До 26 ноября в Национальном музее Киото будет проходить выставка «Национальные сокровища – шедевры Японии». В текущем году в первый раз с 1976 года 210 экспонатов будут представлены широкой публике.
По определенным историческим, культурным, географическим и стилистическим обстоятельствам все национальные сокровища – это комплект не взаимосвязанных предметов разных эр.
Сами национальные сокровища время от времени именуют «одинокими», по причине того, что их отличают искусность выполнения и несравненная оригинальность – вторых таких не отыскать.
Сводка исторических фигур и дат на текущей выставке Киотского национального музея поразительна. Музей в текущем году отмечает 120-летний юбилей. Дата основания сходится с возникновением закона о сохранении храмов и древних святилищ 1897 года, в котором показался термин «национальное сокровище» (?? кокухо:).
Это было неспокойное время, в то время, когда Япония лишь открыла собственные границы для широкой интернациональной торговли. В то время страна пересмотрела и переосмыслила наследие, и так отыскала собственное место в мире.
К примеру, в конце XIX века, в то время, когда в моде была западная культура, а буддизм был на грани запрета, буддийские картины середины-финиша периода Хэйан (794-1185) продавались по весьма удачной цене. Но в конце XIX века период Хэйан признали началом «настоящей национальной культуры», отчего цены на картины подскочили, и они стали желанным знаком вкуса и богатства среди таких промышленников, любителей чайной церемонии, как Масуда Такаси и Хара Санкэй.
Всего статусом национального сокровища владеют 885 предметов. По закону национальным сокровищем возможно лишь предмет, созданный до 1897 года.
Всё, что произведено позднее, ещё не есть полезным.
Время от времени в данный перечень всё-таки додают новые предметы, но лишь те, каковые созданы не позднее года принятия закона. В 2017 году статуя Будды (XII век) из храма Конгодзи в Осаке стала национальным сокровищем.
Страно, что в стране чайной церемонии всего лишь 14 керамических изделий признаны национальным сокровищем. Восемь из них китайского происхождения.
Самая полезная из японских чаш для чаепития – это пиала называющиеся Уноханагаки (XVI-XVII век).
Из 134 скульптур в коллекции лишь восемь находятся за пределами Западной Японии. Произведения искусства из Киото и Нара в течении всей истории считались более выдающимися: к примеру, статуя «Стоящего Комокутэн» из храма Хорюдзи – одно из самых древних изображений Четырёх Небесных Царей буддизма.
Произведения искусства из Токио, каковые вычисляют «новыми», полезными не будут считаться.
Но сам термин «национальное сокровище» – достаточно условное понятие, по причине того, что предисловие каталога гласит: «чистейшее воплощение отличительной эстетической традиции страны», – при том, что в коллекции имеется предметы и, к примеру, из Китая. Произведения искусства, попадающие под описание, кроме этого включают в себя глиняные изделия ещё доисторического периода, другими словами предметы, каковые были созданы до эры Дзёмон.
Источник: Japan Times