Кусково: театральный роман

Солнце балует нас все чаще, и гулять в каких-нибудь прекрасных местах хочется все больше. А дабы весенняя прогулка была более романтичной, предлагаем вам посетить усадьбу «Кусково» и отыскать в памяти историю любви графа Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Встреча

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

Николай Петрович Шереметев в первый раз заметил Парашу Ковалеву в осеннюю пору 1774 года. В то время ему было 23, а Параше — всего 7. Он — блестяще образованный юный человек, один из богатейших женихов России. Она — маленькая дочка крепостного кузнеца.

Ветхий граф, екатерининский вельможа Петр Борисович Шереметев среди других увеселений, которыми отличалась его шикарная загородная резиденция Кусково (потешные баталии, зверинец, фейерверки и пр.), устроил тут самую актуальную по тем временам выдумку — крепостной театр. Будущих артистов отбирали среди одаренных крестьянских детишек, а после этого обучали сценическому мастерству, музыке, языкам, хорошим манерам.

Среди таких детей была и Параша — у хрупкой девочки обнаружилось прекрасное колоратурное сопрано. Николай Петрович, знаток музыки и большой ценитель, был шокирован: «Если бы ангел сошел с небес, если бы молния и гром попали разом, я был бы менее поражен».

Он забрал юное дар под собственную опеку и всячески старался приблизить ее дебют на сцене, тем более что сам действительно занялся отцовским театром.

Совсем вторая версия знакомства звучит в песне «Вечор поздно из лесочка я коров к себе гнала», которая была весьма популярна в десятнадцатом веке. Все происходит, как в сказке: едет барин и, увидев красотку, определит, что она «его милости крестьянка». «Не к тому ты рождена», — уверяет девушку воспылавший страстью господин. — «Ты со вечера — крестьянка, на следующий день — будешь госпожа».

Авторство данной песни приписывают самой Прасковье Жемчуговой. Кстати, «лесочек» — это в действительности громадный пейзажный парк, что сейчас простирается далеко за пределы музея-усадьбы «Кусково».

И отечественные храбрецы точно виделись в его укромных уголках.

Альянс сердец

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

В то время, когда же между актрисой и графом появились романтические отношения? На данный вопрос нет правильного ответа. Юная Параша взяла блестящее образование: знала французский и итальянский, играла на арфе, гитаре и клавесине, брала уроки пения у приглашенных итальянских певцов.

В 11 лет она в первый раз вышла на громадную сцену в роли служанки в комической опере Гретри «Опыт дружбы». А уже на следующий год взяла псевдоним Жемчугова и начала исполнять главные партии.

К сожалению, строение театра, в котором актриса познала собственный первый успех, не сохранилось.

Итак, Жемчугова фактически сходу делается примой кусковской сцены и достаточно не так долго осталось ждать — фавориткой молодого графа. Увы, не единственной. Параллельно он был увлечен актрисой Анной Буяновой (Изумрудовой), и это «двоеженство» продолжалось чуть ли не три года.

В это же время мастерство Параши росло. Послушать ее чудесный голос приезжали высокие гости не только из обеих столиц, но и из Европы. Сама Екатерина II была в числе поклонников Прасковьи Жемчуговой, а за роль Элианы в опере Гретри «Самнитские браки» одарила актрису бриллиантовым кольцом (всего за собственную 20-летнюю «карьеру» Параша выполнила около 50 оперных партий).

Она не была красавицей, но владела неординарной харизмой, деликатностью и изяществом натуры, так не характерным несложным крестьянкам. Добавьте к этому «украшенный добродетелью разум, человеколюбие и искренность, верность и постоянство, и усерднейшее богопочитание»…

В один красивый момент Николай Петрович осознал, что по-настоящему влюблен в собственную крепостную актрису. Отныне она стала для него единственной.

Вместе с Парашей он поселился в уединенном доме наоборот театра и фактически зажил с ней одной семьей.

Против всех

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

Смерть ветхого графа во второй половине 80-ых годов восемнадцатого века стала для их альянса проверкой на прочность: Параша тогда практически извлекла Николая Петровича из нескончаемых кутежей, вынудила заняться отцовскими делами и, по сути, взяла на себя управление театром.

В свете поползли слухи. Связи с крестьянками а также крепостные гаремы были в то время в порядке вещей. Но в то время, когда один из самых завидных холостяков начал игнорировать потенциальных невест из-за какой-то холопки — это уже был скандал, что с каждым днем разгорался все посильнее.

Со своей стороны масла в пламя добавляла завистливая дворня: Параше не могли забыть обиду ни успеха на сцене, ни любви графа. Сама же она страдала не только от интриг и сплетен, но и от неопределенности собственного положения — так как при всех душевных достоинствах и талантах, образовании и воспитании, она оставалась крепостной девкой, всецело зависимой от прихоти господина, пускай и ласково любимого.

Лишь на сцене Параша могла быть полностью свободной и давать волю своим эмоциям — по всей видимости, исходя из этого ей особенно удавались роли ужасного замысла.

Напряжение всегда росло. И, наконец, в 1795-м Прасковья Жемчугова окончательно покинула «злобное Кусково» и уехала в Останкино, где специально для нее граф выстроил шикарный театр-дворец и где она изначально чувствовала себя хозяйкой.

А дом в Кусково, в котором они жили с графом, по ее жажде был разобран.

Усадьба

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

Ну а нам, перед тем как покинуть Кусково, стоит в обязательном порядке пройти по залам дворца и заметить все то великолепие, которое когда-то «обрушилось» на шестилетнюю Парашу: золото, мрамор, вазы, зеркала, дорогую мебель, гобелены и ковры — целый данный настоящий и одновременно фантастический мир. Прогуляться по аллеям парка и зайти в Голландский и Итальянский садовые павильоны.

А также в Громадную каменную и Американскую оранжереи, где на данный момент проходят занимательнейшие выставки фарфора — от мейсеновских сервизов до советских пропагандистских тарелок. И посмотреть в экзотический павильон «Грот», тем более что в Российской Федерации он таковой один: стенки выложены ракушками, лепниной и кусочками зеркал, изображающей фантастических рыб и морских зверей, а само помещение украшено ракушечными скульптурами.

Помимо этого, тут также представлена маленькая экспозиция фарфора, где так или иначе обыгрывается морская тема.

По окончании Кусково

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

На подмостках нового театра Жемчугова блистала, увы, недолго. Во второй половине 90-ых годов восемнадцатого века на престол взошел Павел I, и Шереметев пригласил его в Останкино, сохраняя надежду, что император, с которым они были дружны с детства, даст разрешение на его брак с крестьянкой.

По тем временам это было практически невозможно, исходя из этого незадолго до за солидные деньги были «состряпаны» бумаги, где предком Прасковьи значился некоторый Якуб Ковалевский, польский аристократ, якобы еще в семнадцатом веке попавший в русский плен и ставший крепостным. Павел посетил Останкино, но о браке обращение так и не зашла.

Но Шереметев взял должность обер-гофмаршала и предписание срочно ехать в Санкт-Петербург. Куда он скоро и отправился вместе с Парашей и лучшей частью труппы. Но в Санкт-Петербурге произошла настоящая катастрофа — у Жемчуговой открылся туберкулез, и она стала быстро терять голос. В итоге театр, что без нее не имел смысла, был распущен.

Но без театра теряла жизнь и смысл самой Прасковьи Жемчуговой. Страшно переживал и граф — их обоих беспрерывно нападали заболевании.

В данной ситуации Николай Петрович, быть может, осознавая, какая будущее ожидает Парашу при его неожиданной смерти, наконец решился на брак — не ждя разрешения императора. Само собой разумеется, это был не только очень храбрый поступок, но и свидетельство настоящей любви.

О Шереметеве все эти долгие годы не судачил лишь ленивый, но мало кто верил в то, что он посмеет узаконить отношения с простолюдинкой.

Графиня-крестьянка

Кусково: театраль. Источник: Кусково: театраль. Создатель: Кусково: театраль

Еще во второй половине 90-ых годов XVIII века Параша и вся ее семья взяли «вольную». А через три года, уже при Александре I, граф втайне обвенчался с Жемчуговой. Это случилось в Москве, в храме Симеона Столпника (Поварская ул., 5), что чудесным образом сохранился в 1970-е, в то время, когда для прокладки Нового Арбата сносились целые кварталы исторической застройки.

Только четыре человека были очевидцами, но слухи о нем распространились по всей Москве. Новобрачные поселились в только что приобретённом «наугольном» доме на Воздвиженке (№ 8, справа от нынешнего Военторга).

Жили весьма негромко — свет не принял новоиспеченную графиню. А через два года, уже в Санкт-Петербурге, Параша родила сына Дмитрия и скоро погибла, в возрасте 34 лет.

Только по окончании ее смерти граф «открылся» императору — и тот признал младенца законным наследником рода Шереметевых.

Николай Петрович пережил жену на шесть лет и в память о ней завершил строительство в Москве, на Сухаревке (Сухаревская пл., 3), громадного Странноприимного дома — бесплатной поликлиники для убогих и бедных. Сейчас в центре этого прекрасного Дворца милосердия (сейчас НИИ скорой помощи им.

Склифосовского) снова действует храм Живоначальной Троицы. На его куполе опять-таки чудесным образом сохранилась роспись, где среди вторых небесных созданий парят ангел с бубном и херувим с пальмовой ветвью — Прасковья ее сын и Ивановна Дмитрий.

Театральный роман


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: