Фотопроект Лоры Ливерани о жизни общины айну в отдалённой деревушке на о. Хоккайдо, и история о людях, аккуратно хранящих собственную культуру и старающихся продемонстрировать вторым всю её красоту.
В конце прошлого года на отечественном сайте уже была выложена статья об айну – коренном народе о. Хоккайдо. Ознакомиться с ней возможно по ссылке.
«Представь это место» говорит итальянский фотограф Лора Ливерани (Laura Liverani), в то время, когда пробует позвать в голове изображение Нибутани – деревни, где она жила 2 месяца и фотографировала коренных обитателей о. Хоккайдо. «В данной деревне живёт около 400 человек и она достаточно не хорошо связана с другими районами. Тут чувствуется присутствие айну, не только вследствие того что 70 % людей тут имеют такое происхождение, а из-за высокой культурной активности.
Я бы назвала Нибутани в случае если и не вторым домом, то родным местом». в один раз фотограф заявила, что эта деревня окончательно останется в её сердце.
Сохранение культуры: пожилой айну Харудзо Уракава сидит в выстроенного собственными руками тисэ (??, классическая постройка айну), что употребляется в качестве места для собраний и как центр по распространению культуры айну в г. Кимицу, префектура Тиба.
Первые плоды Ливерани – это серия фотографий называющиеся «Айну неноан айну» (“Люди как люди” на языке айну), которая выставлялась в Итальянском культурном университете в Токио.
Всё ещё в ходе производства находится документальный фильм об айну, создающийся при содействии Нео Сора (Neo Sora) и Вали Торстейндоттир (Valy Thorsteindottir), каковые кроме этого жили в Нибутани. Эти трое именуют себя Lunch Bee House, по заглавию кафе в деревне.
Ливерани молчит о содержании фильма – всё, что она поведала, это что фильм будет о двух семьях, либо «кланах» айну из Нибутани.
Заимствованная культура: Не смотря на то, что Мадзи и не есть айну по крови, она приняла местный образ судьбы и уже многие годы живёт в коммуне Нибутани. Она обладает классической вышивкой, которую применяет и в собственной одежде, сделанной вручную, и выращивает растения в горах рядом от собственного дома, где и была сфотографирована.
«Сам проект начался в 2012 году» – растолковывает Ливерани. «Я делала фотографии и разговаривала с людьми в неформальной обстановке и была потрясена общиной айну. После этого я поразмыслила, что мне нужно более глубокое погружение в проект, и мне в голову пришла мысль о создании документального фильма, но у меня не было никакого опыта в кинопроизводстве».
Нибутани, Хоккайдо, 2015. Кадзунобу Каванано – активный член и почётный старейшина местного сообщества айну.
Он сфотографирован на фоне собственного дома в классической одежде называющиеся аттуси (?????, одежда, сотканная из волокон вяза), которую соткала его супруга.
«Мне бы хотелось именоваться съёмочной панк-группой» – говорит она о Lunch Bee House, «по причине того, что ни у кого из нас не было четких знаний в сфере кинопроизводства – мы выйти на сцену и сыграть».
Сельская удалённость Нибутани сначала привела к шоку. «В том месте нет магазинов, мест, где возможно развлечься, лишь одна кафешка для автолюбителей и всё», – поясняет Ливерани. Вот уж чего было в изобилии, так это культуры.
Хатиходзи, Токио, Япония, 2012. На айну-активистке Акэми Симада надета классическая одежда, которую она вышила сама. Во избежании дискриминации Симада скрывала собственное происхождение впредь до 45 лет.
С этих пор она стала активным участником сообщества айну, продвигая права коренного народа в основном при помощи разных культурных мероприятий, к примеру, обмена между народами айну и маори.
«В том месте имеется музеи айну и активисты, все весьма увлечены сохранением и продвижением языка и культуры айну, – растолковывает она, – Весьма вдохновляюще».
Такие упрочнения крайне важны с позиций истории общины. Айну в Японии – одна из самых угнетённых групп населения. Они в первый раз были признаны официальными коренными обитателями северной Японии лишь в 2008 году по окончании принятия резолюции о правах коренных народов ООН.
Притеснения и дискриминация вносили собственный вклад в разрушение культуры в течении столетий колонизации, приведшей в итоге к окончательному присоединению Хоккайдо к Японии в эру Мэйдзи в девятнадцатом веке.
Биратори, Хоккайдо, Япония, 2015. Так называемый Бирато-рэйнджер, работник местной администрации, что наряжается как персонаж аниме с целью продвижения местной культуры, участвует в проекте сообщества айну по восстановлению лесных массивов.
на данный момент число айну, официально зарегистрированных в Японии, образовывает 25 тысяч людей, но по неофициальным данным это число достигает практически 200 тысяч людей, учитывая тот факт что из-за программы по принудительной ассимиляции много людей может кроме того не знать о собственном происхождении.
Биратори, Хоккайдо, 2015. Монбэцу – опытный охотник на оленей и медведей, стоит у себя дома, окружённый трофеями.
«Основная тема моей серии фотографий – индивидуальность, другими словами как люди воображают самих себя как айну»,– говорит Ливерани. «Тема заимствования в культуре айну есть крайне важным моментом в моей работе».
Сотрудничество – это особенность проекта Ливерани, которая настояла на вовлечение самих объектов фото (т.е. людей на фото) в процесс создания портрета.
«Моей идеей было привлечь людей с фотографий, дабы они не превратились в простые портреты определенной национальной группы, определенного происхождения,– продолжает Ливерани, – Исходя из этого я задала вопрос людей, как они желают, дабы их сфотографировали… так это не было бы лишь моим понятием того, как я вижу человека, а сотрудничеством, так что у людей была бы возможность высказать собственное вывод по поводу того, как они желают быть представлены. В итоге портрет стал единственно вероятной формой».
Но проект начал охватывать куда больше, чем легко культуру айну.
Нибутани, Хоккайдо, 2015. Семья Такано на пороге собственных магазина и мастерской товаров народного творчества айну.
«Я начала с портретов, но, само собой разумеется, портрет – это что-то субъективное, – говорит она, – естественным продолжением стало расширение повествования посредством вторых фотографий, не смотря на то, что портреты так же, как и прежде лежат в базе проекта».
Однако, итог времени, совершённого Lunch Bee House в Нибутани – это не просто фильм либо фотографии. Ливерани говорит, три гостя создали настоящую, значимую сообщение с людьми и с общиной.
Нибутани, Хоккайдо, 2014. 15-летняя Мая в школьной форме в мастерской собственной бабушки по вязанию классической одежды. Её мать – айну, папа – японец.
«Мы как словно бы были усыновлены семьями. Непременно, мы трудились над серией фотографий и документальным фильмом, исходя из этого отечественная позиция была ясна, но одновременно с этим мы стали приятелями.
Это было и развлечение, и работа – всё было переплетено. Мы взяли весьма насыщенный и занимательный опыт».
Статья Шеннон Шуберт
Источник: Japan Times