// maximus101.livejournal.com
Контрфорсы главного входа в храм возвели еще X веке, потом турки добавили еще собственные. Кроме этого они пристроили к церкви четыре минарета, каковые смотрятся тут весьма неуместно.
Северо-западный угол Cв. Софии. Тут видны руины Патриаршей школы. // maximus101.livejournal.com
Своды в Вестибюле солдат. Когда-то тут был вход в храм для несложного византийского люда.
Мозаика над входом изображает Богоматерь с младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, строитель Св. Софии, подносящий данный собор.
Дверь, ведущая из экзонартекса в нартекс, внутреннюю галерею.
Мозаика над Царскими вратами, изображающая Христа на троне и склонившегося перед ним императора Льва VI.
Нартекс — внутренняя галерея Софийского собора.
Двери в основной неф храма.
Соглашусь, что в то время, когда я стоял под куполом Св. Софии и наблюдал вверх, то ловил себя на мысли, что эта многотонная каменная масса может упасть на голову в любую секунду, поскольку это весьма, весьма старая конструкция. Было мало жутковато.
Совсем неясно, как эта огромная тарелка держится наверху.
Примечательно, что аналогичного страха у меня ни при каких обстоятельствах не было в османских мечетях, не смотря на то, что они все строились по примеру на данный момент. Софии и с явным жаждой ее перещеголять.
В определенном смысле геометрия громадных турецких мечетей, типа Сулеймание и других, идеальнее византийского храма. Они какие-то более верные, симметрично-выверенные в отличие от Софии.
Она смотрится более тяжеловесно и иногда иррационально. Но нигде в турецких сооружениях нет этого результата парящего купола, что и достигается данной иррациональностью, в то время, когда плоская огромная каменная тарелка держится не осознай какой силой на высоте более 50 метров…
И как здорово, что убрали наконец эти проклятые леса, каковые высились тут до самого купола, предположительно, целое десятилетие.
Изображение шестикрылого Серафима на парусах Св. Софии. // maximus101.livejournal.com
Султанская ложа. // maximus101.livejournal.com
Фрагмент пола. Предположительно данный круг на полу предназначался для императора. // maximus101.livejournal.com
Алтарная апсида Св. Софии. // maximus101.livejournal.com
Мозаичное изображение архангела Гавриила, справа от апсиды с Богоматерью. // maximus101.livejournal.com
Древесные щиты, обтянутые кожей с исламскими надписями, показались на протяжении реконструкции собора 1847-849 гг. под управлением швейцарцев — братьев Фоссати.
Внешняя галерея собора. // maximus101.livejournal.com
Коридор, ведущий в галерею второго этажа. // maximus101.livejournal.com
Галерея второго этажа. // maximus101.livejournal.com
Граффити на мраморных парапетах собора. Таких надписей тут много. // maximus101.livejournal.com
Матфей — священик галичский, был тут) // maximus101.livejournal.com
Мозаики галереи второго этажа. Лучшее мозаичное произведение в соборе — Деисус (Христос, Иоанн и Богоматерь Креститель).
Христос, император Константин IX Мономах и его супруга Зоя.
Богоматерь с младенцем Христом в окружении семьи Комнинов — Иоанна II и его жены Ирины (это ее зеленый саркофаг стоит во внешней галерее собора).
Ниже могила венецианского дожа — Энрике Дандоло (1108-1205 гг.). Практически, этот человек стёр с лица земли Византию, он был вдохновителем и инициатором четвертого крестового похода, на протяжении которого крестоносцы разграбили Константинополь.
Могила была воссоздана в десятнадцатом веке на месте предполагаемого захоронения дожа. Само захоронение было стёрто с лица земли османами еще в пятнадцатом веке.
По преданию, турки скормили кости разрушителя Константинополя псам…
Вид на Св. Софию иначе залива Золотой Рог. // maximus101.livejournal.com