Ранняя японская анимация: истоки аниме

2017 год возможно по праву вычислять торжественным годом для всех любителей японской анимации (либо аниме), так как ей исполняется 100 лет! Она возможно полной большеглазых девушек, поразительно крутых роботов либо немыслимых и большеглазых девушек-роботов, но для неё кроме этого свойственны такие черты, как смелость, креативность и сложность, не свойственные американской анимации.

И такая форма породила большое количество немыслимых шедевров, от «Акира» Кацухиро Отомо до «Призрака в доспехах» Мамору Осии и всех аниме, созданных когда-либо рукой Хаяо Миядзаки.

Аниме имеет значительно более продолжительную историю, чем вы имеете возможность себе представить; в действительности, самые первые аниме являли собой сумасшедшие попытки Японии модернизироваться в начале XX-го века. Самый ранний сохранившийся пример японской анимации, «Тупой нож» (?????, намакура катана), относится к 1917 году, другими словами в текущем году празднует собственные 100 лет.

К сожалению, многие аниме, созданные еще раньше, были утеряны из-за замечательного землетрясения в Токио в первой половине 20-ых годов двадцатого века.

«Тупой нож», 1917 г.

Как и с большинством произведений, созданных в первые десятилетия XX-го века, анимация этого периода показывает нам живописцев, пробующих вплести истории и традиционные мотивы в современную форму. Для сравнения: первый русский мультфильм датирован 1906 г. (в один год Александром Ширяевым было создано пара мультипликационных фильмов, каковые были отысканы только сравнительно не так давно), но самый известен второй – работа 1912 г. Владислава Старевича называющиеся «Красивая Люканида, либо Война усачей с рогачами».

«Живописцы Пьеро», Александр Ширяев, 1906 г., Российская Федерация

Потом идёт мультфильм 1929 года, основанный на фольклорном произведении называющиеся «Кобутори-дзии-сан» (????????, дословно – «Дедушка, забирающий шишки»). Стоит обратить внимание на рисовку – как всё детализировано, а сами персонажи – «немультяшны».

«Кобутори-дзии-сан», 1929 г.

В случае если кратко, то в данной сказке повествуется о двух стариках-соседях, у которых было по шишке на щеке. Один из них был весьма хорошим, а второй, как водится, злым и неприятным.

Как-то раз хороший дед случайно попал на пир к линии и решил станцевать перед ним. Танцевал он так прекрасно, что линия растрогался и избавил его от шишки. Тогда не добрый дедушка, позавидовав соседу, кроме этого наведался к линии, но танцевал он так не хорошо, что линия рассердился и одарил его ещё одной шишкой – той, которую перед этим забрал у хорошего дедушки.

Потом направляться «Отечественный бейсбол» (??????, оира-но якю:) 1931 года выпуска, где зайцы играются в бейсбол против тануки (енотовидных псов). Эта маленькая зарисовка – несложная комедия, элегантно поведанная чистыми, несложными линиями.

Зайцы и тануки являются базой японского фольклора, не обращая внимания на то, что играются они тут в игру, которая показалась в Японии только в 70-е годы XIX века. Как и большая часть японских немых картин, данный мультфильм показывался вместе с присутствием бэнси (??) – особого чтеца-пояснителя немых фильмов, что обязан находиться у экрана на протяжении показа.

В прежние времена людей завлекала как раз фигура бэнси, а не сама картина. Старший брат Акиры Куросавы был кроме этого известным бэнси, но, как и многие приунывшие бэнси, покончил с собой, в то время, когда популярность звукового кино сделала его работу устаревшей.

«Отечественный бейсбол», 1931 г.

Потом направляться «Лиса против енота» (??????, угоки-э кори-но татэхики) 1933 года. Это 11-минутный маленький рассказ Икуо Оиси о лисе, которая переодевается самураем и проводит ночь в закинутом храме, населённом множеством тануки (да-да, снова те юноши).

«Лиса против енота», 1933 г.

Фильм выводит на экран все красивые гротески японского фольклора, выполненные в стиле, напоминающем стили Макса Флейшера (создатель Бэтти Буп) и Отто Мессмера (создатель Кота Феликса).

Отто Мессмер (слева) и Макс Флейшер (справа) со собственными культовыми храбрецами

И, наконец, направляться необычный пример ранней антиамериканской пропаганды 1936 года, в которой возможно заметить фалангу летающих Микки-Маусов, атакующих остров, на котором находится Кот Феликс и другие не хорошо изображённые персонажи мультипликационных фильмов. Официальное наименование у этого произведения достаточно специфичное – «Серия «Коробка с игрушками», история третья» (??????????3?, омотя-бако сири:дзу дайсанва).

Вспомните Toontown, нарисованный Генри Дарджером. Для справки – Генри с раннего детства воспитывался в приюте по окончании смерти своих родителей, где ему поставили диагноз «слабоумие».

Был затворником, и лишь незадолго до его смерти стало известно, что он в течение многих лет трудился над книгой о войне детей-рабов против ожесточённых поработителей, полный текст которой составил чуть более 15 тысяч страниц. По окончании смерти Дарджер стал культовой фигурой американской контркультуры.

Одна из иллюстраций, нарисованных Генри Дарджером для собственного произведения

Так вот, в мультипликационном фильме про неприятелей-Микки-Маусов думается, что вот-вот с обитателями острова будет покончено, пока к ним на помощь не прибывают храбрецы из различных легенд и японской истории. Перед тем, как Япония приняла политику милитаризма и вторглась в Азию, она утверждала, что освобождает континент от западного колониализма.

В собственной тошнотворной, необычной манере данный маленький мультфильм пробует доказать именно это. Само собой разумеется, люди Китая и Кореи, самый пострадавшие от японского империализма, определённо не согласятся с таковой версией.

«Серия «Коробка с игрушками», история третья», 1936 г.

Взглянуть другие ветшайшие японские мультфильмы возможно на сайте Japanese Animated Films Classics, где представлены картины с 1917 по 1941 гг. Как написано на самом сайте, с 10 мая этого года он стал дешёв и на английском.

Источник: Open Culture

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АНИМЕ [ВСПОМНИТЬ ВСЁ]


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: