В далеком прошлом я не писал о Камбодже, решил на данный момент освежить воспоминания. Ранее я размещал кхмерские исторические монументы в собственном блоге по временному показателю — сперва самые древние, после этого все остальные в порядке убывания их возраста.
Продолжу эту традицию, не смотря на то, что район Ангкора в большинстве случаев обрисовывают чаще географически — сперва самые большие храмы, а после этого все остальные. Мне же ближе временная шкала, и по сей день на повестке дня у нас стоит 10 век Камбуджадеши — Кхмерской империи, тогда еще не выстроили широко узнаваемый туристический аттракцион — храм Ангкор-ват, не было и великого города Ангкор Тхома (вернее его лишь начали обустраивать).
Это было время блуждающих столиц Кхмерской их великих и империи пирамидальных храмов.
Про сущность устройства кхмерских городов я писал ранее, на данный момент лишь в общем напомню — столицы в Камбуджадеше обустраивались около центральных храмов, каковые имели пирамидальную форму и помогали кроме этого местом последнего успокоения кхмерских правителей. Любой новый царь строил себе новую пирамиду, все практически как в Старом Египте, лишь в собственных пирамидах кхмеры хранили не мумии почивших царей, а их пепел, оставшийся по окончании кремации.
Так как вся культура старой Камбоджи строилась на индуизме, это была воплощенная в дереве и камне мысль арийских городов, доведенная кроме того до некоей степени сумасшествия. Потому что строительная активность кхмеров воистину поражает.
По окончании возвращения столицы из Кох-Кера обратно в Яшодхарапуру великий царь Раджендраварман II (944-967) сооружает себе храм усыпальницу Пре Руп (в первой половине 60-ых годов X века). Место для храма он выбрал немного южнее Восточного Барая — огромного рукотворного озера, созданного еще его дядей Яшоварманом I, основателем города, что сейчас именуют Ангкором, не смотря на то, что верное его наименование Яшодхарапура — город царя Яшовармана.
Пирамида храма Пре Руп.
// maximus101.livejournal.com
Храм Раджендравармана II был посвящен всевышнему Шиве, его наименование (Пре Руп) переводится как переворачивание тела, и отображает неотъемлемую часть погребального обряда кхмеров, в то время, когда труп переворачивали в огне для более качественного его сгорания. Как и все ранние кхмерские царские храмы Пре Руп представляет собой ступенчатую пирамиду, символизирующую индуистскую гору Меру.
Пирамида Пре Руп имеет три ступени, на которых стоят пять башен прасатов, фактически, это и имеется сами храмы, в них находились статуи божеств, в большинстве случаев, это были фигуры с портретными чертами донаторов храма, т.е. правителей Камбуджадеши. Не считая статуй в храмах размешались знаки царской мощи — каменные лингамы.
Нижняя ступень пирамиды Пре Руп. // maximus101.livejournal.com
на данный момент, от древних статуй в главного храма остались в лучшем случае лишь основания, на каковые поставили радостные изображения будд. // maximus101.livejournal.com
Ранние пирамидальные храмы царей Ангкора являются значительной проблемой для исследователей истории Кхмерской империи. Виной тому представление о том, что что любой подобный храм должен быть центром отдельного города, т.е. в то время, когда цари Камбоджи возводили собственные святилища-усыпальницы они обустраивали и города около них.
Появляется вопрос, как много было этих городов и для чего по большому счету была нужна такая затратная деятельность. Ранее я разбирал все концепции связанные с этим вопросом на примере Яшодхарапуры, первой столицы Ангкора.
на данный момент возможно добавить, что вопрос кхмерских столиц пока не решен. Нет правильного ответа — для чего необходимо было переносить столицу всего на пара километров, тем более за весьма маленький временной промежуток, к примеру, за один 10 век в регионе Ангкора основали минимум 4 столицы (а скорее больше).
Потолок главного храма. // maximus101.livejournal.com
Можно понять перенос столицы в Кох Кер узурпатором Джаяварманом IV, данный город выстроили на большом растоянии на севере от Ангкора. Тогда Кох Кер был конкурентным центром власти. Либо же логичен перенос столицы из Харихаралайи (на данный момент это поселок Ролуос), в десятом веке уже вероятно начал пересыхать неестественный водоем Индрататака, что питал данный город. Исходя из этого район столиц перенесли северо-западнее.
Не смотря на то, что, пересыхание Индрататаки — это только предположение, страно, что данный огромный бассейн высох менее чем через 100 лет.
Индраварман I закончил строительство святилища Баконг в Харихаралайи в первой половине 80-ых годов IX века, а уже в 900-х годах Яшоварман I основал Яшодхарапуру — прошло всего 20 лет. При Яшодхарапуры перенесение столицы могло быть, вправду, связанно с обмелением главного водоема, поскольку совместно со столицей Яшоварман I начал создание и огромного Восточного Барая — нового водоема.
Но для других случаев переноса столицы данный фактор неприменим, потому что водоемы оставались на месте, а столицы как-будто перемещались.
Подобная бурная градостроительная деятельность наблюдалась в средние века и в других местах, к примеру, в Индии в Делийском султанате. В том месте тюркские правители Индии понастроили в районе Дели также множество городов, они не пробовали расширять ветхие поселения, а всегда возводили новые, с новыми дворцами, городскими и мечетями упрочнениями, и все это на площади около 10 кв. км.
Эти города в древности не смыкались между собой, вероятно между ними размешались лишь сельские поселения, потом дюжина тюркских городов-столиц срослись в один большой, так показалась нынешняя столица Индии Дели.
В Ангкоре данный процесс градообразования прервался в 14-15 вв. столицу перенесли в сегодняшний Пномпень, а вся территория древних городов заросла тропическим лесом. Схожесть процессов градообразования может свидетельствовать о схожести культур помой-му различных цивилизаций.
Вероятно перенос столицы каждым новым правителем имел в первую очередь культовое значение, с громадной степенью возможности правящая семейство Камбуджадеши имела индийское происхождение, это были уроженцы Кушанской империи, основанной кочевыми племенами. Сохранились кроме того изображения этих людей — на лошадях, в скифских головных уборах и с усами как у запорожских казаков.
Такими же кочевниками были и правители Делийского султаната, это были тюрки из Средней Азии. Для кочевых правителей по всей видимости было принципиально важно иногда поменять размещение ставки.
Нередкий перенос столиц у кхмеров не содействовал созданию обычной фортификации около городов, не смотря на то, что внушительные линии упрочнений находились у более поздних поселений в Камбуджадеше. В районе Ангкора стенки возвели лишь в Ангкор Тхоме в двенадцатом веке, кроме этого по всей видимости упрочнения существовали в Харихаралайе, по крайней мере огромные рвы, наполненные водой, сохранились в том месте прекрасно.
Археологи свидетельствуют, что рвы с водой ранее находились и у Пре Рупа, но что-то на данный момент они совсем незаметны, я как не искал их показатели на гугловских картах, так ничего и не отыскал.
Не видно рвов и с вершины пирамиды храма, около лишь лес. Тут необходимо помнить, что кхмерские рвы-водоемы — это большие инженерные сооружения, ров мог иметь ширину 100 метров и более.
Около Ангкор-Вата либо Баконга в Харихаралайи они сохранились замечательно, а тут внезапно провалились сквозь землю бесследно…Около храма видны лишь две ограды из руины и латерита запасных построек, входивших в комплекс, это маленькие храмы, залы для паломников, служителей, поскольку кхмерские храмы посещались громадным числом людей. // maximus101.livejournal.com
Башни-прасаты на платформе Пре Рупа были возведены из кирпича, действительно, достаточно большого, больше стандартных размеров. По всей видимости, Радженраварман II пробовал экономить на постройке, поскольку в десятом веке все главные царские храмы кхмеры строили уже из камня. // maximus101.livejournal.com
Экономить Радженраварман II имел все основания, поскольку он задумал выстроить сходу два больших храма — собственный Пре Руп, и своим родителям — Восточный Мебон, что мы на данный момент также осмотрим. // maximus101.livejournal.com
Маленький храм в углу квадратного комплекса Пре Руп. // maximus101.livejournal.com
Внешняя стенки Пре Руп. // maximus101.livejournal.com
Приблизительно в одном километре севернее находится храм своих родителей Радженравармана II — Восточный Мебон. на данный момент около него крестьянские луга и поля, а ранее тут плескались воды огромного Восточного Барая — неестественного водоема, созданного еще Яшоварманом I на стыке 9 и 10 столетий.
Его протяженность составляла 7,2 км и ширина 1,8 км, глубина неестественного озера была около 5 метров. на данный момент данный барай всецело пересох, исходя из этого представить его масштабы возможно на примере сохранившегося подобного Западного Барая, выкопанного чуть позднее.
Восточный Мебон был неестественным островом, на данный момент его строения похожи на низкую пирамиду. Примечательно, что храм для собственных своих родителей Радженраварман II выстроил первым — в первой половине 50-ых годов десятого века, и лишь через 9 лет он начал строить собственную храмовую гору Пре Руп. // maximus101.livejournal.com
Праздничная лестница ведущая в святилище когда-то была пирсом, куда причаливали лодки паломников. "Наверное," Восточный Мебон не имел плотины, связывающей его с сушей, исходя из этого это хватало уединенное место. // maximus101.livejournal.com
Платформа Восточного Мебона — это самая, на мой взор, занимательная часть храмового комплекса, потому что само святилище достаточно стандартно для Ангкора. // maximus101.livejournal.com
Размеры платформы 115 на 115 метров, сам остров был насыпан из каменного боя и земли, что обшили панцирем из латеритовых блоков. // maximus101.livejournal.com
По углам платформы стоят каменные слоны, высеченные практически в натуральную величину. // maximus101.livejournal.com
В целом Восточный Мебон напоминает собой Пре Руп, лишь тут нет пирамидального основания. // maximus101.livejournal.com
Не обращая внимания на отсутствие гороподобности храм смотрится внушительно. Тут не редкость мало туристов, что также формирует одни лишь плюсы.
Мне он показался кроме того занимательнее пирамиды Пре Рупа. // maximus101.livejournal.com
Бессчётные мелкие отверстия на стенах были призваны удерживать обильную штукатурку, но как видим, метод данный не смог предохранить внешнее убранство храмов. Штукатурка везде отвалилась от стенку, но в древности все кхмерские храмы были покрыты ею толстым слоем и ярко раскрашены. // maximus101.livejournal.com