Все слышали слово «икэбана», но не каждый осознаёт, что прячется за ним. В данной статье создатель делится своим опытом составления японских композиций из цветов на бесплатных направлениях Отдела японской культуры «Japan Foundation».
Вы определите, что возможно изучать целых три месяца, какие конкретно виды композиций создавать, как лучше выбирать цветы, и какие конкретно неточности лучше не допускать.
В большинстве случаев русский человек воображает себе икэбану достаточно абстрактно.
Мы знаем, что слово «икэбана» как-то связано с цветами либо растениями, но, вспоминая о том, что же японцы с ними делают, обнаруживаем много заблуждений.
Многие, к примеру, считают, что в икэбане употребляются сухие цветы. Но это неверно. Само наименование данного вида мастерства раскрывает его содержание: ??? икэбана дословно переводится как «живые цветы». Они расставляются в особой вазе, которая довольно часто имеет плоскую форму.
В вазу наливается вода и кладётся кэндзан (??, досл. «гора из клинков») – особый держатель-наколка, складывающийся из множества железных игл, на каковые насаживаются цветы. Смогут в икэбане употребляться и высокие вазы, и оазис (зелёная губка) вместо кэндзана.
Перед тем, как я в первый раз пришла на занятие, я не имела возможности представить, чему нас будут учить целых три месяца (финиш сентября–середина декабря) и как смогут занятия по «расставлению цветочков» продолжаться два часа (это же довольно много!). Очень многое для меня в принципе оставалось тайной.
К примеру, какие конкретно как раз цветы необходимо нести на урок. Не взяв конкретики по телефону, я решила схитрить и воспользовалась одолжениями местных бабушек, реализовывающих букеты на вокзале.
И это была весьма кроме того хорошая мысль, но обо всём по порядку.
В мастерстве икэбана существует пара различных школ. Страно, но композиции последователей различных школ постоянно отличаются своим особенным стилем, что опытные люди смогут сразу же выявить.
Вы имеете возможность убедиться в этом сами, сравнив изображения ниже Ў
Я записалась на направления школы Икэнобо (??). Это самая старая школа икэбаны, в 2012 году ей исполнилось 550 лет. В Российской Федерации она показалась в первой половине 90-ых годов двадцатого века.
На видео ниже вы имеете возможность взглянуть, как представители школы Икэнобо составляют собственные композиции Ў
На направлениях Японского фонда занятия попеременно вели превосходные учители Лохова Татьяна Румянцева и Петровна Лариса Александровна.
Итак, поболтаем же наконец о том, что свидетельствует «заниматься икэбаной».
Как уже говорилось выше, я приобрела букет у бабушки на вокзале, чем доставила и ей, и себе безграничное счастье (довольно много цветов обошлось мне всего в 300 рублей, а добрая половина букета ещё осталась по окончании урока).
На первом занятии учитель поведала нам о структуре курса: всего проводится 12 занятий, на протяжении которых рассматривается 5 тем (морибана, линии, плоскости, точки и масса). Каждой теме посвящалось по 2 урока.
Последние 2 занятия отводились на составление композиций, посвящённых Новому году либо тематике по собственному выбору.
Что же это за темы такие?
Морибана (???) переводится с японского как «нагромождение цветов». Это стиль икэбаны, что подразумевает соблюдение чётких традиций и правил. В композициях морибана нельзя использовать неестественные материалы, ваза должна быть плоской, а ветки и цветы постоянно ставятся в кэндзан (не оазис).
Помимо этого, имеется и другие серьёзные изюминки морибаны. Так, в композиции постоянно присутствует 3 главных элемента:
1. Син (?) – самый большой и громадный элемент, олицетворяет небо.
2. Соэ (?) – средний по объёму и высоте элемент, олицетворяет человека.
3. Тай (?) – самый низкий и мелкий элемент, олицетворяет почву.
Традиционно все три элемента делаются из одного материала (к примеру, 3 красных хризантемы), но возможно делать и два однообразных, а один отличающийся (к примеру, одну хризантему сделать другого цвета).
Син, соэ и тай находятся особенным образом: в случае если взглянуть на композицию сверху, вершины трёх элементов должны образовывать треугольник. Помимо этого, растения должны размешаться конечно, как они растут в природе: цветы должны наблюдать друг на друга, быть развёрнутыми к мнимому солнцу верной стороной.
Само собой разумеется, на главных элементах работа не заканчивается. Чтобы оживить три основных цветка и придать им ещё громадную красоту, употребляются так именуемые элементы-ассистенты.
Это растения (ветки, листья), каковые находятся рядом с син, соэ и тай.
Необходимо помнить, что цветы не должны пересекаться, поскольку это не характерно для природы. Запрещено их располагать и через чур близко друг к другу: расстояние между элементами икэбаны должно быть таким, дабы между ними имела возможность пролететь бабочка.
В композиции прекрасно применять цветы, характерные для конкретного времени года. Сезон возможно передать и посредством цвета: к примеру, в композицию, которая создаётся в осеннюю пору, добавить веточку с красноватыми страницами.
Лишь начав создавать композиции на направлениях я осознала, как сложен данный процесс. Быть может, люди, каковые довольно часто занимаются рукоделием либо рисованием, не испытают в ходе всех когнитивных мук, каковые испытывала я. Что необходимо сделать, дабы в композиции показалась гармония?
Какой наклон должен быть у цветка, дабы в итоге икэбану возможно было назвать вправду прекрасной? Куда всё-таки воткнуть эту несчастную ветку?
Эти вопросы много раз мучили меня в течение всех трёх месяцев, и весьма редко я имела возможность обнаружить них ответ самостоятельно.
В итоге первые мои композиции (морибана) смотрелись так Ў
Обе икэбаны составлены из цветов, приобретённых у бабушек. Поняв, как они похожи, я осознала, из-за чего на занятие даётся столько времени.
Любому мастерству необходимо продолжительно обучаться, поскольку лишь с опытом может улучшаться итог.
Разобравшись с классической икэбаной за два занятия, мы перешли к свободным формам, подразумевающим смесь японского и западного стиля.
В свободных формах не существует таких строгих правил, как в морибане: возможно применять какое количество угодно цветов и додавать неестественные материалы.
Под применением неестественных материалов понимается наличие разнообразных украшений типа сетки либо «пушка». Кроме этого траве и листьям может придаваться необыкновенная форма посредством скотча и проволоки.
Скотч, при помощи которого комфортно поменять форму листьев. Продаётся в аптеках.
Помимо этого, в свободных формах возможно выбирать разнообразные вазы (на фото ниже вы отыщете весьма необыкновенные ответы, к примеру, слева в качестве вазы использован кухонный венчик).
Но на занятиях мы обходились без данной экзотики.
Ниже вы имеете возможность взглянуть занимательные примеры свободных композиций школы Икэнобо.
Следующие два занятия были посвящены теме «линии»
Работа учителя
Под линиями подразумеваются узкие и долгие составляющие композиции, формирующие её базу. Это смогут быть травинки (к примеру, берграс, ситник), листья (к примеру, ириса либо папоротника), стебли цветов.
Линии бывают совсем твёрдые, прямые и мягкие.
Вот, что в итоге оказалось у нас Ў
Следующие два занятия были посвящены теме «плоскости»
Работа учителя
Тут в базе композиции употреблялись широкие листья.
Работа одной из ученицЗатем мы изучали тему «точки»
Работы учителей
Несложно додуматься, что имеется в виду под данной темой. Но достаточно сложно отыскать растения, подходящие под неё. С началом занятий, посвящённых свободным формам, уже нельзя было легко взять и приобрести букет у бабушки на вокзале.
Сначала у меня имело возможность уходить от десяти мин. на выбор цветов. В следствии все флористы в магазине знали, что я хожу на икэбану, и как имели возможность помогали мне подобрать подходящий материал.
У меня не всегда получалось отразить в композиции заявленную тему. Но учители не видели в этом ничего ужасного, поскольку основное – наслаждаться от процесса.
Для темы «точки» прекрасно подходит трава называющиеся краспедия.
Отечественные работы Ў
Следующей темой были «массы»
Работа учителя
Эта тема показалась мне самой простой, поскольку наконец-то возможно было делать что-то похожее на «собирание букетиков» (которое без особенного напряжения даётся европейскому уму). В случае если до этого в композициях должен был господствовать разумный минимализм, то сейчас часть работы имела возможность содержать скопление цветов.
И вот наступила пора для занятий по составлению новогодних композиций.
Работы учителей
Новогодняя икэбана в большинстве случаев складывается из белых и красных цветов, и веток сосны.
Полная энтузиазма я отправилась перед занятием на «охоту за сосной» в соседний лесопарк. Предвкушая приятный процесс собирания сосны, я не думала о том, что большая часть деревьев в округе уже не молоды, и вот, где находятся необходимые мне ветки Ў
Но не следует отчаиваться! Под деревьями выяснилось много красивых сосновых веток, но всё около было запорошено снегом, исходя из этого обращать внимание приходилось на любой малюсенький зелёный торчок, стараясь позже откопать что-то стоящее. Но вот везение: мне попалось место с кучей сосновых веток Ў
В итоге я собрала целый пакет сосны Ў
С эмоцией выполненного долга я пришла на занятие с пакетом материала. Но недолго продолжалось моё счастье: стало известно, что учитель сама принесла сосну для всех.
По всей видимости, она заявила, что сделает это, на прошлом уроке, в то время, когда я выходила из класса. Но всё равняется это была превосходная прогулка, а вот такие работы у нас оказались в итоге:
Дело в том, что для композиции возможно применять не любую сосну. И уж совершенно верно не хорошо будет находиться та, что уже успела полежать в снегу.
Исходя из этого в таких вопросах лучше доверять человеку, что знает места.
На последнем занятии мы сами решали, какую тему работы выбрать. Кто-то забрал линии, кто-то массы, а кто-то решил постараться повторить новогодний опыт.
Кстати, тема Нового года была самой сложной из всех. Во-первых, закрепление сосны на кэндзане – дело не из лёгких. Во-вторых, работа с сосной совсем не похожа на то, что мы делали ранее, исходя из этого было нужно приложить определённые упрочнения, дабы разобраться, что делать.
Вот отечественные последние работы Ў
Это моя. Прогресс если сравнивать с первым занятием налицо
Все собственные композиции по окончании занятий мы расставляли в библиотеке при Отделе японской культуры, где в течение нескольких суток либо кроме того семь дней они радовали глаз читателей и работников.
В конце курса я уже не удивлялась его длительности, а жалела о том, каким же он был маленьким. За три месяца я лишь начала осознавать правила композиции, и сейчас меня не могли поразить фразы учителей наподобие «ах, какой маленький у вас курс, как же всё успеть».
Были люди, каковые достаточно скоро составляли композиции, были и те, у кого процесс вызывал большое количество сложностей. Но ни у первых, ни у вторых не получалось сделать работу так, дабы учитель ни разу ничего не исправил.
Сначала мне было весьма не легко. Обрисовывая процесс работы над икэбаной я сравнивала его с ответом математических задач. Но в математике однако имеется формулы и итоговый верный ответ.
А ведь мастерство формулами не выразишь. В икэбане нереально обрисовать процесс «верного ответа». Его необходимо прочувствовать.
А для этого необходимо больше заниматься в присутствии педагога, готового посоветовать и оказать помощь.
Бывало, что я собирала композицию, считая, что всё, на данный момент мною будут довольны. Но учители доходили и поправляли её.
Я решила поставить опыт и сфотографировать работу до правки и по окончании.
Было
Стало
Разумеется, что исправленный вариант выглядит лучше. Но кто сможет растолковать, из-за чего?
Этим меня и восхитило мастерство икэбаны: маленькая подробность, второй наклон либо разворот смогут раскрыть красоту, которую нереально обрисовать, а возможно лишь заметить.
Прекрасная морибана
Разглядим кое-какие моменты, зная каковые вы сможете избежать лишних неприятностей.
Главные неточности при составлении икэбаны
1. «Необходимо напихать побольше цветов». Отечественный европейский мозг привык к тому, что красиво – значит большое количество. Все видели букеты в магазинах цветов. Нам думается, что чем пышнее, тем лучше.
Но в икэбане красота кроется в другом. Не пробуйте поставить побольше, пробуйте создать гармоничную композицию.
2. Забор либо веер. Отсутствие опыта ведет к тому, что в свободных формах люди начинают расставлять растения либо листья в ряд. Так делать в икэбане не принято.
3. Симметрия. Не требуется делать всё ровным со всех сторон. Где вы видели в природе симметрию?
Советы по выбору цветов
Цветы любой выбирает на собственный вкус, но бывают моменты, каковые смогут причинить неожиданные неприятности.
Как-то раз я второпях забрала «такие необыкновенные и прекрасные цветы» (гиацинты), и в итоге стало известно, что они через чур высокие, а вдруг их подрезать, то они не будут находиться на кэндзане, по причине того, что их «головы» перевешивают, и они начинают падать. В следствии учитель выкручивалась за меня, поскольку новичок в данной обстановке не имеет возможности сделать ничего.
Оказалась прекрасная необыкновенная композиция, но она причинила большое количество неприятностей, и я не сделала в ней сама ничего. Более того, гиацинты – не недорогие цветы!
Композиция с гиацинтами ?
Кроме этого не следует брать декоративную капусту. Выглядит она весьма интересно, но не так долго осталось ждать начинает очень сильно вонять, что не доставляет наслаждения окружающим.
Вывод: лучше не изощряться и не выбирать необычные либо необыкновенные растения.
Помимо этого, необходимо помнить, что в икэбане кроме листьев и травы неизменно должны быть цветы. Без них композиция не будет законченной.
Если вы забрали лишь сухоцветы, то ничего не окажется, поскольку они употребляются как «ассистенты», а не как цветы.
Результат
Занятия икэбаной здорово развивают мозг. Вы учитесь новому, а в ходе ещё и взаимодействуете с природой: около неизменно большое количество цветов. Создание икэбаны весьма приятный и занимательный процесс, так что, если вы сомневались, необходимо ли вам это, возможно, однако стоит попытаться.
Тем более что в данной статье я ещё не поведала большое количество всего!