Хондзё масамунэ — потерянное японское сокровище

Клинок — это обязательный атрибут японской культуры. Появляется логичный вопрос, какой клинок лучший?

В данной статье вы определите не только это, но и историю данного меча, что сейчас считается потерянным.

Как мы знаем, что выковать самурайский клинок (катана) может лишь кузнец, достигший верха собственного искусства. Катана стала отличительным знаком самурайского сословия в Японии для внешнего мира.

Для японцев мечи кроме этого являются неотъемлемым элементом их культуры и национальной гордостью. На протяжении Реставрации Мэйдзи в конце 19 века (которая была направлена на продвижение Японии в цивилизованный мир) множество самураев поднимали восстания, в то время, когда правительство решилось отнять у них права носить клинок как знак их класса.

Кроме того в то время, когда они утратили право носить собственные катаны в публичных местах, семьи бывших самураев хранили и оберегали мечи их предков. Но в конце Второй мировой американские оккупанты "настойчиво попросили", дабы японские семьи отказались от всех видов оружия, а также от клинков, которыми владел их роду.

Позднее эта политика была отменена, и американские оккупанты стали возвращать домашние мечи. Однако, уже был причинен серьезный ушерб. Тысячи клинков были переплавлены либо выданы в качестве трофеев солдатам США.

Среди этих потерянных клинков был и Хондзё Масамунэ, узнаваемый пример совершенства японского ремесла.

Имя меча происходит от имени мастера, создавшего его – Горо Масамунэ (1264-1343 гг.). Масамунэ был признан величайшим мастером клинков за всю японскую историю. Его мечи известны красотой и бесподобным качеством, хоть они и были сделаны, в то время, когда железо всё ещё имело большое количество недочётов.

Его мастерство было так как мы знаем, что все мечи, изготовленные им, носили его имя, к примеру, Хондзё Масамунэ.

Одна легенда про Масамунэ связана с соревнованием, которое происходило между ним и его соперником, Сэнго Мурамаса. Оба мужчины выковали мечи и подставили их под водопад, дабы проверить их уровень качества.

Клинок Мурамаса резал все, что его касалось, в особенности листья и рыбу; но клинок Масамунэ резал лишь листья и отталкивал рыбу. Мурамаса посчитал это знаком того, что его клинок был лучше, и начал злорадствовать.

Но странствующий монах, замечавший за ними, растолковал ему, что клинок Масамунэ лучше, по причине того, что он не лишал судьбе без необходимости. Разрезая все, что к нему прикасалось, клинок Мурамаса продемонстрировал собственную жажду крови и злую натуру.

Так, наметилась традиция, заключающаяся в том, что лезвие Мурамаса должно отведать крови перед тем, как его уберут в ножны, даже в том случае, если обладателю приходилось вредить себе, дабы утолить его ужасную жажду.

Вторая часть имени Хондзё Масамунэ показалась благодаря одному из мужчин, обладавших им. Хондзё Сигэнага (1540-1614 гг.) был генералом клана Уэсуги, расположенном на севере Японии.

Вышло так, что Хондзё заполучил клинок в четвертой битве при Каванакадзима (1561 г.), одной из величайших битв эры. Хондзё был атакован вражеским офицером, что обладал легендарным клинком.

На протяжении сражения клинок расколол шлем Хондзё надвое, но самурай выжил и победил в битве, и забрал клинок, что сейчас носит его имя. Но Хондзё управлялся с деньгами не так прекрасно, как с клинком, и к 1595 году он обеднел.

Дабы получить мало денег Хондзё реализовал клинок семье Тоётоми, которая в то время правила Японией. Пять лет спустя клан Тоётоми пал перед новым сёгуном, Токугава Иэясу.

Иэясу сделал клинок знаком собственной династии, передавая его от сёгуна к сёгуну в течении двух с половиной столетий. Кроме того по окончании падения сёгуната во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века клинок оставался в личной коллекции семьи Токугава.

К концу второй мировой клинок был у Токугава Иэмасу, что в то время был Главой палаты пэров (японская довоенная Палата лордов). В то время, когда Союзные оккупационные власти "настойчиво попросили", дабы все домашние мечи были переданы им, множество семей с гневом отреагировали на требование.

Иэмасу и был одним из первых, кто передал коллекцию фамильных клинков Токугава, среди которых был и Хондзё Масамунэ. Их он доставил в участок полиции в Мэдзиро в декабре 1945 года.

Мечи принял сержант 7-го американского кавалерийского полка, что был записан как Колди Баймор. Среди записей 7-й кавалерии нет ни одного упоминания о человеке с таким именем, и весьма возможно, что его имя просто не верно записали.

Но, это последняя запись, в которой упоминается Хондзё Масамунэ. В полной мере быть может, что он был переплавлен как многие другие мечи, но, я верю, что, быть может, он был передан как трофей какому-нибудь американскому офицеру, поскольку уровень качества меча Токугавы было легендарным, и это должно было быть разумеется оккупационным офицерам.

Однако, утрата данного произведения искусства – катастрофа не только для Японии, но и для любого, кто уважает самурайские традиции и священную природу меча.

Для заметки: потомок Масамунэ в 24 поколении, Цунахиро Ямамура руководит компанией, которая всё ещё делает катаны (и и ножи с ножницами) в городе Камакура. 

Источник: The Daily Beagle

«Охотники за мифами 06 Пропавший самурайский меч Хондзё Масамунэ»


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: