Может показаться, что мировую историю творят мужчины. Но не следует заблуждаться: дамы игрались в ней не меньше ключевую роль!
В прошедший раз мы поведали вам о королеве-шаманке, сейчас же обращение отправится о самураях! Эпические сражения на клинках, стрельба из отсечение и лука голов — так выглядят не только мужские войны
Сейчас обращение отправится о Томоэ-годзэн — даме-воительнице из XII века, которая проделала себе путь к самурайскому сословию. Томоэ — одна из ??? онна-муся, японских воительниц.
В отличие от ???? онна-бугэйся, каковые должны были защищать дом и семью при атаке, онна-муся имели возможность кроме этого организовать атаку и спланировать битву. И не смотря на то, что Томоэ довольно часто изображают с нагинатой в руках, которая являлась оружием именно онна-бугэйся, в действительности её оружием были клинок, стрелы и лук.
Нагината
Но давайте сперва разберёмся, при каких событиях жила Томоэ.
Война Гэмпэй
Томоэ-годзэн не посчастливилось жить во времена сильных политических и социальных потрясений. Война Гэмпэй, продолжавшаяся с 1180 по 1185 годы, положила драматичный финиш периоду Хэйан (794-1185) и начала эру воинского сословия.
Но с чего же это началось?
Война Гэмпэй
Это была борьба за престол, в которой столкнулись два рода: аристократы из Киото дом Тайра и провинциальный клан солдат Минамото. Минамото одержали победу и установили первый в стране сёгунат в городе Камакура и правили до 1333 года.
Прошло уже более 800 лет с последней битвы, но война Гэмпэй до сих пор серьёзное место в японской культуре. Существует большое количество фильмов, новелл, манга и игр, основанных на данной войне.
Сейчас наложница, на следующий день самурай
Томоэ
Думаем, нет необходимости сказать о том, какой жёсткой и кровавой была война Гэмпэй. Как раз в этом ожесточённом мире и жила Томоэ-годзэн, ставшая легендарным солдатом, известным своей физической силой, красотой и боевыми навыками.
Из-за противоречивости средневековых легенд и источников тех лет кое-какие факты из судьбы Томоэ остаются тайной. Но мы можем быть более-менее уверены в её личной жизни.
Её связывали родные, быть может, амурные отношения с полководцем Минамото Ёсинака (кроме этого известным как Кисо Ёсинака). Вероятнее, она была одной из его наложниц, но время от времени она кроме этого описывается как одна из его жён либо «спутниц».
Кроме того такие подробности, как годы судьбы Томоэ, довольно часто оспариваются, но историки совершенно верно сходятся в одном — она была только умелым и храбрым солдатом с блестящей военной карьерой.
Военная крутость
Томоэ конкретно была девушкой, с чьим мнением необходимо было принимать во внимание: вооружённая мечом и луком, облачённая в доспехи и верхом на лошади она защищала друзей и побеждала неприятелей. Ёсинака был так впечатлён её навыками стрельбы из лука и воинской храбростью, что назначил её своим главным начальником в войне Гэмпэй.
Главные моменты крутости Томоэ:
— 6 месяц 1181 года в сражении при Йокотагавара: Томоэ побеждает и обезглавливает семерых наездников (головы неприятелей в то время считались трофеями)
Томоэ с головой неприятеля
— 5 месяц 1183 года в сражении при Тонамияма: приводит свыше тысячи наездников лорда Кисо к победе
— 1 месяц 1184 года в сражении при Утидэ-но Хама: ведёт 300 солдат Кисо в самоубийственный бой против 6000 кавалеристов Тайра и остаётся одной из пяти выживших людей Минамото
Но в 1184 в сражении при Авадзу карьере Томоэ приходит финиш. Сейчас Минамото практически победили Тайра и готовься захватить страну.
Но вместо этого в клана появились распри за право быть сёгуном. Соперником будущего сёгуна Минамото Ёритомо стал никто другой, как его двоюродный брат Ёсинака.
В общем, для Томоэ это был нехорошей сутки.
Томоэ в битве
В то время, когда силы лорда Кисо сократились до пяти человек, он приказал Томоэ покинуть поле битвы. Не хотя заканчивать бой, но и не хотя наряду с этим идти против воли господина, она решила так: последовать приказу, но не раньше, чем сразиться последний раз, дабы показать собственную верность и вернуть честь.
Так Томоэ направилась к группе конных солдат Тайра, среди которых был прославленный солдат Онда Хатиро, и отрубила ему голову.
По окончании Авадзу
Практически сразу после битвы Ёсинака был смертельно ранен, Ёритомо стал неоспоримым главой клана и, в конечном счёте, сёгуном страны.
Но что же стало с отечественной героиней? К сожалению, это неизвестно точно. В одной версии говорится, что на протяжении битвы при Киото её захватил приспешник Ёритомо — Вада Ёсимори, заставил стать собственной наложницей, а после этого она родила от него легендарного силача Асахина Сабуро Ёсихидэ.
В второй же говорится, что она стала буддийской монахиней, до самой смерти молилась за душу собственного господина и погибла в 91 год. По третьей версии она отомстила за Ёсинака, убив напавших на него солдат, и вернула его отрубленную голову, которую отправляли на опознание.
После этого она вошла в море, держа голову Ёсинака в руках, и наложила на себя руки.
Одна равна тысяче
Все данные, которую мы знаем о Томоэ, дешева нам из Повести о доме Тайра. Это история о войне Гэмпэй, демонстрирующая ужасное падение семьи Тайра и говорящая о буддийской идее недолговечности всего сущего. Вот, что в том месте говорилось о Томоэ:
«…белолица, с долгими волосами, писаная красивая женщина! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю — с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни всевышних, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а в то время, когда начиналась битва, натягивала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась клинком, брала в руки замечательный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный солдат!
Неоднократно гремела слава о ее подвигах, никто не имел возможности сравниться с нею в отваге…».
Но та сцена, в которой Ёсинака требует Томоэ покинуть его в битве, до сих пор приводит к множеству вопросов.
— Ты — дама, беги же прочь из этого, беги скорей, куда глаза смотрят! А я собирается в наше время пасть в сражении.
Но в случае если будет угрожать мне плен, я сам покончу с судьбой и не желаю, чтобы люди смеялись нужно мной: дескать, Ёсинака в последний бой тащил с собою бабу!
Из-за чего Ёсинака отнёсся так к Томоэ, собственному самому преданному союзнику? Случилось ли это лишь из-за её пола, не смотря на то, что раньше это очевидно не было для него проблемой?
Опасался ли он за её жизнь? Быть может, он просто хотел, дабы хоть кто-то из его армии выжил и мог молиться за его душу?
Как бы то ни было, Повесть о доме Тайра была ответственным первым шагом к бессмертию образа Томоэ.
Томоэ выходит на сцену
Что же произошло с Томоэ по окончании той злополучной битвы при Авадзу? Собственную теорию предлагает пьеса театра Но, датируемая XV веком. В постановке называющиеся «Томоэ» основная героиня предстаёт скорбящим духом, привязанным к святилищу Ёсинака в Авадзу.
Женщина злится на то, что не смогла погибнуть совместно со своим господином, и с того времени она обитает у данной святыни. Буддийский монах, встречающий её дух, молится за её душу, но в пьесе так и не рассказывается, смогла ли она упокоиться с миром. Не обращая внимания на то, что пьесы театра Но в большинстве случаев известны своим практически медитативным самообладанием, тут имеется пара крутых сцен с нагинатой (не обращая внимания на то, что Томоэ сражалась клинком):
По окончании данной роли образ Томоэ попадает в комедию. Она делается основной героиней пьесы кабуки называющиеся «Онна сибараку», которая и сейчас остаётся одной из самых популярных.
Эта пьеса — пародия на уникальную пьесу «Сибараку», повествующую о храбрец-самурае, что выручает знать от злого господина. В то время, когда храбрец нападает, дабы спасти всех, он всегда кричит «сибараку!» («подождите-ка чутка!») и лишь позже вступает в битву.
Но потому, что эта пьеса — пародия, то роль Томоэ тут не очень важная. Уж больно преувеличенно «по-женски» беспомощно она себя ведёт:
В XXI же веке Томоэ снова готова сражаться: в 2013 году театр Мэйдзидза поставил эпическую постановку о путешествии во времени «Томоэ-годзэн: легенда о даме-воительнице». Сюжет повествует о современной даме, которая внезапно выясняется в двенадцатом веке под именем Томоэ.
В общем, этакая история о попаданцах. В постановке скрыт хороший посыл о том, что любая женщина возможно сильной, свободной и… носить смехотворно открытую кожаную броню.
Трейлер «Томоэ-годзэн: легенда о даме-воительнице»
Образы Томоэ изменяются с течением времени, отражая перемену сокровищ, но неизменно появляются в японской культуре.
Томоэ сейчас
Если вы любите фестивали, то не пропустите появление Томоэ на киотском фестивале эр (???? дзидай мацури). Данный фестиваль проводится ежегодно 22 октября. В нём принимают участие более двух тысяч людей, одетые как разные исторические фигуры, от самых ранних времён Японии до конца периода Мэйдзи.
Конечно же, войне Гэмпэй в том месте также уделено место, и Томоэ появляется с любопытной комбинацией воинского снаряжения и придворного макияжа.
Либо же вы имеете возможность прогуляться по кладбищам, каковые, быть может, являются местом упокоения Томоэ. Два самых занимательных для визита — храм Гитюдзи в префектуре Сига и храм Токуондзи в префектуре Нагано.
Могила Томоэ в Гитюдзи
Говорят, что храм Гитюдзи был основан в двенадцатом веке чтобы оплакивать Минамото Ёсинака. В соответствии с легенде, Томоэ выстроила соломенную хижину рядом с его могилой, проводила в том месте мемориальные работы и была похоронена на это месте — в том месте находится надгробие с её именем.
Кроме этого около этого храма прекрасные пейзажи — в итоге, это было одно из самых любимых мест поэта Мацуо Басё, где он проводил большое количество времени. Он кроме этого похоронен в том месте по его просьбе.
Статуя Ёсинаки с Томоэ
В Токуондзи, что есть домашним храмом Кисо, стоит статуя Томоэ рядом с Ёсинака. Тут кроме этого расположен музей, мавзолей Ёсинака (скорее мемориал, чем могила, потому, что тело не тут) и ещё одна якобы могила Томоэ с медной статуей девушки, сидящей на коне.
В случае если же посещать достопримечательности вам не хочется, то вы постоянно можете заметить Томоэ в разных манга, видео-играх и новелах. К примеру, реинкарнация Томоэ-годзэн появляется в манге «Samurai Deeper Kyo», и её образ представлен в дораме «Ёсицунэ», игре «Shin Megami Taisei: Persona 4» и книжной трилогии «Сага о Томоэ-годзэн» американской писательницы Джессики Аманды Салмонсон.
А вот ещё Томоэ-годзэн в игре Fate Grand Order!
Что же для того чтобы классного в Томоэ?
По неспециализированному точке зрения, Томоэ владела необыкновенными армейскими навыками, каковые сделали её значимой фигурой в своё время и увековечили в памяти следующих поколений. Более того, имя Томоэ в культуре Японии стало синонимом дамы-воительницы.
Поразительно впечатляет тот факт, что патриархальный класс солдат принял эту даму в свои ряды, и что она смогла привнести столь солидный вклад в сферу, где господствовали мужчины.
Бонус: только одна из многих?
Быть может, Томоэ не была таким уж редким явлением. Недавние археологические раскопки распознали поразительное количество женских останков в могилах солдат. Официальных информации об этих девушках нет, может, они считались пропавшими без вести либо были вычеркнуты из классических исторических текстов.
Раскопки на месте битвы при Сэмбон Мацубару продемонстрировали, что 35 из 105 погибших были дамами. Сейчас лишь будущие открытия и время продемонстрируют нам, была ли эта находка единичным случаем, либо дамы занимали в военной истории Японии куда более значимое место, чем мы привыкли вычислять.
Источник: tofugu