В данной статье описывается отличие между произведениями жанров хайку и сэнрю. Вы кроме этого определите о характерных изюминках японских трёхстиший и познакомитесь с этапами их составления.
Определение хайку
Хайку – это обычный жанр японского поэтического произведения, представляющего собой трёхстишие из строчков длиной в 5, 7 и 5 слогов (всего 17 слогов). В японской традиции кроме этого существует жанр сэнрю, что по собственной форме сходится с хайку.
В чём различие между хайку и сэнрю?? Исторические различия
Базой для происхождения как хайку, так и сэнрю были произведения жанра рэнга. Рэнга составлялись поочерёдно несколькими поэтами: первый писал первые три строки по 5, 7 и 5 слогов, второй продолжал стих, дописывая две строки по 7 слогов, третий поэт продолжал произведение тремя собственными строчками, следующий опять двумя, и без того имело возможность длиться какое количество угодно.
Хайку – это первое трёхстишие рэнга (время от времени записывавшееся одной строчком, которая именовалась хокку), разглядываемое, как раздельно забранное произведение. Сэнрю напротив берёт начало от предпоследних трёх строчек рэнга, именуемых ??? цукэку «дополняющее трёхстишие».
Эти строчки завершали долгое стих, приводя к восторгу собственной оригинальностью. Следующие за цукэку две завершающие строчки рэнга становились заголовком стихотворения.
? Различия в содержании
Ввиду обрисованных выше различий между хайку и сэнрю возможно выделить следующие изюминки их содержания.
1. целостность и Остаточное впечатление
Авторы хайку оставляют читателям возможность предположить, какими имели возможность бы быть последние две строки стихотворения (по 7 слогов). По окончании прочтения хайку в душе появляется особенное чувство либо очарование, которое по-японски именуется словом ?? ёин «эхо» либо «послевкусие».
Именно это «остаточное чувство» и есть характерной чертой произведений жанра хайку.
Произведения сэнрю изначально являлись обобщениями следующих за ними двух завершающих строчек (по 7 слогов). Исходя из этого в сэнрю прослеживается определённая завершённость (???? иикири), так что по окончании их прочтения возможно только сообщить: «Превосходно сложено!
Кроме того дополнить нечего».
2. человек и Природа
Целью произведений хайку есть изображение природы, её гармонии и красоты с человеком (???? катё: фу:эй), причём показываться она обязана объективно: таковой, какая она имеется в действительности (????кяккан сясэй).
Целью произведений сэнрю есть юмористическое изображение самого человека и всех появляющихся у него вопросов, причём описание должно содержать в себе долю сарказма и иронии, легко высмеивая людскую сущность.
? Отличия по форме
Сезонные слова и «режущие слова»
В произведениях хайку фактически постоянно используются сезонные и «режущие слова». Сезонные слова (?? киго) – это слова-образы, показывающие на традиционно закреплённое за ними время года (к примеру, кукушка – лето, луна – осень, заяц – зима и т.д.). «Режущие слова» (??? кирэдзи) – это грамматические частицы определённого типа, каковые придают стихотворению грамматическую и интонационную целостность (к примеру, ?? кана, ?? кэри).
В сэнрю применение данных слов необязательно.
Порядок составления хайку1. Ритм в 5, 7 и 5 слогов
Произведения немного владеют чёткой структурой: три строки по 5, 7 и 5 слогов. Если вы пишете хайку по-японски, то количество слогов в каждой строке будет высчитываться по числу использованных знаков хираганы.
Произведения хайку считаются самыми маленькими стихотворениями в мире (всего 17 слогов). С эры Мэйдзи (1868–1912 гг.) человека, занимающегося написанием хайку, именуют хайдзин (?? «сочинитель хайку»).
Кстати, известный Мацуо Басё жил в то время, в то время, когда сочинялось множество произведений хайкай рэнга (жанр юмористической поэзии), исходя из этого в то время его именовали хайкайси (??? «сочинитель хайкай»).
2. Сезонные слова
При написании хайку крайне важно помнить об «остаточном впечатлении» (ёин). Создать его оказывают помощь сезонные слова, исходя из этого ни за что нельзя пренебрегать ими. Как раз они разрешают читателю ощутить в современном произведении общность с древними традициями и по-настоящему прочувствовать его суть.
3. Создание «остаточного впечатления»
При написании хайку может понадобиться проницательность и широкий кругозор. Дело в том, что описание определённых вещей и деятельности человека будет чётко показывать на соответствующую эру либо время года, вызывая у читателя характерные эмоции.
Иначе говоря по одному универсальному слову из стихотворения читатель может осознать, какие конкретно эмоции желал передать создатель и волноваться вместе с ним.
Если вы подберёте для собственного хайку универсальное главное слово, передающее проявления определённого времени года либо ваши мысли в путешествии, то в простом описательном стихотворении родится чувство ёин. В этом и содержится техника написания хайку: необходимо суметь передать эру, жизнь людей и время года так, дабы читатель смог прочувствовать их и сопереживать вместе с автором.
4. «Режущие слова»
В произведениях хайку и хайкай присутствуют так именуемые кирэдзи либо «режущие слова». Они дробят стих на логически завершённые части, именуемые кирэ (?? «отрезок»).
В хайку в отличии от пятистиший танка отсутствует нижняя строка (5?7?5 – верхняя строка, 7?7 – нижняя строка). Но не обращая внимания на это на протяжении написания стихотворения, его принято традиционно дробить на две части.
Как пример разглядим хайку Мацуо Басё.
??? ????? ???
Фуруикэ я кавадзу тобикому мидзу-но ото
Ветхий пруд. / Прыгнула в воду лягушка. / Всплеск в тишине. (пер. В. Марковой)
В этом случае «фуруикэя» будет принимать во внимание отрезком-кирэ, а стоящая на финише «я» будет являться «режущим словом». Так, делается ясно, что на протяжении чтения по окончании «фуруикэя» стоит сделать маленькую паузу.
Это придаст стихотворению таинственную недосказанность.
Благодаря кирэдзи, последующее описание звука от прыжка лягушки рисует в воображении мимолётное мгновение в жизни автора. Перед отечественными глазами появляется ветхий пруд эры Эдо (1603–1868 гг.).
Мы стоим около него. Все окрестности окружены богатой зеленью. Царит полная тишина. Внезапно мы слышим всплеск от прыжка лягушки, прерывающий это затишье природы. Он как будто бы возвращает нас обратно к своим заботам.
Отрезок стихотворения, рождающий у читателя впечатление и яркие образы, есть одним из элементов структуры хайку.
Возможно выделить множество кирэдзи, относящиеся к эре Эдо: ? я??? кана?? дзо?? ка?? ё??? ран?? ну?? дзу?? ни?? дзи и другие.
5. Исключение. Лишние символы
Время от времени в хайку возможно встретить больше чем 17 слогов. Структура этих хайку в большинстве случаев отличается от классической на 1 символ: не 5?7?5, а, к примеру, 6?5?7, 5?8?5, 5?7?6 и без того потом.
6. Исключение. Недостающие символы
Время от времени в хайку возможно меньше 17-ти слогов. Структура этих хайку в большинстве случаев отличается от классической на 1 символ: не 5?7?5, а 4?5?7, 5?6?5, 5?7?4 и без того потом.
7. Исключение. Отсутствие сезонных слов
Кое-какие направления хайку допускают отсутствие сезонных слов. Авторы таких произведений считаются людьми с широкими взорами на судьбу.
8. Исключение. Отсутствие «режущих слов»
Мацуо Басё и его последователи думали, что произведения на данный момент должны делиться на отрезки. Но не обязательно делать это посредством кирэдзи. Существует особый перечень кирэдзи для тех, кто лишь начинает собственное знакомство с хайку.
В случае если включить их в собственное стих, то любой ученик поэта сможет легко отделить седьмую строчок от восьмой в произведении из десяти строчков. Но что делать, в случае если в произведении имеется ещё 23 строки?
В нехорошем произведении не будет ясно, как распределяются строки. Но в хорошем это будет светло и без кирэдзи.
Так вычисляли в старину. Этих же правил придерживаются и современные поэты.
Иначе говоря наличие отрезков в стихотворении подразумевает, что читатель сможет легко понять тему произведения.
Нам кроме этого как мы знаем, что в эру Эдо в ходе написания хайкай было необязательно применять «режущие слова».
Довольно часто деление на отрезки облегчается применением слов длиной в 5 либо 7 слогов.
Как писать хайку1. Выбирите тему
Темы хайку смогут быть различными: размышления о путешествии либо повседневности, впечатления от мероприятия и тому подобное. Изучите перечень сезонных слов.
Если вы выберете для собственного хайку пара из них, вам будет несложнее приступить к написанию.
2. Выберите сказуемое и подлежащее длиной в 5 слогов
Подлежащие в японском языке – это существительное либо неспрягаемая часть речи. Его возможно сделать темой стихотворения – так будет несложнее.
Сказуемыми в японском языке смогут быть глаголы либо изменяемые части речи. Время от времени для описания предметов либо абстрактных вещей в качестве сказуемого в стихотворении употребляются прилагательные.
Но считается, что в качестве сказуемого эргономичнее будет применять глаголы. Не забывайте о том, что природу необходимо продемонстрировать в её первозданной красоте.
Выберите сказуемое и подлежащее для собственного хайку. Тогда вы сможете оценить выбранную вами тему, и вам будет несложнее обрисовать то, что вы желали сообщить.
Попытайтесь показать в этом деле всю вашу оригинальность.
3. Дайте волю ассоциативному мышлению
Развивайте выбранную вами тему. Если вы фактически не испытываете обрисовываемые впечатления, то вам будет весьма сложно придумать продолжение. Исходя из этого собственные первые произведения лучше посвящать разным путешествиям либо броским моментам из судьбы.
Хороший метод написания хайку – это подбор ассоциаций к выбранной теме и соответствующие воспоминаниями.
Порядок написания
– Сперва поразмыслите над сезонными словами и подходящими темами. Выпишите самые подходящие из них.
Подберите к выписанным словам по паре кирэдзи так, дабы оказалось по 5 либо по 7 слогов.
– После этого из составленного перечня выберите слова, каковые нравятся вам больше всего. Подберите к ним ассоциации либо антонимы – то, что дополнит ваше стих и реализует задумку.
Не забывайте о нужном количестве слогов.
– В случае если вам удалось прекрасно скомбинировать слова, значит, вы уже находитесь на полпути к завершению собственного произведения. Сейчас выберете из выписанных ранее «режущих слов» подходящие для данного случая так, дабы строчки распределились по 5, 7 и 5 слогов.
Попытайтесь положить в стих дополнительный суть (ёин).
– Разглядим подробнее часть со сказуемым. Крайне важно как следует подобрать ключевые слова и тему.
Как мы видим в предложенном выше хайку Мацуо Басё, необходимо не просто выбрать какой-то глагол, но выбрать его так, дабы передавалось чувство природы.
Хорошее чувство создают строки, вызывающие чувство ностальгии. Занимательны смогут быть исторические мотивы, как в следующем хайку Мацуо Басё:
??? ???? ???
Нацукуса я цувамоно домо га юмэ-но ато
Летние травы, / след в вас я вижу / воинских снов. (пер. К. Д. Бальмонт)
Персональный опыт кроме этого будет хорошей темой для хайку.
Мы хотим вам воодушевления для написания превосходных стихотворений!
Источник: Haikudaigaku