Айя-софия: собор, мечеть, музей

У собора Святой Софии очень непростая история: он много раз разрушался, сгорал либо перестраивался. В том виде, что мы видим его сейчас, Айя-София (с маленькими трансформациями) стоит с 537го года.

Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Однако существуют расхождения в источниках: считается, что великую церковь достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году.

На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет также полностью сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году на протяжении восстания Ника, наибольшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи.

на данный момент сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся многочисленными убийствами, разграблением и пожарами города. Партизаны кроме того успели выбрать нового императора.

Правивший в те годы Юстиниан планировал покинуть город, но его супруга объявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись помощью армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации собственного провозглашенного императора.

Погибло около 35 тысяч людей.

// sasha-lotus.livejournal.com

По окончании подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, что станет знаком величия Византии и превзойдёт все существовавшие в то время храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух видных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к постройке.

Близлежащие к площади Августион нередкие территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе появился собор Премудрости Божьей. По окончании взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть.

Айя-София подверглась перестройкам, неспешно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и усиливающие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет визитёры наслаждаются и восхищаются смешением различных эр, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что дабы попасть вовнутрь, Вам вероятнее нужно будет отстоять долгую очередь, исходя из этого советую прийти хотя бы за полчаса до открытия. По окончании приобретения билета ценой 30 серьёзного досмотра и лир Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами.

Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже по окончании того, как Айя-София получила статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как состояться в основной зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными сыростью и временем.

В то время, когда попадаешь в основную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от количеств сооружения. Так как более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым громадным храмом христианского мира, пока не выстроили собор Святого Петра в Риме.

Большинство визитёров собора ходят с задранными вверх головами, рассматривая соседство медальонов и огромный купол с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с запада и востока примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необыкновенные сопряжения поверхностей сводов стало одним из необходимых направлений съёмки.

Раздельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Таковой необыкновенный ракурс, честно сообщу, частично обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита работами по реставрации. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр.

Но, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса — одни из основных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гусейна и Гасана, и имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар — кафедра, с которой имам в сутки пятничного намаза просматривает проповеди.

Сам алтарь, михраб, направлен в Каабы и сторону Мекки.

Красивая ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением находится библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в восемнадцатом веке.

В Айя-Софии кроме этого проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает только восторг.

Плачущую колонну из-за громадного скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит засунуть громадный палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание.

Говорят, желание в обязательном порядке исполнится. Но лучше встанем повыше.

Так как полноценное чувство о масштабах собора/мечети возможно составить, лишь встав в галереи второго уровня.

Для отделки собора употреблялись 12 сортов мрамора, наилучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса возможно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся либо частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Турции мозаики и православные фрески в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И только по окончании преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы.

Весьма интересно лишь, а до купола подданные султанов также сумели добраться?

На верхнем ярусе намного меньше народа, не смотря на то, что повторюсь, побывать в храме и не встать по пандусу на второй этаж — настоящее упущение.

В галереях объективу и глазу имеется за что зацепиться, начиная от росписи арочных резных капителей и сводов колонн до мозаик и уникальных фресок.

Император Иоанн II c женой сыном и Ириной Алексеем, грядущие перед Божией матерью.

Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Громаднейший интерес воображает мозаика Деиисус, датируемая XIII веком. Христос в окружении Иоанна и Богоматери Крестителя делает выводы человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё дешёвое пространство собора. Но не удержался и, в то время, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, дабы сделать ещё пара снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через каковые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Но этих и остальных окон в соборе не хватает, исходя из этого с потолка свисают массивные люстры, через каковые кроме этого возможно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию в обязательном порядке стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за собственную историю и собором, и мечетью, и сейчас открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете разглядеть мусульманства и подобное смешение христианства?

Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для различных народов. Айя-София может служить символом для того чтобы единства.

Суперсооружения Древности. Собор Святой Софии (Айя-София) Турция


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: