Поезда
Полтора года назад я уже испытал радость путешествия поездом в Юго-Восточной Азии. Тогда мы проехали за ночь около 250 километров с востока на запад острова Цейлон.
на данный момент предстояло что-то похожее, лишь вот за 8 часов мы должны покрыть расстояние еще меньшее — всего в 150 километров, разделяющих город и Мандалай храмов Баган. Прикинув среднюю скорость и отыскав в памяти состояние ланкийских вагонов первого класса с засаленными креслами и циклопических размеров тараканами, про мьянмарские вагоны я решил кроме того не думать, а принять их как необходимость.
Альтернатив три — или лететь самолетом, что преодолеет полторы много километров за двадцать мин. и опустошит ваш кошелек на 100 американских долларов, или ехать на автобусе — часов пять-шесть по распутью в тесном салоне. Третий вариант — спуститься на лодке по реке Ирравади.
Имеется скоростная лодка — путь займет около 9 часов и будет стоит долларов 40, и два раза в неделю имеется калоша для местных — без всяких удобств, с циновками на палубе, но в колоритной компании — 12 часов и 10 долларов. Поезд, билет на что в верховный класс стоил 15 американских долларов, показался мне самым верным вариантом.
И по большому счету, я обожаю поезда.
Поезд ночной, но спальных вагонов не предусмотрено. Люди тут привычные к такому времени в пути, и комфортно дремать им, "Наверное," не надеется. Не смотря на то, что в поезде Баган-Янгон металлические места имеется.
Но там-то ехать все девятнадцать часов, а нам всего-то восемь. Вагоны были относительно хорошими для Юго-Восточной Азии, лучше, чем те, в Шри-Ланке. По два широких мягких сиденья с каждой стороны, с большим трудом закрывающиеся окна, совсем не закрывающийся туалет вида дырка в полу, потрепанный обшарпанный столик — вот и целый интерьер.
Но в целом чисто.
Практически сразу после отправления становишься настоящим буддистом. Осознается, что кроме того в спальном вагоне уснуть было бы проблематично — вагон с уверенностью раскачивает во всех плоскостях.
Моментами подлетаешь сантиметров на пять, да так, что думается, совершенно верно находишься в седле верхом на лошади. Вправо-влево вагоны раскачиваются относительно друг друга так очень сильно, что в случае если наблюдать на дверь следующего вагона, она в какие-то моменты будет перекрываться корпусом отечественного вагона практически на треть.
Перед самым страшным участком, в то время, когда казалось, что вагон вот-вот перевернется, по салонам прошли контролеры и попросили все тяжелые вещи снять с верхних полок. Весьма интересно, какие конкретно законы физики нарушаются в Мьянме, что поезд при таких амплитудах остаётся на рельсах.
Антон назвал это явление Мьянмар шейк, чем здорово повеселил отечественных попутчиков.
С нами в вагоне ехал Эйри из Нью-Йорка, что путешествует по миру уже не первый месяц, и юная пара из Страны басков. Антон дотянулся бурбон из штата Кентуки, приобретённый в домодедовском дюти-фри и початый еще в Бангкоке. Эйри оживился, и разговор отправился.
Чашка за чашкой отечественный американский попутчик говорил о собственных приключениях в Европе и на Ближнем Востоке. Его особенно впечатлил самый большой небоскреб мира Бурж Халифа в Дубаи, что, он утвержает, что был so f*cking tall!.
Скоро бурбон закончился, и все мы заснули в экстремальных позах. Баск дремал в спальнике прямо на полу. Я устроился на два свободных сидения, продлив спальную плоскость своим чемоданом. Поезд медлительно влачился через дикую темноту.
Ветки деревьев скребли по корпусу вагона и попадали в открытые окна. На редких остановках я слышал через сон, как переговариваются между собой пассажиры, как мальчики на перроне кричат на своем округлом языке повторяющиеся фразы, предлагая приобрести какую-то снедь.
Эти фразы я не забывал позже еще долго, так и не зная, что они означают. И до сих пор время от времени внезапно всплывают в памяти эти бирманские голоса, подслушанные на неизвестных полустанках.
В пять утра, в то время, когда еще чуть светало, поезд прибыл в Баган.
// gur-095.livejournal.com
Затерянный мир
Накрапывал дождик. В полудреме восхода солнца показывались силуэты пагод. Их были десятки. Нет, их были много около! Перед тем, как пойти наблюдать на одно из самых необыкновенных мест в мире, мы решили несколько часов поспать в отеле по окончании ночного переезда.
Но я никак не имел возможности уснуть. Мне не терпелось заметить Баган. И вдобавок я вспоминал Тин Зу и Маа Зи и мальчика Ни-Ни из Инвы.
Мне все представлялось, как в том месте они, изо дня в сутки, на пристани. Возможно, в случае если приехать в том направлении через несколько лет, то возможно будет легко найти их в деревне, на том же месте.
И подарить им фотографии.
Мало практической информации: остановиться возможно или в новом Багане, или в Ветхом. Последний находится в самом сердце археологической территории, вблизи всех самых увлекательных достопримечательностей.
Новый Баган — поселение в трех с половиной километрах южнее от ветхого, маленький поселок, обитатели которого получают на скотоводстве и туризме. Отелей мало, в сезон спрос превышает предложение, исходя из этого цены высоки, а бронировать номер нужно заблаговременно — через booking либо agoda.com (бюджетных предложений крайне мало), или через местную турфирму.
В ветхом Багане остановиться дороже, чем в Новом.
По Багану верно передвигаться на велосипеде либо на повозке. Я уже практически смирился с дождем, но неожиданно распогодилось и выглянуло солнце. Было решено брать велосипед. Аренда обошлась в 2 американского доллара в сутки.
Мне, как любителю велотуризма, было весьма интересно испытать себя на просторах Мьянмы. Антон не садился на велосипед много лет, и было видно, что сперва он был не весьма рад выдумка, с опаской посматривая на видавший виды двухколесный транспорт.
Байки были и правда древними, с изогнутым рогами рулем и практически нерабочими тормозами. Но пока доехали до Нового Багана, приноровились.
Провинциальный Баган в отличии от шумного Мандалая — эдем для туристов. Все, что существует около, сделано по сути для них и для бессчётных паломников, каковые приезжают в эти намоленные места со всей буддистской Азии.
Туристов большое количество, большая часть приехали по элитным личным турам, но имеется и бэкпекеры из Америки и Западной Европы. Соотечественников увидено не было, не считая одного интересующегося местной культурой мужчины в вечернем баре, но тот знал, для чего ко мне приехал.
Туризм развивает не самые лучшие черты у местных жителей. Такие наивные и искренние люди из Мандалая тут уже активные воротилы, каковые всеми способами пробуют завоевать размещение вашего кошелька и обогнать в этом собственных соперников.
Само собой разумеется, до арабских купцов им еще расти и расти, но девушкам, реализовывающим сувениры, уже больше занимательны не вы сами, в противном случае, сколько у вас с собой денег. Не смотря на то, что и тут на рынках человеческие отношения случаются.
Одной девчушке я подарил пара рублевых монет в качестве сувенира, она улыбнулась, убежала куда-то и принесла мне в ответ открытки из Багана, захотели друг другу успеха. А вот в самой известной тут пагоде Швезигон, сплошь позолоченной огромной ступе, мне совсем не пришлось по нраву.
Уже на подступах к ней идет бойкое соперничество за чужестранцев. Дамы-торговки в летах нападают на путника как коршуны, играются в узкие психотерапевтические игры, всучивая ему какую-то вещь и именуя это подарком.
Позже чуть ли не силой усаживают наоборот из прилавка и предлагают кучу всего ненужного. Отвязаться от них выяснилось сложным занятием. А в самого двора пагоды также орудуют проходимки: представляясь работницами храма, заманивают непонимающих чужестранцев в какую-то клетушку с Буддой, якобы взглянуть на статую, делают вид, что совершают некоторый обряд, затем требуют за него денег.
Были отправлены удачно. Да, тут совсем не те мальчишки и-наивные девушки красавицы с хорошими глазами, каковые нам виделись в Мандалае.
Недаром ощущаю я — массовый туризм, он до хороша не доводит. Не смотря на то, что и прекрасно оздоровляет экономику. // gur-095.livejournal.com
Туристы с экскурсоводами ходят по большей части по проторенным дорогам около самых известных и древних храмов. Но если вы на велосипеде, это дает громадный простор в познании Багана.
Легко сверните на любую проселочную грунтовку, удаляясь от главной дороги, и вы заметите все то же великолепие, лишь около не будет никого. // gur-095.livejournal.com
На кое-какие ступы возможно встать по ступеням. С их тесных террас раскрываются космические виды. Громадное туристическое развлечение тут — наблюдение заката с одной из таких ступ.
Про нее написано во всех путеводителях, и в большинстве случаев вечером она полна желающих заметить световое представление, что не содействует его верному восприятию. А ведь таких ступ со ступенями пара, стоит . // gur-095.livejournal.com
на данный момент тысячи пагод, огромных и совсем маленьких, необычными артефактами утопают в траве среди тропического редколесья. Большая часть никак не поддерживается и разрушается землетрясениями и временем.
Кое-какие храмы восстанавливают а также надстраивают, что, на мой взор, не всегда идет на пользу воздухе места. Возможно, стоит их защищать от исчезновения, но никак не подновлять мрамором и позолотой — тогда не потеряется мистическая сущность старого покинутого города. // gur-095.livejournal.com
И семь дней не хватило бы, дабы насладиться этим местом. Осмотрев главные храмы из путеводителей, возможно забраться глубже, уехать, куда глаза смотрят и отыскать в том месте не меньше увлекательные храмы: изучать, удивляться, ощущать себя настоящим первооткрывателем. // gur-095.livejournal.com
Вечером в ветхом Багане приятно посидеть в каком-нибудь ресторане за кружкой пива и тарелкой риса. Отыскать в Багане место, комфортное для европейского желудка, труда не образовывает.
В отличии от того же Мандалая, где в миллионном городе рестораны с европейскими условиями (не говорим кроме того про еду) возможно найти только при паре-тройке больших отелей, тут кафе — на каждом шагу. Подают по большей части, само собой разумеется, местную кухню, но адаптированную — не такую острую, не такую специфичную.
Мы попытались салат из чая — диковинное блюдо, о котором я кроме того не слышал. Дело в том, что Бирма единственная страна, где чайный лист не только заваривают, но и едят. Ни при каких обстоятельствах бы не поразмыслил, что это кроме того будет вкусно!
Что до пива, то местное Myanmar beer, показалось нам весьма похожим на настоящий хмельной напиток: плотное, пенистое, ароматное. С какой бы опаской я не относился к азиатским маркам пива, Maynmar beer — совсем уж неожиданное открытие.
То ли колониальные традиции британцев с уверенностью законсервировались по окончании их ухода, то ли тут еще не осознали, что пиво возможно разбавлять для получения большей прибыли, но уровень качества вправду удивляет. Еще имеется менее приятное Mandalay Beer, с необыкновенным сладковатым привкусом.
Просидеть в этих заведениях возможно допоздна, вот лишь если вы на велосипеде и живете в Новом Багане — вам не повезло. Три с половиной километра в кромешной тьме нам дались с большим трудом. Дороги тут освещаются лишь луной и звёздами, а в пасмурный сутки их вовсе не рассмотреть.
По окончании девяти трафик на дорогах исчезает, и ехать жутковато. На середине пути нами кроме того заинтересовался милицейский патруль. Справившись о том, кто мы такие и куда держим путь, милицейский пристроились сзади, принялись нас сопровождать и освещать путь фарами, пока мы не свернули на проселок к собственной гостинице. // gur-095.livejournal.com
Справедливости для и для очень сомневающихся нужно заявить, что с безопасностью в Мьянме все прекрасно. Многие мои друзья, когда-то что-то слышавшие про Бирму, уверяли, что тут положение, бандитизм и стрельба.
Во-первых, нужно осознавать, что объективной информации оттуда мало: большая часть западных, да и не только, стран настроено к существующему режиму Мьянмы очень плохо, исходя из этого события, происходящие в том месте, будут преподноситься соответствующим образом, в виде раздутого из мухи слона. А во-вторых, все события из недавних весенних сообщений о неспокойствии в Бирме, происходили лишь в приграничном с Бангладеш штате Ракхайн, и касались межконфессиональных и бытовых трений между мусульманами и буддистами-рохиджья, что не имело никакого отношения ни к туристам, ни к большей части страны в целом.
Для верной оценки актуальной обстановке в стране лучше пользоваться инсайдерскими источниками. Вот, к примеру, блог русского резидента Янгона, что раньше жил в Перьми.
Уровень преступности, в особенности по отношению к чужестранцам, с уверенностью пытается к нулю. Карманных краж, пропаж вещей из номеров отелей и других небольших неприятностей вовсе нет: для людей, живущих тут, буддизм — это не просто слово.
Большая часть из этих людей не будет делать зла вторым, чтобы не учинять неприятности собственной карме. Мы ощущали себя в Мьянме в полной безопасности, намного надёжнее, чем чувствуем себя в Москве.
Но о разумных правилах безопасности, само собой разумеется, забывать не следует. Летайте самолетами местных авиалиний
Аэропорт находится километрах в семи от Ветхого Багана, около деревни Ньяунг-У. Во всех расписаниях он так и будет значиться — аэропорт Ньяунг-У.
Строение, стилизованное под буддистскую храмовую архитектуру, выглядит без шуток. Я ожидал заметить тут что-то наподобие ветхого ангара с расположенной рядом ветхой взлетно-посадочной полосой, что посоперничал бы в убогости с рекордсменом моего личного рейтинга — аэропортом сербского города Ниш, а заметил я живой новый терминал, полный туристов .
Строение-то новое, но мы в Мьянме. В зале вылета у служащих не видно ни одного компьютера. Не смотря на то, что с недавних пор со скрипом трудится wi-fi.
Расписание рейсов написано маркером на белой доске. За стойками регистрации от руки выписывают бирки и посадочные талоны на багаж. Нам празднично объявляют, что рассадка в салоне свободная. Чемодан забирает грузчик, а нас отправляют ожидать объявления рейса.
Работник радуется во целый рот и, не скрывая чувств, показывает на новые, по всей видимости, лишь сравнительно не так давно установленные мониторы LG — отечественный рейс покажется на них! // gur-095.livejournal.com
Авиация в Мьянме представлена несколькими компаниями, делающими рейсы по большей части на ветхих турбовинтовых самолетах ATR. Маршруты между главными аэропортами страны у всех компаний строятся одинаково — самолет летит из Янгона по кругу — или по часовой, или против часовой стрелки — садясь в промежуточных пунктах, высаживая и подсаживая пассажиров и через 15 мин. опять взлетая, совершенно верно воздушная маршрутка.
Янгон-Озеро Инле-Мандалай-Баган-Янгон. Еще самолеты летают на север — в горные провинции у подножья Гималаев; в новую столицу Мьянмы Нейпьидо; на побережье в Нгапали куда и бич-то на юг, в маленькие города.
Но в Мьянме нужно быть начеку, рейсы довольно часто отменяют, переносят, исходя из этого за сутки до вылета стоит уточнять положение дел в каком-нибудь турагентстве. // gur-095.livejournal.com
Перед самой посадкой народ загоняют в накопитель перед гейтом. В том месте пассажиры ожидают, пока подъедет автобус, а о готовности посадки объявляет особый человек с номером рейса в руках.
Он бегает по залу, машет табличкой и звучно именует пункт назначения и авиакомпанию.
Летели с AirBagan. Самолеты вопреки ожиданиям не убитые, хорошие. В чисто, уровень обслуживания в полной мере простой. В пути, действительно, попали в грозу и нехилую турбулентность.
За окном блистало. Маленький самолет, как лодчонку на протяжении бури, швыряло замечательными потоками во все стороны, и было нужно понервничать.
Но через час с лишним мы уже совершили посадку в Янгоне.