Чуйский тракт – автомагистраль на юге Сибири, соединяющая Новосибирск с границей Монголии и России в республике Алтай. Официальное наименование – федеральная трасса Р256 «Чуйский тракт».
До 2018 года автострада кроме этого имела индексацию М52. Чуйский тракт есть одним из отрезков трансазиатской магистрали AH4 Новосибирск – Карачи.
Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Алтайского края. По окончании пересечения границы с Монголией автомагистраль длится грунтовой дорогой A0306 граница с Россией – Улгий (Баян-Улэгэй, Монголия).
В наши дни наименование Чуйский тракт используется ко всей автостраде Р265, но исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и длился до границы с Монголией.
Для подавляющего большинства туристов эта часть автомагистрали воображает громаднейший интерес. Тут проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы автострады – Семинский и Чике-Таман.
По Республике Алтай Чуйский тракт идет на протяжении основной водной артерии региона реке Катунь. А собственный наименование таркт взял в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.
Автостраду Р265 возможно условно поделить на 3 части:
- равнинную;
- среднегорье;
- высокогорную с котловинами и вершинами.
Равнинная часть начинается в Новосибирске и длится до Горно-Алтайска, автострада в этом месте проходит по Бийско-Чумышской возвышенности. От Горно-Алтайска до села Акташ лежит среднегорная часть с двумя перевалами.
От Акташа до границы – высокогорный отрезок.
История строительства тракта
трасса , показавшаяся тут в двадцатом веке, начинается с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она употреблялась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни.
В XIX столетии тропа употреблялась для визита монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была только вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В начале XX века по окончании выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в главной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже имел возможность проехать колесный транспорт – повозки, таратайки и телеги.
Но сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через несколько лет фактически возвратился к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году по окончании изысканий экспедиции, возглавляемой инженером и известным писателем В. Шишковым (автором «Безрадостен-реки»). Но из-за вспыхнувшей Гражданской войны замыслам по постройке трассы не суждено было сбыться.
Да и оставшаяся инфраструктура автострады (мосты) была окончательна стёрта с лица земли на протяжении Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и длилось 10 лет. Главные работы выполнялись вручную обитателями алтайских сел и осуждёнными 7-го отделения Сиблага. Первые машины прошли по автостраде в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, приведя к переполоху среди местных обитателей.
В 1935 году работы по постройке магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был выстроен новый перевал Чике-Таман, и вдобавок тут наконец-то показалось асфальтовое покрытие.
Современное состояние
на данный момент Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная автострада, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это ЖД дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м).
Семинский перевал характеризуется затяжными подъёмом и спуском, Чике-Таман – солидным числом горных серпантинов.
От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай длится предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и длится до границы.
Тут дорога проложена на высоте чуть менее двух километров над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная территория, для предстоящего пути нужно предъявить паспорт гражданина РФ.
Чужестранцам без разрешения погранслужбы предстоящий проезд запрещен.
погода и Климат
Из-за особенностей рельефа и большой протяжённости климат Чуйского тракта неоднороден. Северная часть магистрали от Новосибирска до Бийска проложена в местности с умеренным континентальным климатом. Среднегодовая температура – от +1,8 °C в Новосибирске до +3,2 в Бийске.
Зимы холодные, с устойчивым снежным покровом. В январе средняя температура образовывает от -14 до 16 °C. Лето – жаркое, в июле средняя температура достигает отметок в +19 – +20 °C.
Увлажненность средняя, круглогодичная, максимум осадков выпадает в июле. Предгорья, среди них и Горно-Алтайск, отличаются более мягким климатом – зимний период тут чуть теплее, а летом чуть прохладней, чем в степях Новосибирской области и Республики Алтай.
Горные перевалы (Семинский и Чике-Таман) отличаются жёстким климатом с низкими температурами зимний период. Отрезки между перевалами лежат в условиях плоскогорья средней высоты.
Эти районы (Акташ, Онгудай, Иня) отличаются сухим климатом с малоснежными зимами, ощутимыми ветрами и ясной погодой. Среднегодовая температура образовывает -0,3 °C.
Самые жёсткие климатические условия в течении Чуйского тракта отмечены в межгорных котловинах – Курайской и Чуйской степях. Это разъясняется феноменом температурной инверсии – зимой целый холодный воздушное пространство скапливается в низинах, исходя из этого с увеличением высоты над уровнем моря температура увеличивается.
Морозы в Чуйской степи могут быть около отметки в -60 °C. Период без заморозков в большинстве случаев не превышает и 2 месяцев, но и летом они в полной мере смогут произойти. Средняя температура января образовывает -32 °C, в июле воздушное пространство в среднем прогревается до +14 °C.
Не считая экстремально низких температур Чуйскую котловину отличает предельное число осадков. Их среднегодовая сумма – всего 80-150 мм, и те выпадают только летом.
Единственный плюс местного климата – тут практически в любое время светит солнце (более 300 дней в году).
Большие поселения на протяжении дороги
Наибольший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания автострады. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн.
600 тыс. человек. Кроме этого среди больших городов, лежащих на автостраде, необходимо отметить:
- Бердск (100 тыс. обитателей);
- Искитим (57 тыс.);
- Новоалтайск (73 тыс.);
- Барнаул (633 тыс.);
- Бийск (203 тыс.);
- Горно-Алтайск (63 тыс.) – единственный город в республике Алтай.
Последний довольно большой населенный пункт на автостраде – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, владеет населением в 9 тыс. человек.
Инфраструктура автострады
На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт хорошего качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – хорошая русский дорога федерального значения с громадным числом заправок, кафе и мест для ночлега.
Исторический Чуйский тракт возможно поделить на 2 части: промежуток от Бийска до отрезок и Акташа от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтайского края с хорошей инфраструктурой, громадным числом сел, туристических баз и достопримечательностей.
Сходу за Акташем местность делается более пустынной, следующие очаги цивилизации видятся уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, не смотря на то, что за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык имеется пара отелей. От Кош-Агача до Ташанты местность фактически пустынна, нет ни заправок, ни отелей, практически нет сотовой связи.
Чуйский тракт зимний период
Зимняя поездка по Чуйскому тракту связаны с некоторыми сложностями. В отличие от большинства горных дорог, основная опасность, которая подстерегает путников на Чуйском тракте, это не снежные заносы, а гололедица.
Исходя из этого тракт в республике Алтай в зимний период систематично посыпается противогололедными средствами. Возможность схода снежных лавин мала. Низкие температуры смогут причинить неприятности в Чуйской и Курайской котловинах, исходя из этого поездка по тракту зимний период в данной местности – занятие для экстремалов.
Достопримечательности и увлекательные места
Чуйский тракт – осевая автострада Алтайского края, либо как ее тут довольно часто именуют – «Дорога судьбы». Это одна из прекраснейших дорог России и всей земли со множеством природных достопримечательностей.
Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, возможно посетить множество увлекательных мест.
Музей Чуйского тракта находится в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Тут сохраняются фотографии и документы, связанные со постройкой тракта.
Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
Имя Ая в Республике Алтай носят сходу три объекта: река, село и озеро. Все они находятся в 25 км к западу от Горно-Алтайска на другом от тракта берегу реки Катунь.
Громаднейший интерес воображает озеро, среди которого расположена древесная «Беседка любви». До беседки возможно добраться на лодке либо кроме того вплавь.
Вода в озере достаточно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтайского края.
Аржаан-Суу – родник, носящий статус монумента природы Алтайского края. Источник находится на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата химическими элементами и минералами (железом и серебром), а среди алтайцев источник считается священным.
Исходя из этого в соответствии с алтайским поверьям, деревья около родника перевязаны белыми ленточками.
Тавдинские пещеры находятся рядом с ключом Аржаан-Суук, но на втором берегу Катуни. Добраться ко мне возможно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особенной экономической территории «Бирюзовая Катунь» (наоборот родника).
Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер неспециализированной протяженностью около тридцати километров. Пещеры расположены на отвесных горах, но большинство из них доступно и деятельно посещается.
Самая узнаваемая пещера – «Громадная Тавдинская», кроме этого носящая втором имя «Девичьи слезы».
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Но Акташ больше известен не собственными архитектурными изысками, а тем, что тут заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье.
Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «огромная рябь течения», самые неординарные виды возможно замечать на юге котловины у реки Тете. Огромная рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на земле равнины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу издания National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых прекрасных дорог планеты. Тут раскрываются захватывающие дух пейзажи, словно бы перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтайского края Шамбалу.
Эта автомагистраль – сама по себе достояние, никак не уступающее вторым достопримечательностям Алтайского края.