На уличном рынке в Катманду. Торгуют везде.
// 097mcn.livejournal.com
На улице. На заднем замысле какая-то ступа.
Народу — не пройти.
Кругом толпы и торгуют.
Торгуют а также такими красками.
Перед входом на Дурбар меня нагло развели на 750 рупий местные охранники — вынудили приобрести билет. В принципе охранника возможно было и обойти, легко затерявшись в толпе.
А.А. вот так и сделал. Я же поразмыслил, что вероятно билет понадобится где-то дальше и приобрел его. Но нет, не понадобился.
Быть может, по нему возможно войти в музеи, но в них мы идти не планировали, так что не знаю.
А народу на площади Дурбар миллион человек. Архитектура тут достаточно похожа на Бхактапур, лишь многоярусных пагод тут больше и они более навороченные.
Вот что реально бесило, так это то, что кроме того тут везде сновали мотоциклисты а также находились таксисты на автомобилях. Блин, ну не имеете возможность сделать пешеходным целый Тамель, так сделайте пешеходную территорию хотя бы на главной площади! Ну это кошмар же какой-то около творится!
БИИИИИП-ПИИИИИП-БИБИИИИИИИИИП…
На площади Дурбар в Катманду, Непал // 097mcn.livejournal.com
У выхода на площадь Дурбар.
Продавец цветов. Такие нам повесил на шею Кул Кулыч в аэропорту.
На вершине основной пагоды.
Торговки на площади Дурбар.
До тех пор пока мы искали Сергея Сергеича, с которым у нас тут была назначена встреча, фактически случайно попали в стоящий прямо на площади дворец Кумари.
Пара слов о том, кто такая Кумари.
Кумари — живое индуистское божество в Непале. Кумари делается девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров.
Не смотря на то, что Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами.
В Непале имеется пара Кумари, но самый известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, по окончании которых она поселяется во дворце Кумари-Гхар в историческом центре города.
Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет.
Кумари — единственная, кто в праве поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой он поклоняется.
Вот лишь короля в Непале уже пара лет как ликвидировали. Сейчас Непал это республика, так что не знаю, кому сейчас Кумари ставит точки на лбу.
Так смотрелась прошедшая Кумари (Wikipedia).
Еще пара фактов про Кумари:
— Считается, что Кумари — телесное воплощение богини Таледжу. Когда наступают первые менструации, богиня покидает её тело.
— Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь, в целостности все зубы и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё — здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей.
— По традиции Кумари не приобретает образования, по причине того, что изначально почитается всезнающей. Сейчас для Кумари ввели персональные уроки с преподавателем, а по окончании возвращения к светской судьбе ей предлагается взять образование.
Её учителя, но, не имеют права потребовать от неё что-либо, исходя из этого они пробуют заинтересовать её изучать предмет.
— Её шепетильно отобранные приятели по детским играм кроме этого должны её почитать. Так как все жажды Кумари должны быть выполнены, они должны и на протяжении игр подчиняться её жаждам.
— Кумари теряет божественное присутствие нежданно (в большинстве случаев при первой менструации, выпадении первого зуба либо болезни, которая связана с утратой крови) и делается такой же, как и простые смертные. Когда будет выбрана новая Кумари, ветхая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус.
— Бывшие Кумари приобретают от страны пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов). Это в два раза выше официального прожиточного минимума и в четыре раза выше среднего дохода непальца.
Время от времени её называют Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Само собой разумеется, Кумари испытывают огромные трудности, которые связаны с возвратом из мистического мира в простой быт.
— В народе уверены в том, что тот, кто женится на Кумари, обязан погибнуть через полгода от кровавого кашля. Но большая часть Кумари фактически не имели неприятностей с поиском мужа: все бывшие Кумари, не считая самых последних, уже вышли замуж.
Для туристов же основной аттракцион — заметить эту самую Кумари. В то время, когда мы зашли во внутренний двор ее дворца, то услышали от кого-то из экскурсоводов, что вот на данный момент, в три часа, именно состоится явление Кумари народу.
Во двор набилась куча туристов с фототехникой, но строгий сотрудник напомнил всем, что снимать Кумари не разрещаеться. Об этом информировал и плакат на стене.
После этого на балконе, где должна была показаться Кумари, показался злобный дедушка и опять наорал на тех, кто не зачехлил фотоаппараты. Заявил, что если они будут пробовать фотографировать, никакой Кумари им не продемонстрируют.
Но наконец все успокоились, и по окончании нескольких мин. ожидания на балкон скоро выбежала маленькая девчонка в национальной одежде и, вцепившись в перила, стала строго и сосредоточенно наблюдать на собравшихся. Но уже спустя пара секунд она, как словно бы чего-то испугавшись, так же быстро убежала.
Сидевший на балконе дедушка снова принялся ругаться. Типа вон те, сообщил он, пробовали фотографировать, вот она и убежала.
А в то время, когда церемония закончилась, А.А. продемонстрировал на собственной камере, как он втихаря, снимая откуда-то из подмышки, все же заснял появление Кумари на видео. Да, вот таковой у нас А.А. видеолюбитель, готов кроме того с риском для жизни снимать.
Во дворике дворца Кумари.
Запрещено фотографировать Кумари.
Торговля на площади Дурбар.
Остаток вечера мы прогуляли по набережным и улицам Катманду. Напрасно мы порадовались, что в историческом центре города чисто — набережная речки-говнотечки, на которую мы вышли, была завалена говном по самые уши, и сверху в кучах мусора копошились свиньи. В общем, та же Дакка, вид сбоку.
Юноша умывается.
Простой непальский дом.
Катманду весьма чистый город (как казалось сначала). :))
Набережная речки-говнотечки.
Еще самую малость мусора.
Непальский трэш.
Продавец фруктов.
Мост через Говнотечку.
Нямка. Хрю-хрю.
Продажа красок.
В непальские колодцы не ведро кидают, а сами спускаются.
Не мусорить!
Велопродавец фруктов.
Веломакашница.
В переулке.
Посмотрели в храм.
И вдобавок в данный вечер непальские индусы отмечали праздник Дивали, что кроме этого именуют индуистским Новым годом. В этот самый момент мы осознали, для чего уличные торговцы везде реализовывают какие-то многоцветные порошки.
Это была краска, которой индусы рисуют у входа в дом различные орнаменты. Кое-какие из них были очень храбрые:
Знак фашиствующих сионистов.
Вот такие узоры рисуют из реализовываемых красок.
Еще одну торжественную инсталляцию готовят.
А вот так выглядит обычная сувенирная лавка в Катманду.
Еще везде в Катманду висели поздравления с Новым годом, и красные коммунистические флажки, попеременно с серпом и молотом и солнышком. Дело в том, что главными политическими партиями в Непале являются две коммунистические — одна марксистско-ленинская, из этого молот и серп, а вторая — маоистская, из этого солнышко.
Да, вот такая увлекательная страна данный Непал. Еще сравнительно не так давно он был королевством, а партизаны-маоисты прятались в лесах и убивали представителей власти. Но пара лет назад королевскую власть упразднили, а маоисты вышли из подполья и сейчас участвуют в политике в полной мере легально.
Коммунистические знамёна на улицах.
С новым 29-м годом!
А сейчас видео. Вот тут я склеил в 6-минутный ролик все собственные видеосъемки в Непале. В том месте и дикий трафик на улицах Катманду, и отечественный самолет, на котором мы летели из Покхары, и дамы, перелопачивающие зерно в Бхактапуре, и, наконец, то, как мы взлетаем и летим на самолете из Непала в Индию.
Моя видеосъемка в Непале
А вечером у нас в номере мы устроили прощальный ужин. Назавтра экспедиция у нас опять разделялась, мы с А.А. улетали в Дели, откуда А.А. возвращался к себе.
С.С. оставался в Катманду и должен был присоединиться ко мне спустя дни.
А прощальный ужин пребывал в том, что мы ели эстонские шпроты и наблюдали с воткнутой в телевизор флешки фильм Служебный роман. Отечественное время.
В случае если кому весьма интересно, я бы данный фильм оценил как пародию на ветхий фильм Рязанова. В случае если прекрасно не забываешь оригинал, то местами смешно, а если не помнишь, то вряд ли будет весьма интересно наблюдать.