Иссык-куль

В случае если путешествовать, то делать это на всю катушку! В случае если фотографировать, то останавливаться и фотографировать! — это были главные девизы отечественного путешествия на озеро Иссык-Куль в 2014 году.

Путешествие продолжалось 5 дней, с 7 по 12 сентября 2014 года. Маршрут: Алматы — Бишкек — Ортотокойское водохранилище — озеро Иссык-Куль — Алматы, расстояние: около 1000 км.

Просидев без отпуска все выходные дома мы таки решили под последними лучами сентябрьского солнца отправиться отдохнуть на светло синий Иссык-Куль в Кыргызстан. Изголодавшийся по пейзажным фотографиям я приготовил фотоаппарат и видео камеру.

7 сентября в пять утра выезжаем всем семейством из Алматы в сторону Кыргызской границы у Бишкека. Отечественный круизный лайнер Тойота Матрикс с грузовым боксом на крыше и как неизменно не без авто навигации СитиГИД.

Видео регистратор делал роль для захвата увлекательных видов дороги. Отечественный замысел: заехать в Бишкек, в гости к тёте, позже на Иссык-Куль в комплекс отдыха Радуга у села Сары-Ой.

Расчётное расстояние с учётом заезда в Бишкек около 500 км.

До восхода солнца выехали на дорогу A-2 Алматы — Бишкек, выехав из города, заехали на АЗС Газпром, в том месте заправили полный бак и попили чай. Мне так не хотелось платить штрафы за превышение скорости и я ехал строго правильно, средняя скорость была не более 90 км/ч. И я не совершил ошибку!

Моя жадность дала итог, через 230 км к Кыргызской границе мы все, кто ехал правильно и кто обгонял приехали в один момент! Одни гнали и платили штрафы как минимум по 2000 тенге два, в противном случае и три раза, другие ехали нормально и без риска.

Для сведения по территории Казахстана минимальный штраф за превышение скорости на 10 км/ч чуть больше 18000 тенге официально, это образовывает фактически $100 США. Дать взятку существенно дешевле, порядка 2000 тенге, это $10, но как повезёт, а что если не заберут взятку и выпишут штраф?

Главный инструмент ГАИшника для фиксации скорости замаскированная, дистанционная камера на штативе за километр до засады.

Дорога A-2 Алматы — Бишкек соединяет Алмату с Бишкеком и Алмату с Шымкентом через Тараз. Дорога не нехорошая по дорожному покрытию, в 2000-ых года была капитально реконструирована общими усилиями казахстанских и турецких компаний, был в прямом смысле слова спрямлён Кордайский перевал, но имеется один большой недостаток, эта дорога двух полосная!

Что совсем не совместимо с присутствующей манерой езды местных жителей, символами 90 официально гасят скорость вместо допустимых 110 км/ч по всем казахстанским автодорогам. Проехав от Алматы до Курдая практически 200 км, я осознал что еду как черепаха, т.е. 90 км/ч.

Все же не ограничиваются скоростью 120-140 км/ч включая автобусы, вот лишь фуры едут чуть 70-80 км/ч. Транспортные средства очень далеки от должного состояния , возраст автомобилей превышает 10-15, в противном случае и 20 лет, технический осмотр в РК никто не проходит, кинул один раз в год 4000-5000 тенге ($20-30) и вперёд.

Ночью ездить как минимум страшно, у половины автомобилей горят не все габаритные огни позади и фары спереди, у особенных лихачей передние фары и вовсе затонированы. Обгоны делаются легко и без промедлений, вклиниться в ряд перед встречной и чуть не чиркнув автомашину своим бампером на расстоянии в пол метра не неприятность!

И вы думаете не бьются? Ещё как бьются, убивая себя и невинных людей, что не помогает никому уроком много поколений.

// zaleskiy.livejournal.com

Поля у Заилийского Алатау. Казахстан, Алматинская область.

Овцы у подножья Заилийского Алатау. Казахстан, Алматинская область.

Ветроэлектростанция на Кордайском перевале у дороги A-2. Казахстан, Жамбыльская область.

В рассвет свежескошенные поля от пшеницы засияли золотом, остановился, сфотографировал поле на фоне Заилийского Алатау. Потом началась прямая как струна дорога в течении 40 км.

Перед въездом на перевал Кордай ведётся строительство транспортной развязки от дороги A-2 на новую цементную дорогу Западный Китай — Западная Европа и в село Отар. Поднявшись на перевал Кордай мы заметили выстроенные ветроэлектростанции внушающего размера, высотой около 20 метров Потом спуск с перевала и последнее перед границей с Кыргызстаном село Кордай.

Остановились у обменного пункта и поменяли деньги, казахстанские тенге на Кыргызские сомы. Тут же у входа продавалась раритетная Чайка ГАЗ-13 за сумму превышавшую чуть больше сорока тысяч долларов.

ГАЗ-13 Чайка на продаже в селе Кордай. Казахстан, Жамбыльская область.

На таможню было довольно мало автомобилей, около пяти находившихся впереди меня в очереди. Главная масса людей пересекающих эту таможню пытается на Кыргызский рынок Дордой, по большей части частные предприниматели с целю перепродажи в Казахстане на барахолках.

Большая часть оставляет собственные машины на стихийной платной парковке у границы, переходят пешком и на такси в Дордой, что от границы не на большом растоянии. По окончании того как до меня дошла очередь на таможне я высадил собственных пассажиров, прошёл таможню Казахстана, переехал по мосту реку Чу и заехал на Таможню Кыргызстана.

Поразила одна процедура заполнения декларации на автомобиль, в отдельном помещении мне выдали бланк декларации на Кыргызском языке, по логике в таможенном документе должен был дублироваться текст Кыргызского языка как минимум интернациональных британским языком! Так нет же, всё в лучших традициях коррупции, мне внесли предложение сотрудники таможни за отдельную плату заполнить данный документ.

Я попросил пример и справился с Кыргызским текстом самостоятельно. Граница пройдена, мы в Кыргызстане!

От границы до столицы Кыргызстана около двадцати километров, более менее не нехороший асфальт кончается при въезде в город Бишкек. В Бишкеке хорошие дороги лишь главные улицы, остальные как по окончании Сталинградской битвы.

Бишкек обычный коммунистический город, как и все остальные в Советском Альянсе, время от времени проглядываются современные строения, но не в преобладающем количестве. На улицах, как и в стране преобладает количество автомашин японского производства с правы рулём, распространённая марка в Кыргызстане Хонда.

Приобрести в городе местную GSM сообщение в виде сим карты не легко, проехали через центральный район города, бегло прошли по магазинам и не нашли.Часа два мы провели в гостях у тёти и отправились со своим двоюродным братом на двух автомобилях в сторону Иссык-Куля. Из Бишкека выехали на объездную дорогу A-365 Бишкек — Нарын, Бишкек — Балыкчы.

Дорога идёт с Луговой через Бишкек, потом на Боомский перевал и в конечный город Балыкчы озера Иссык-Куль, перед Балыкчами имеется ответвление на границу с Китаем в Нарын. Дорога в отличии от Казахстанской A-2 четырёх полосная и хорошим асфальтовым покрытием.

Это направление было реконструировано строителями из КНР, огромная работа была проделана на перевале, где из двух полосной дороги делали четырёх полосную. Фактически вся расстояние пути до Иссык-Куля ограничивается допустимой скоростью 90 км/ч.

Но не без лихачей, тут всё так же как и на A-2 и ГАИшники с замаскированными видео фиксаторами на треногах.По пути остановились на местном базарчике у дороги, цены меня поразили тем, что они фактически как и в Казахстане. Дело в том, что средне казахстанские зарплаты 500-800 долларов, в Кыргызстане всего 200-300.

Отличилась цена на бензин, в Кыргызстане дороже, по 44.80 сом за литр АИ-92! В Казахстане по окончании поднятия стоимостей, 128 тенге за литр того же бензина, что в общем дешевле на 22%. Но в Кыргызстане бензин АИ-92 на АЗС Газпром лучшего качества от Российских производителей, в Казахстане на тех же АЗС Газпром АИ-92 местного Шымкентского производства.

Река Чу. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.Не заметно и не сбавляя скорости заезжаем на перевал Боом, немаленькая работа строителей из Китая заметно кидается в глаза, фактически по обрыву пролегла четырёх полосная дорога неизменно извиваясь и огибая крутые склоны.

В обрыве на дне ущелья река Чу и мы едем по Чуйской области. Мне мой брат внес предложение мало поменять маршрут и проехать пара лишних десятков километров в сторону Нарына с целью прекрасных фотографий, я непременно дал согласие.

В сторону Нарына уходит реконструированная двух полосная дорога, уходя на приличный перевал. Я ехал щадя машину 60 км/ч при 3000-3200 оборотов в 60 секунд на тахометре. Потом отправился прекрасный и извилистый спуск к Орто-Токойскому водохранилищу.

Мы остановились на увлекательном красивой месте у дороги от куда раскрывается роскошная панорама на водохранилище. В водохранилище впадает и вытекает река Чу. К сожалению воды было мало, обстоятельством могло быть засушливое лето.

Потом мы переместились ещё на одну точку для фотографирования, мало проехали и решили на автомобилях спуститься к воде на бывшее дно. Порадовала чистота туристских мест местных отдыхающих, при наличии прекрасно прокатанных грунтовых дорог выкинутого мусора по окончании пикника нет.

Горы, реки и озёра в Кыргызстане весьма фотогеничны, дело в том что тут природа весьма разнообразна собственными красками, красная гор, зелёный оазис на речке и ярко голубые озёра. Орто-Токойское водохранилище было выстроено в первой половине 60-ых годов двадцатого века для потребностей мелиорации.

Река Чу и Орто-Токойское водохранилище. Кыргызстан, Нарынская область.

Орто-Токойское водохранилище. Кыргызстан, Нарынская область.

Потом отправились по дороге с не весьма хорошим асфальтным покрытием, иногда скорость снижали до 60 км/ч. Перед спуском к городу Балыкчы со стороны Орто-Токоя, далеко открылась нам ярко голубая полоса Иссык-Куля, в мыслях уже все себе воображали пляж, Кыргызское море и шезлонг с чебачками, но в первых рядах как минимум 100 км!

В пути мы уже 10-11 часов, пройдено около 400-450 км. Пассажиры у нас не простые, с нами двое детей 3.5 и 5 лет, едем нормально, значит у всех путешествия в крови, каковые передаются много поколений.

Дорога Бишкек — Торугат — Балыкчы A-365. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Сезонная торговля мёда и рыбы на побережье озера Иссык-Куль. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Рыба искусственно выращенная форель, пелядь и дикая форель. Мёд Чонкиминский (горный).Перед городом Балыкчы, что раньше именовался Рыбачье, убрали экологический пост, на котором взимали плату на проезд к Иссык-Кулю.

Самая нехорошая и разбитая дорога которую я встретил за всё время путешествия была как раз в этом городе, иногда ехать более чем 30 км/ч было нереально. Потом дорога A-363 от Балыкчы и около Иссык-Куля, по пути сёла, справа Иссык-Куль, слева горы хребта Кунгей Алатау, а по ту сторону озера, правильнее на Юге хребет Терскей Алатау, одним словом красота, мы путешествуем!Прошёл световой сутки в пути и мы на месте, пройдено около 550 км.

Традиционно остановились в комплексе отдыха Радуга у села Сары-Ой на северном берегу Иссык-Куля. Один из лучших коттеджных городков для отдыха на Иссык-Куле, ухоженный пляж, зелёная территория, Иссык-Кульский климат дополняю высаженные миллионное количество и сосны роскошных роз.

Коттеджи в городе поделены приблизительно на половину, одни в частных владениях, другие сдаются в аренду отдыхающим, так же имеется корпуса с бюджетными вариантами.

Комплекс отдыха Радуга. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Но в Радуге нет ничего для активного отдыха и мы на машине отправляемся в город Чолпон-Ата дабы покататься на катере по Иссык-Кулю. Проехали от села Сары-Ой 10 км и вот он тот самый курортный город Чолпон-Ата с десяти тысячным населением.

Если вы на автомобиле за рулём, то первое чувство это снова же разбиты дороги. Отечественный авто навигатор без неточности продемонстрировал поворот к яхт-клубу и вот мы на месте. Доставшиеся по наследству от СССР катера и теплоходы сейчас катают туристов по озеру за недорогую плату, к примеру часовая прогулка по Иссык-Кулю с купанием обходится туристу в 300 сом, $6, но это того стоит!

Туристские прогулки по озеру тут проходят с промежутком приблизительно час.

До тех пор пока мы ожидали собственного часа, посетили тут же в яхт-клубе музей с бесплатным входом для всех визитёров. Музей воображающий из себя одну маленькую помещение поведал нам о обнаруженных дне Иссык-Куля фрагментов древних глиняных кувшинов, о непонятных нам корабельных устройств и о огромной Иссык-Кульской форели.

Как нам поведали, форель простого размера искусственно выращивалась рыбаками в особых сетках, загружённых в озеро, но какой то хороший человек решил им подарить жизнь и выпустил разрезав сетку. Форель стёрла с лица земли известного Иссык-Кульского чебачка, что воображал из себя не громадную рыбку, отлично запомнившуюся всем туристам своим неповторимым вкусом особенно к пиву.

Форель в музее у яхт-клуба в Чолпон-Ате. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.По одной из предположений выпущенная в озеро Иссык-Куль форель стёрла с лица земли известного Иссык-Кульского чебачка.

В музее у яхт-клуба в Чолпон-Ате. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.Мы сели в катер Каракол и отправились в открытое море. У детей было столько чувств что не обрисовать, поскольку эта прогулка на корабле была для них в первый раз.

Визитка Иссык-Куля это прозрачная вода, дно видно на метров 5-7, где поглубже, в том месте голубая пропасть. Озеро входит в перечень самых глубоких озёр Мира, громаднейшая глубина Иссык-Куля 700 метров!

Высота над уровнем моря 1609 метров, размеры озера 180 х 60 км. Вода солоноватая и холодная, но купаться возможно. Для любителей ярких ощущений, каковые желают искупаться в светло синий пропасти Иссык-Куля, катер останавливается на большом растоянии от берега на глубине приблизительно примерно сто метров.

Желающим искупаться одевают спасательные жилеты, а не желающие искупаться сейчас смогут насладиться чистейшим воздухом Иссык-Куля и налюбоваться прекраснейшим видом на озеро. За ваши деньги возможно устроить катание по озеру любого масштаба, к вашим услугам и катера, и пароход, и шикарные яхты.

Катер ИК-89 Адмирал, проект 1427, тип Полярник.

Теплоход Чингиз, проект 1430, тип Александр Грин.

Озеро Иссык-Куль. Кыргызстан, Иссык-Кульская область, город Чолпон-Ата.

Катание на катере по озеру Иссык-Куль.

Озеро Иссык-горный хребет и Куль Кунгей Алатау.

Катер ИК-56 Круиз, проект 376, тип Ярославец.

Потом мы отправляемся к бывшему аэропорту Чолпон-Аты. постройки аэропорта и Здание терминала в далеком прошлом уже закинуты, а взлётную полосу люди эксплуатируют как дорогу. Мы также не потеряли таковой возможности прокатиться на автомобиле по взлётке.

Сама по себе ВПП увлекательна тем, что он имеет приличный уклон в сторону озера, по всей видимости для укороченного разбега воздушных судов и при посадке для укороченного торможения. В своё время аэропорт принимал воздушные суда типа ЯК-40 из Бишкека и Алматы.

В летний сезон из Алматы имеется рейсы на самолетах ЯК-40, ЯК-42 в новый аэропорт Тамчы у Иссык-Куля, что в 20 км от Чолпон-Аты. Так же имеется ещё один действующий аэропорт полувоенного типа в городе Каракол, бывший город Пржевальск.

Озеро Иссык-Куль и Чолпон-Атинский аэропорт.

Строение терминала аэропорта города Чолпон-Ата.

Взлетно посадочная полоса ВПП по курсу 16 аэропорта Чолпон-Ата (UAFG).

Долга взлётной полосы 1740 м и имеет большой уклон. Высота аэропорта 1652 м на уровнем моря.

Сейчас о том, что возможно взглянуть на Иссык-Куле для активных туристов. По мне так лежать на пляже отеля просто так загорать, свидетельствует пустую трату времени. В случае если имеется возможность, собственный транспорт либо экскурсии лучше ими воспользоваться и вперед осматривать окрестности.

В 2008 году я совершил путешествие около Иссык-Куля с бумажной картой в руках на своём автомобиле и вот что заметил: Григорьевское ущелье на северном берегу, музей Рух-Ордо в Чолпон-Ате, музей Пржевальского, ущелье Жеты-Огуз, мёртвое озеро, красивая дорога около всего озеро и уверен, что ещё чего то большое количество пропустил по пути.

В комплексе отдыха Радуга мы мало обленились по отношению к активному туризму, возможно по причине того, что уже объехали тут всё около. Временами портилась погода, вечерами проглядывались лучи закатного солнца, откидывая собственный свет на вершины снежных гор, а из-за чего бы и это не поснимать на камеру?

Вечер в комплексе отдыха Радуга. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Белка

Иссык-Кульские розы

Закат над хребтом Кунгей Алатау.

Облака над хребтом Кунгей Алатау. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.Ну вот и дорога к себе, заправился на АЗС бензином под завязку и не торопясь через Балыкчы покидаем Иссык-Куль.

Ну как же без моих любимых фотографий железной дороги? Тут железная дорога особа прекрасна! Линия начинается от приграничной станции с Казахстаном называющиеся Луговая, проходит через город Бишкек, потом по Чуйской равнине и на перевал в Боомское ущелье, подъёмы и тут, и камне защиты, и мосты, конечная на станции Рыбачье в городе Балыкчы.

Ветхие советские тепловозы поднимают к Иссык-Кулю не громадные поезда, из за не востребованного пассажиропотока, пассажирских поездов мало. Заметить тут поезд уникальность, а мне повезло!

Сперва удалось сфотографировать поезд у станции Каямат-Куркол, а позже и одиноко идущий на спуск тепловоз на перегоне. Машинист мне дружелюбно помахал рукой. Эта ЖД линия была выстроена весьма в далеком прошлом, была нанесена на картах известного Турксиба, а тот самый Турксиб из Сибири через Алмату к Луговой был выстроен позднее.

Именно на этом участке по Кыргызстану от Луговой до Иссык-Куля трудился мой дедушка занимая руководящие посты в области путевого хозяйства. Снимки сделаны, едем дальше.

Дорога Балыкчы — Каракол A-363. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

На прилавке у дороги классическая торговля фруктов и ягод, слива, облепиха, абрикосы. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Тепловоз 2ТЭ10В-3522 на перегоне Каямат-Куркол — Кок-Майнак. Кыргызстан, Иссык-Кульская область.

Машинист тепловоза 2ТЭ10В-3522.

Река Чу. Кыргызстан, Чуйская область.При выезде из ущелья Боом сделал ещё снимок реки Чу с высокой возвышенности на горе, потом путь по Чуйской равнине на протяжении речки Чу к границе с Казахстаном.

Таможня пройдена в штатном режиме, вечерняя дорога до Алматы, полуторачасовая пробка при въезде в город и мы дома. Усталость приятная, большое количество не обработанного материала в видео и фото камерах, привезённая вяленая рыба с Иссык-Куля, абрикосы, лёгкий самоё главное и загар — удовлетворение от путешествия.

вокруг озера Иссык Куль, аэросъёмка full hd


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: