Португалия: монастырь с шипящими

Не смотря на то, что мы и сами с усами, со собственными жи-ши пиши с буквой И, либо в том месте высшие эшелоны шествовали подшофе :) Но достаточно шепелявить, возвратимся к монастырю. Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя — португальского принца, что сам не плавал, но организовал множество морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки.

Поиск морского пути в Индию был очень серьёзен для Португалии. Страна, расположенная в стороне от основных торговых маршрутов того времени, не имела возможности с громадной пользой для себя принимать участие во всемирной торговле.

Экспорт был мал, а полезные товары Востока (пряности!) португальцам приходилось брать по высоким стоимостям, в то время как денежные возможности были не на высоте.

// andreev-org.livejournal.com

Вот тут на сцену и вышел Генрих, деятельность которого во многом заложила фундамент морского и колониального могущества Португалии. И понеслось! Мадейра, Азорские острова, Золотой берег — это лишь начало

Во второй половине 80-ых годов пятнадцатого века Диаш огибает Африканский континент — мыс Хорошей Надежды покорен. Во второй половине 90-ых годов пятнадцатого века Васко да Шума открывает морской путь в Индию, в 1500-м Кабрал достигает берегов Бразилии. Так, Португалия волшебным образом превратилась из медвежьего угла Европы в центр мира.

Но ответственнее мифических богатств и новых земель была неоспоримая слава первопроходцев.

В часовне Генриха молился Васко да Шума (что по-португальски вовсе не Васко, а Вашку) перед собственным отплытием в Индию. По возвращении, его встретил король Мануэл I, приказав заложить монастырь Жеронимуш.

Усыпальница Васко да Шума и по сей день находится в местных стенках.

Входные билеты на территорию монастыря — по 7 евро, но мы прошли безвозмездно, т.к. заблаговременно приобрели так называемый Лиссабонский пропуск (Lisboa card). Сделать это возможно в онлайне вот тут

Пропуски приобретаются различной длительности (на 24, 48, 72 часа), и снабжают возможность безвозмездно ездить в метро, на трамваях, на пригродных электричках (мы находились в Синтре — и это было принципиально важно), безвозмездно посещать 26 монументов и музеев (Жеронимуш входит в их число), и дает массу различных скидок в очень популярные места. На 24 часа пропуск стоил 16 евро, и окупил себя с головой.

К тому же, детей до 5 лет везде пускают безвозмездно, в случае если у взрослого имеется Lisboa card.

Новый монастырь король Мануэл внес предложение занять ордену Святого Иеронима, для того, чтобы монахи каждый день молились за души принца Генриха Мореплавателя, его преемников и короля, и всех моряков, отплывающих покорять новые почвы. Пара столетий иеронимиты жили в монастыре, пока в первой половине 30-ых годов XIX века не вышел закон о запрещении религиозных орденов в Португалии.

Община была распущена, а монастырь преобразовали в королевский приют для сирот, бездомных и обездоленных.

Один из самых увлекательных уголков монастыря — это крытая галерея с внутренним двориком (Cloister). Тут монахи молились, медитировали, и отдыхали между делом.

Настоящее буйство фантастических образов украшает колонны и арки: драконы и резные обезьяны, сплетения и лианы морских верёвок, кораллы и морские чудовища.

В книжках по истории искусств все эти канаты и позднеготические звери именуются стилем мануэлино — по имени короля Мануэла, что повелел воздвигнуть монастырь.

Тут смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотические мотивы. Возможно кроме того заявить, что в этом стиле проявилось влияние индийского мастерства.

Мануэлино высказывает как бы впечатления европейца, в первый раз заметившего неизвестные страны и новый мир.

Каменные кружева:

Трапезная (Refectory). На стенах снова морские верёвки, а под ними — известные португальские изразцы азулежу (azulejo).

Классический азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, значительно чаще квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см. В качестве сюжетов живописцы предпочитали применять жанровые композиции.

К примеру, тут продемонстрировано Чудо рыб и умножения хлёбов из Нового Завета, что идеально доходило под назначение данного помещения.

Канатный стиль мануэлино:

Шесть колонн, поддерживающие свод церкви Св. Марии. Все колонны с набором элементов и разным рисунком.

Примечательно, что известное лиссабонское землетрясение 1755-го года, последствия которого затронули кроме того Испанию, фактически не повредило строение. Обрушилась балюстрада и в пол в хорах, но все эти уничтоженные части были скоро восстановлены.

Монастырь Алкобаса, Португалия. История любви.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: