Имеется множество способов сотворения необычных чудес собственными руками, и один из них начинается из далёкой Японии. Всё, казалось бы, весьма : плоский лист бумаги и превращаем его в объёмного летящего журавля либо скачущую лягушку, а возможно и в простую ворону либо по большому счету в любое существующее либо сказочное существо.
Без надрезов, без клея. Но, история этого уникального и дешёвого мастерства в один момент как богата вехами, так и полна «белыми пятнами».
Наименование этих отличных бумажных творений — оригами (???) случилось от слов «складывание» (ори — ??), и «бумага» (ками — ?).
В Японии бумага предположительно показалась практически сразу после её изобретения в Китае, около 2000 лет назад. Собственное производство бумаги в Стране восходящего солнца началось намного позднее, только в VII-м веке.
Но в качестве эргономичного материала бумага весьма полюбилась практичным и умелым японцам.
Сначала оригами понадобились в культовых обрядах дзен-синтоизма и буддизма: так, перед входом в синтоистский храм размешался бумажный символ «гохэй» (??), что позднее начал крепиться к поясам борцов сумо. А для жертвенных приношений в храмах употреблялись кроме этого бумажные коробочки «санбо» (??) и конверты «носи» (??), до сих пор используемые для украшения подарков.
Гохэй (??)
Санбо (??)
Носи (??)
С периода Камакурского сёгуната (1185-1333) оригами прочно вошли в придворный этикет. Самураи делали бумажные талисманы, дабы одержать победу и обезопасить себя.
На протяжении свадебных церемоний бокалы для саке украшались бумажными бабочками, а бокалы молодоженов — фигурками невесты и жениха.
До наших дней дошла и традиция особенного складывания писем. Кроме необыкновенной формы, эти письма украшались символическими фигурками и дополнялись бумажными замками, о секретах которых знали лишь избранные.
К периоду Эдо (1603-1868) бумажное складывание превратилось из официального в более светское и популярное увлечение. Одвременно с этим создаются самые известные хорошие фигуры, включая известного журавлика, ставшего современным знаком оригами.
В одной из первых книг «Сэмбадзуру Ориката» (???????) (1797) настоятель и автор храма Рокоан, приводит в различных сочетаниях гирлянды журавликов, сложенных из одного, предварительно надрезанного страницы.
Иллюстрация из «Сэмбадзуру Ориката» (???????)
К сожалению, непрочная бумага — не наилучший материал для археологических изучений, исходя из этого многие ветхие секреты были утеряны.
Восстановление оригами началось в середине XX века и связано с именем Акиры Ёсидзавы (1911-2005). По окончании того, как им была придумана эргономичная совокупность обозначений, упростилось прочтение и записывание фигур.
Сам он изобрёл тысячи превосходных произведений, а в первой половине 50-ых годов XX века основал первое общество оригами. А во второй половине 60-ых годов XX века было создано Британское общество оригами.
Акира Ёсидзава
Во второй половине 80-ых годов двадцатого века с началом перестройки в СССР при участии Консульства Японии был открыт первый в Российской Федерации Всесоюзный центр оригами, заложивший фундамент для Столичного центра оригами и появления в стране многих школ и других клубов в первых рядах.
На данный момент кроме Японии оригами стало популярно в десятках государств, включая Республику Корея, США, Англию, Францию, Испанию, Италию, Германию Венгрию и Голландию. В этих государствах издаются книги и журналы, проводятся научные и любительские конференции, а иногда и настоящие состязания.
Из, казалось бы, наивного хобби оригами превратилось в настоящее мастерство, а мероприятия оригамистов становятся большими национальными и интернациональными культурными событиями.