Чтобы развивать университеты, нужно сперва оздоровить их. Обеспечить мотивацию студентов обучаться с полной отдачей сил, а учителей — сосредоточиться на работе на кафедрах и в лабораториях, а не бегать по нескольким местам работы.
В Китае эти неприятности были решены еще в конце 80-х — начале 90-х гг. В значительной степени благоприятное положение китайских университетов обеспечено не упрочнениями правительства, а объективным состоянием рынка труда.
Громадное предложение недорогого труда в экономике, с одной стороны, не разрешает китайским студентам обнаружить дополнительный доход (и отвлекаться от занятий), с другой — обусловливает привлекательность занятости в университете и ужас утратить чистую и высокооплачиваемую на фоне остального рынка работу.
Но, в больших городских центрах коммерческий сектор может, как и в Российской Федерации, предложить хорошим экспертам (юристам, инженерам, экономистам, кроме того филологам) заработную плат, многократно превосходящую университетские стандарты. В этих обстоятельствах местный бюджет платит докторам наук «вторую заработную плат» — так как хороший университет рассматривается как наиболее значимое условие развития города.
Это, и доходы от платных прикладных разработок и образовательных программ снабжают действенный договор подавляющего большинства китайских учителей с университетом.
В Российской Федерации до тех пор пока отсутствуют оба вышеупомянутых условия судьбы «обычного университета». Большая часть студентов не сосредоточена на учебе: рынок труда дефицитен, а также сильные студенты не смогут отказаться от соблазна получить.
В Китае высшее образование приобретают лишь 15-20% лучших, в Российской Федерации — больше половины выпускников школ. Ясно, что уровень качества студенческой аудитории у нас различное.
Всецело.