова вырезаны из монолитного спрессованного вулканического пепла. Всего на Рапа-нуи сохранилось около 900 уникальных статуй (включая неоконченные), что для столь компактного острова довольно много.

Статуи стоят на протяжении всего побережья острова, а также в некоторых местах в его глубине. Большая часть установлены поодиночке, кое-какие по 2-3, и только на нескольких платформах, воображающих особый интерес для туристов, возможно заметить целые группы статуй.

Примечательно, что все моаи острова, за исключением единственной группы, наблюдают не в сторону океана, а развёрнуты к нему спиной, глядя вглубь острова — в этом определённо был некоторый малоизвестный нам план их создателей. На головах многих моаи — уборы из красного камня.

У статуй позднего периода имелись глаза в виде ракушек, но в оригинале они не сохранились — повалив статуи, туземцы откалывали от них глаза и бросали в океан (пара таких «глаз» были позднее обнаружены дне у берега). Уже в наши дни, для туристов, к некоторым громадным статуям приделали глаза-ракушки, похожие на уникальные.

Среди множества платформ острова самыми впечатляющими, непременно, являются две. На одной из них установлены семь статуй, громадных, с не похожими друг на друга «лицами».

Это единственные из всех статуй острова, стоящие лицом к океану (действительно, находятся они не у самого берега, быть может, их создатели просто не придали ориентации значение).

Самая многочисленная на острове группа из 15 моаи прекрасна во всех отношениях. Она стоит у самого берега океана в окружении красивых скал. По размеру эти статуи — самые грандиозные на острове.

Потрясающее чувство от их осмотра усилил кроме этого вид неординарных по форме туч над океаном на заднем фоне (фото внизу).

Маленькие, но самые скульптуры и необычные статуи представлены в археологическом музее острова. В некоторых из них возможно рассмотреть «инопланетные» черты, не смотря на то, что вряд ли, как раз в этом случае, о таких ассоциациях стоит сказать серьёзно.

Тайна транспортировки статуй

Ни одна из бессчётных тайн острова не вызывает столько споров, как транспортировка статуй. Для туземцев данный процесс должен был быть очень трудоёмким, поскольку 20-тонные статуи приходилось тащить на расстояние 10-20 километров по гористой местности, наряду с этим их не повреждая.

Записанные первыми европейцами легенды обитателей острова лишь додают мистицизма — туземцы всерьёз утверждали, что статуи «шли» от каменоломни до мест установки сами«(?!). Дэйникен, как в большинстве случаев, писал о помощи инопланетян; у современных обитателей острова популярна еще более необычная теория о независимой «левитации» статуй по воздуху.

Согласно точки зрения большинства учёных, туземцы управлялись посредством канатов и древесных роликов (опыты доказали, что так перемещать статуи было вероятно). Скептики возражают им, говоря о отсутствии дефектов и сколов на поверхностях статуй (что при таком методе было бы практически неизбежно), и то, что на мягкой земле острова нет никаких следов перемещения тяжёлых объектов.

Вправду весьма интересно, и споры об этом не утихают и сейчас…

Каменоломни

При всём величии статуй на платформах, самое впечатляющее место острова Пасхи — это всё-таки основная каменоломня, где возможно заметить десятки контуров будущих статуй, а также, кое-какие более 20 метров длиной (вырезали их из камня как бы лежащими на пояснице — на фото). Ничто на всём острове более красноречиво и тожественно не подчёркивает величие рапануйской цивилизации и, в ещё большей степени, трагичность её неожиданного финиша.

На протяжении тропинок, ведущих от каменоломни, на склонах бугра установлены десятки уже готовых статуй, каковые их создатели опоздали перевезти к их платформам. По стилю эти статуи не похожи на все остальные, черты их лиц более острые и, одновременно с этим, лучше выполненные.

В случае если к статуям на платформах по всему острову не разрещаеться кроме того приближаться, то с необычными «головами» у каменоломни возможно фотографироваться, чуть не прикасаясь к ним.

Кратер вулкана

К чудесам острова Пасхи принято относить статуи, но на данной маленькой пяди почвы имеется еще, как минимум, одно «чудо» иного рода. Это громадный кратер вулкана, что не извергался миллионы лет и по сей день наполнен водой и разросшейся зеленью.

Он находится в южной части острова и также есть достопримечательностью мирового уровня. Около вулкана (на острове без озёр и рек данный громадный кратер служил для туземцев естественным резервуаром пресной воды) находятся остатки одного из основных поселений острова времён расцвета.

Тут же — хороший вид на океан благодаря маленьким островкам, чьи контуры видны с берега. Главным событием года на Рапа-нуи в эру статуй был заплыв парней до этих островов за яйцами редкой местной птицы, победитель которого считался храбрецом и обретал большой социальный статус.

Петроглифы. Культ человека-птицы

Одна из тайн острова — петроглифы, сюрреалистические изображения, вырезанные из камней в различных частях острова. По большей части, они находятся в том месте, где нет статуй. На многих из них изображены что-то наподобие птицы и гибридов человека.

Разумеется, что на Рапа-нуи, кроме культуры статуй, кроме этого был распространен и мистический культ поклонения человеку-птице. Существовали ли эти культы в один момент, принадлежали ли их последователи к одной расе либо соперничали между собой — неизвестно.

Учёные склоняются к тому, что культ человека-птицы распространился на острове в последнее столетие перед прибытием европейцев, уже по окончании свержения статуй и был как-то связан с каннибальскими ритуалами, но точно это не доказано. Мистики видят в этих изображениях влияние сверхъестественных сил.

Океан около острова — бурный, и только в одном месте, в восточной части прибрежной полосы острова, находится хороший пляж, куда к концу дня съезжаются туристы, дабы отдохнуть от продолжительных экскурсий. В одном из мест острова находится таинственный круглый камень с сильным магнитным полем, отклоняющий стрелку компаса, предположительно — метеорит.

На острове Пасхи растут самые мелкие в мире, но весьма сладкие, сочные ананасы.

Самое «романтичное» место на всём Рапа-нуи находится на его западной оконечности, куда многие туристы приходят наслаждаться закатом. Тут, на возвышении стоит самая высокая из раздельно стоящих статуй острова, рядом — платформа с еще несколькими моаи.

красные лучи заходящего за океаном солнца, каковые светят в лицо через контуры необычных идолов — это одна из тех картин, каковые впечатываются в память на всегда.

Орёл и Решка — 8.28 Выпуск (На краю света. Остров Пасхи)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: