Дворец фонтенбло (château de fontainebleau)

Дворец Фонтенбло (Chateau de Fontainebleau) — королевская резиденция, находящаяся в центре одноимённого города, в 60 километрах к юго-востоку от Парижа. Дворец входит в перечень глобального наследия ЮНЕСКО с 1981 года.

Добраться до Фонтенбло возможно на электричке с Лионского вокзала, время в пути — около 40 мин.. Поезда ходят раз в тридцать минут.

Цена билета на посещение дворца — 11 евро (2015).

// ilushin12.livejournal.com

В первый раз в документальных источниках Фонтебло упоминается во второй половине 30-ых годов двенадцатого века, в начале правления короля Людовика VII. Изначально, выстроенная тут средневековая крепость по большей части служила в качестве охотничей резиденции французских королей.

Как королевская резиденция дворец Фонтенбло употреблялся, начиная с Франциска I (с XVI века) до последнего монарха Франции Наполеона III (до 1870 года). На фото: Почетный двор (cour d’honneur), именуемый кроме этого двором Белой лошади (cour du Cheval Blanc) и двором Прощания (cour des Adieux).

Наименование двор Белой лошади он взял, т.к. в 60-х годах XVI века тут была установлена гипсовая статуя — копия коня с древней статуи Марка Аврелия в Риме. Во второй половине 20-ых годов семнадцатого века статуя разрушилась.

А наименование двор Прощания связано с тем, что 20 апреля 1814 года Наполеон I прощался тут со своей гвардией перед ссылкой на остров Эльба.

// ilushin12.livejournal.com

Происхождение слова Фонтенбло (Fontainebleau), по одной из предположений, связано с родником (Fontaine belle eau), что был отыскан в окрестных лесах. На фото: основной фасад дворца Фонтенбло — крыло Лестницы-подковы (aile de l’escalier du Fer-a-cheval).

Оно было построенно в шестанадцатом веке, начиная с 1528 года, в то время, когда по воле короля Франциска I началась масштабная реконструкция ранее находящихся тут средневековых построек и строительство новых. Франциск I грезил создать в Фонтебло новый Рим, для чего пригласил во Францию видных итальянских деятелей исскусства того времени.

Многие правители Франции перестраивали дворец Фонтенбло, додавали новые постройки. На сегодня — это громадный дворцовый комплекс с более 1500 помещений.

На фото: фасадная лестница в форме подковы (escalier du Fer-a-cheval). Первоначально лестница-подкова была сооружена в конце 50-х годов XVI века по проекту архитектора Филибера Делорма.

В 1632-1634 годах, по окончании обветшания, лестница была перестроена архитектором Жаном Андруэ дю Серсо.

Лестница-подкова (левая часть).

Вид с лестницы-подковы. Справа возможно заметить крыло Министров (aile des Ministres), выстроенное при Франциске I в шестанадцатом веке (около 1530 года).

Слева от главного фасада находится маленькой сад Дианы (jardin de Diane), разбитый в шестанадцатом веке по воле жены короля Генриха II Екатерины Медичи и позднее пара раз поменянный.

Фонтан Дианы (fontaine de Diane) — природы и древнеримской богини охоты (1684).

Справа от главного фасада расположен Британский сад (jardin anglais), разбитый в собственном современном виде в 1812 году по желанию Наполеона I архитектором Максимильяном Жозефом Юрто. Ранее тут был Сосновый сад (jardin des Pins), существующий со времён Франциска I.

В случае если пройти через проход справа в главном фасаде, то мы попадём в Фонтанный двор (cour de la Fontaine). На переднем замысле находится статуя Одиссея (statue d’Ulysse) работы скульптора Луи Петито (1819), установленная в первой половине 20-ых годов XIX века.

На заднем замысле слева возможно заметить Громадный павильон (Gros pavillon), выстроенный в середине XVIII века по проекту архитектора Жака-Анжа Габриеля.

Правая часть Фонтанного двора. На фото: крыло Прекрасного камина (aile de la Belle Cheminee), выстроенное в 1565-1570 годах по желанию Екатерины Медичи, по проекту итальянского живописца, скульптора и архитектора Франческо Приматиччо.

Наименование крыла связано с камином, что до XVIII века украшал громадной зал на втором этаже.

Наоборот Фонтанного двора расположен пруд с карпами, лебедями и утками (etang des Carpes), выкопанный при Генрихе IV. В центре пруда находится восьмиугольная беседка, выстроенная в первой половине 60-ых годов XVII века (арх.

Луи Лево) при Людовике XIV.

карп и Утки в пруду.

За Фонтанным двором находится павильон Золотых ворот (pavillon de la porte Doree), выстроенный при Франциске I, ведущий в Круглый двор.

Круглый двор (cour Ovale), закрытый для визита — сердце дворца Фонтебло. Как раз тут размешалась первоначально выстроенная средневековая крепость, от которой до наших дней сохранилась только одна башня (донжон) (на снимке не видна).

На заднем замысле по центру — ворота Дофина (porte Dauphine).

Ворота Дофина (вид снаружи Круглого двора.), кроме этого именуемые ворота Крещения (porte du Baptistere), были выстроены при Генрихе IV и названы в честь крещения 14 сентября 1606 года его сына — будущего Людовика XIII и его Кристины — и сестёр Елизаветы.

Наоборот Золотых ворот начинается партер, именуемый кроме этого Громадный сад (Grand jardin) либо Королеский сад (jardin du roi). Партер был разбит при Франциске I, после этого поменян при Генрихе IV и ещё раз переработан ландшафтным архитектором Андре Ленотром при Людовике XIV.

В случае если пересечь партер, возможно выйти к Громадному каналу (Grand canal), длиной 1140 метров и шириной 39 метров, что был выкопан при Генрихе IV в 1606-1609 годах. В пруду перед каналом установлена скульптура Орёл, борющийся за собственную добычу (Aigle defendant sa proie) Огюста-Николя Каэна (1866).

Музейная экспозиция раскрывается выставкой, посвящённой императору Наполеону I и его семье. Наполеон I обожал Фонтебло и именовал его Настоящим домом королей, пристанищем столетий (la vraie demeure des rois, la maison des siecles). На фото: походная палатка Наполеона I.

В стеллажах одного из комнат находится позолоченный сервиз, подаренный Парижем Наполеону I в честь его коронации в декабре 1804 года. 150 мастеров трудились над изготовлением сервиза два месяца.

Из свыше тысячи предметов комплекта до отечественного времени сохранилась только малая часть.

Переходим к главной экспозиции — солидному числу комнат различных эр.

Спальня королевы Анны Австрийской (chambre a coucher d’apparat), жены Людовика XIII.

Салон для приёмов (salon de reception) либо Громадный салон (Gros salon). Стенки украшены гобеленами, созданными по картинам живописца Шарля Лебрёна (вторая добрая половина XVII века) с сюжетами из судьбы Александра Македонского.

Галерея Франциска I (galerie Francois-I) — одна из жемчужин Фонтенбло, монумент француского Восстановления. Протяженность галереи — 64 метра, ширина — 6 метров. Галерея была выстроена в конце 20-х годов XVI века и украшена в 30-х годах этого же века итальянскими мастерами, приглашёнными Франциском I — по большей части, живописцем Россо Фьорентино, и Франческо Приматиччо.

Галерея Франциска I. Нижняя часть стен галереи обшита резными панелями из ореха, сделанными итальянским плотником Франческо Скибеком, на которых изображёны: герб Франции, знак Франциска I — его монограмма и саламандра — буква F в овале. В верхней части стен расположены фрески, обрамлённые барельефами, с аллегорическими сюжетами, преимущественно из древней мифологии, посвящённые королю.

Бальный зал (salle de bal), время от времени именуемый галерея Генриха II (galerie Henri II). Протяженность зала — 30 метров, ширина — 10 метров. Зал был выстроен при Франциске I, а декорирован при его сыне — Генрихе II.

Фрески на темы из древней мифологии выполнены итальянским живописцем Никколо дель Аббате и его ассистентами, по картинкам Франческо Приматиччо.

За Бальным залом находится часовня Святого Сатурнина (chapelle Saint-Saturnin), XVI век. Купол.

Второй зал Людовика Святого (deuxieme salle Saint-Louis) либо салон Донжона (salon du Donjon) находится в самой древней части дворца — средневековом донжоне. Над камином находится мраморный барельеф, изображающий Генриха IV на коне работы скульптора Матьё Жаке (около 1600 года).

Салон Людовика XIII (salon Louis-XIII). В 1601 году тут появился первый сын Генриха IV, будущий Людовик XIII.

Помимо этого, из королей Франции во дворце Фонтенбло появились: Филипп IV (1268), Франциск II (1544) и Генрих III (1551).

Галерея Дианы (galerie de Diane) была выстроена при Генрихе IV. Это самое долгое помещение дворца, длиной 80 метров и шириной 10 метров.

С 1858 года тут находится библиотека, содержащая около 16000 книг, начиная с 1530 года. На переднем замысле — глобус, сделанный в 1810 году для Наполеона I.

Спальня императрицы (chambre de l’imperatrice). Употреблялась супругами монархов: от Марии Медичи — жены Генриха IV до императрицы Евгении — жены Наполеона III.

Тронный зал Наполеона I (salle du trone) (1808).

Зал совета (salle du conseil). двери и Стены украшены монохромными картинами светло синий и розового цветов с аллегорическими сюжетами работы живописцев Шарля-Андре ван Лоо и Жана-Батиста Пьера (1751-1753 годы).

Спальня императора Наполеона I (chambre de l’Empereur). Увлекательны два кресла XIX века работы Жана-Баптиста Роде с подлокотниками различной высоты: низкий — дабы с одной стороны шло тепло от камина, большой — иначе, дабы уберечься от сквозняков.

Салон отречения (salon de l’Abdication) (1808). 6 апреля 1814 года Наполеон I подписал за столом посередине салона собственное отречение от престола.

Часовня Троицы (chapelle de la Trinite). Роспись потолка выполнена живописцем Мартеном Фремине в 1608-1619 годах.

Алтарь (1633) и мраморный пол были сделаны итальянским скульптором Франческо Бордони. Рядом с алтарём установлены ещё две его работы: слева — статуя короля Карла Великого с чертами Генриха IV, справа — Людовика IX Святого с чертами Людовика XIII.

В 1725 году в часовне прошло бракосочетание Людовика XV и Марии Лещинской.

Это, само собой разумеется, лишь краткий экскурс в богатейшую коллекцию и увлекательную историю дворца Фонтебло, употреблявшегося правителями Франции 700 с лишним лет.

France. Château de Fontainebleau. Дворец Фонтенбло. Франция. Часть 1


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: