В моем отеле остановился юный юноша из России из города Нальчика. Он путешествовал один, и я сходу уболтал Анатолия лезть на Пирамиду смерти, потому что какой же русский не обожает стремительной езды (с) , — пирамида, к тому же и смерти, — само собой разумеется полезли) Толя был спортивным и интересным, интересующимся историей, правда в пара другом варианте, как это у нас водится.
Сработались мы сходу, тем более он также человек снимающий, исходя из этого первый раз у меня появилось большое количество фотографий самого себя, а взор со стороны неизменно занимателен. В данный пост я засунул как собственные, так и его фото.
Ну, а сейчас о самом месте, куда мы планировали ехать. Кох Кер либо Чхок-Гаргьяр был основан в первой половине 20-ых годов десятого века королем Камбуджадеши Джаяварманом IV. Основная интрига, которая связана с этим городом, пребывает в том, что Джаяварман перенес в Кох Кер столицу из Ангкора (тогда он именовался Яшодхарапура).
Для чего пригодилось королю кхмеров перебираться на север, причем неожиданно, на данный момент доподлинно неизвестно. Считается, что Джаяварман IV был узурпатором, он желал создать новый центр силы, вне Ангкора, где тогда сидел еще один наследник престола — Ишанаварман II.
Какое-то время два столичных центра существовали параллельно, но во второй половине 20-ых годов X века Ишанаварману II помогли погибнуть, и Джаяварман IV стал полноправным правителем Кхмерской империи. Наряду с этим возвращаться в Ангкор он не стал.
Джаяварман продолжил и потом обустраивать собственный новый город Чхок Гаргьяр, что взял еще одно звучное имя — Лингапура (я бы кроме того постеснялся переводить его на русский язык), в честь царской линги (а это, сами понимаете что) — главного знака всевышнего Шивы и императорской власти в Ангкоре.
Руины галереи ведущей в основной храм Кох Кера.
// maximus101.livejournal.com
Джаяварман IV по всей видимости ставил себе задачу затмить прошлую столицу Яшодхарапуру. Кох кер, не обращая внимания на собственный недолгое существование в столичном статусе (921-944 гг, всего 23 года), стал самым громадным городом в Камбодже впредь до Нового времени, его площадь 35 кв. км.
Для сравнения, площадь Константинополя не превышала 16 кв. км. Кох Кер, в отличии от Ангкора, изучен слабо, исходя из этого его сущность возможно обрисовать только в общем. Город имел прямоугольное очертание — 7 на 5 км, что отличает его от в основном квадратных городов старой Камбоджи.
Не решен до конца вопрос о том, был ли он окружен крепостными стенками. На севере этого мегаполиса остались остатки неких упрочнений, но они отсутствуют по всему периметру.
Ответ этого вопроса было основной целью моего визита Кох Кера. К сожалению, мне кроме этого не удалось конкретно ответить на данный вопрос.
Лингапура имела собственный основной храмовой комплекс — Прасат Тхом. Комплекс был сдвинут от центра города к северу, при том, что все кхмерские главные национальные храмы постоянно строились в центре муниципальный застройки.
Основной храм должен был олицетворять гору Меру, которая произрастала из мирового океана, исходя из этого практически все кхмерские святилища окружались широкими рвами, наполненными водой.
Ров окружающий Прасат Тхом. // maximus101.livejournal.com
Имелся таковой ров и около Прасат Тхома. Второй серьёзный компонент индуистского храма — это священная гора, в большинстве случаев, основное святилище пребывало именно на вершине данной горы. По такому принципу были выстроены храмы прошлых столиц — Яшодхарапуры и Харихаралайи.
Рвы наполненные водой окружали храм-гору, иногда их было пара, как к примеру в Баконге. В Кох Кере эта схема была почему-то поменяна, основная пирамида города — Пранг, стояла вне кольца рвов, она была перемещена к западу в храмового комплекса.
И сам комплекс, как я писал, был сдвинут к северу от центра столицы. Да и сам город имел прямоугольное, а не квадрантное очертание.
Все это помой-му мелочи, но у людей, имеющих стопроцентно религиозное сознание, такие вещи не смогут оказаться произвольно.
Руины Прасат Тхома. // maximus101.livejournal.com
Быть может, нарушения принятой планировки были связаны как-то с личностью основателя Кох Кера — Джаяварманом IV. Сам факт, что он выстроил собственную столицу вне ветхого района Ангкора, говорит об определенной тяге к новаторству, не смотря на то, что быть может, он просто в основном опирался на поддержку северных племен и не доверял ангкорской знати.
Джаяварман погиб на протяжении похода на морскую империю Шривиджая в первой половине 40-ых годов десятого века. Правление из Лингапуры продолжил его сын Харшаварман II, но правил он недолго, всего 3 года.
В первой половине 40-ых годов десятого века столица была перенесена обратно в Яшодхарапуру, Харшаварману по всей видимости помогли отправиться на тот свет. Власть возвратилась обратно к семейству основателей Ангкора, свергнутой Джаяварманом IV.
Не обращая внимания на маленькое существование столичного Кох Кера, сейчас был создан новый стиль кхмерского мастерства, что взял его имя. Причем трансформации случились не только в архитектуре, но и в скульптуре, показался новый ясный метод изображения людей.
королей периода и Фигуры богов Кох Кер стали более праздничными, большими и, как не необычно, реалистичными. Большими стали и архитектурные формы, стиль Кох Кер, это тяга к гигантомании, а самым внушительным сооружением этого периода стала основная пирамида города — Пранг.
К сожалению, на данный момент в Кох Кере не осталось по большому счету скульптур, коих было очень много. Их либо растащили по музеям, либо .
Но храмовая пирамида осталась, именно она на данный момент есть основной туристической достопримечательностью города.
Остатки разбитых статуй в Прасат Тхоме — голова быка Нандина и постамент от какой-то скульптуры. // maximus101.livejournal.com
Ну а сейчас переходим к главному объекту. Храм-гора Кох Кера была названа Пирамидой Смерти любителями различной аномальщины. О ней насочиняли кучу баек, тем самым увеличив доходы местных туристических компаний.
Как правило эти байки и создавались предприимчивыми экскурсоводами. Рассказы о демоне Маре, которому якобы поклонялся Джаяварман IV, о загадочном колодце на вершине пирамиды, что ведет в преисподнюю, непременно необходимы для привлечения туристов в данный отдаленный кхмерских город.
Так как ехать нужно 80 км лишь в одну сторону, и услуги таксистов недешевы, исходя из этого пирамида Пранг — красивый метод ответа этих неприятностей.
Необходимо признать, что и сама по себе пирамида очень ясна, ее высота 35 метров, а сторона основания 60. Раньше сооружение было выше, поскольку на вершине стоял храм прасат, где был огромный лингам высотой более 4 метров и весом более 28 тысячь киллограм.
Вероятнее неспециализированная высота храма была не меньше 60 метров.
Все обрисовываемые события происходили в 2012 году, в то время, когда подъем на вершину Пранга был категорически запрещен. Это было связано с тем, что ветхая древесная лестница, ведущая наверх, сгнила и разрушалась, и подъем был сопряжен с определенным риском.
на данный момент (в 2014 г.), как мне известно, лестница уже заменена на новую, и туристы нормально подымаются на вершину пирамиды.
Но тогда, нас с моим напарником, ожидало целое приключение) На фото, пирамида Кох Кера и остатки ветхой гнилой лестницы с табличкой стоп внизу. // maximus101.livejournal.com
Конечно, я не имел возможности допустить, дабы из-за каких-то запретов властей, сорвалось бы отечественное изучение главного храма города. Прочтя в сети отчеты туристов, пробовавших встать наверх пирамиды, я заключил , что местные охранники деятельно мешают подъему, к тому же, как утверждали многие, побывавшие в Кох Кере, они кроме того не берут денег, т.е. подкупить их было нереально.
Ясно, что неподкупность охраны вещь субъективная, но все же рисковать не стоило, исходя из этого нужен был безотказный метод подъёма и проникновения.
Как мы знаем, простые методы ответа задач практически в любое время бывают и самыми действенными. Исходя из этого я сделал вывод, что мы воспользуемся причиной внезапности, в то время, когда охраны у пирамиды не будет близко, мы легко тупо полезем наверх.
Храм стоит в громадного открытого двора, укрытия от солнца в том месте нигде нет, охранники сидят где-нибудь в теньке, не ближе ста метров, исходя из этого до тех пор пока они нас найдут и прибегут, мы уже встанем, минимум, на половину высоты сооружения.
Так все и произошло. Охрана среагировала только тогда, в то время, когда мы были уже на вершине.
Я, честно говоря, считал, что им будет лень лезть за нами, и они подождут до тех пор пока мы спустимся вниз. Но кхмеры были добросовестные) // maximus101.livejournal.com
Стало известно, что лестница не так уж гнилая, легко кое-где не было ступеней, исходя из этого в этих местах я на руках, цепляясь ногами за камни.
Особенный интерес воображает тут то, что древесная лестница была возведена поверх старой каменной. И сделали это не только вследствие того что многие ступени обвалились. Дело в том, что изначальные кхмерские ступени были непригодны для спокойного восхождения наверх.
Высота ступени была большое количество больше ширины, что непривычно для европейца, что привык подыматься по лестнице только ногами. По кхмерской лестнице возможно лезть лишь цепляясь за нее руками, поскольку она восходит весьма сильно, и громадна опасность упасть вниз (уже имеется большое количество случаев смерти туристов в Ангкоре на этих лестницах) Из этого делается занимательный вывод, что храмы в Ангкоре не предназначались для массового визита, в том месте и площадь внутренних помещений малый.
Наверх, в святилища, вероятнее подымались только жрецы-брахманы, а целый народ толпился внизу. Что еще раз обосновывает замкнутость жреческой прослойки и ее власть над весами людей.
В наши дни, на вершине Пранга практически ничего не осталось, храма как такового в том месте нет. Для того, чтобы иметь представление о том, как он смотрелся, возможно обратить внимание на маленькую, практически копию, пирамиды Кох Кера в Ангкоре, рядом с храмом Пном Бакхеннг, это Баксей Тьямкронг — сооружение возведенное также во время Кох Кер, практически в один момент с Прангом.
Лишь он немного меньше размерами и имеет четыре лестницы, а несколько, как тут.
На площадке храма в Кох Кере сохранились и кое-какие изображения — морды гаруд и, предположительно, львов, лишь они очень сильно обветрились и заросли травой. // maximus101.livejournal.com
Когда-то тут был огромный город. Он был выстроен в основном из дерева, исходя из этого руин от него сталось мало. В Кох Кере не считая Пранга и Прасат Тхома имеется еще сотня храмов, разбросанная по громадной территории, но, как правило, это маленькие сооружения, и их невидно среди деревьев.
Сейчас, приступаем к осмотру самого загадочного объекта на вершине пирамиды, в частности ко входу в потусторонний мир — в царство демона Мары, как его расписывают нынешние любители аномальных явлений и предприимчивые кхмерские экскурсоводы. Это громадный колодец на верхней площадке. Народная молва гласит, что в него кидали несчастных жертв кровавых брахманов и другая, и другая)
К сожалению, мне не удалось нормально осмотреть эту шахту, поскольку она была завалена ветками, а кхмерские охранники уже лезли за нами на вершину. Времени было мало, плюс ужасное дневное освещение — через чур много бликов, и мои личные фото оказались не ахти какими.
Я отыскал в сети фото 2014 года, в то время, когда наверх разрешили войти туристов и привели шахту в более менее приличный вид.
Шахта пирамиды Кох Кера. // maximus101.livejournal.com
Без веток она выглядит, как не необычно, более прозаично — несложный колодец на дне квадратного сооружения стенки которого выложены из огромных блоков, испещренных дырками. Сии отверстия необходимы были для переноски этих самых блоков.
Для чего нужна сама помещение над колодцем, сообщить тяжело, вероятнее, это стенки уничтоженного храма-прасата. Кроме этого быть может, это была полость, куда вставлялось основание огромного четырехметрового лингама, которым был славен это храм.
Так как индуистский лингам — это очень сложная конструкция, где имеется не только знак мужского начала, но и женского — йони, он находится в основании каменного фаллоса и может занимать много места. на данный момент лингама тут нет, а полость, куда он вставлялся, осталась.
Что касается самого колодца, то тут нет ничего сверхъестественного. Колодцы существовали во всех храмах Ангкорской империи. К примеру, колодец глубинной более 12 метров был отыскан в самой первой пирамиде, возведенной недалеко от Ангкора — это прасат Ак Ем.
Данный храм кроме этого прославлял культ Девараджи — божественного царя, т.е. также имел собственный каменный лингам, колодец же был под его пьедесталом — кроме этого как и тут, в Кох Кере. В большинстве случаев, такие шахты вели к маленьким камерам, запрятанным в глубинах каменных храмов-гор.
Камеры употреблялись для хранения разных ритуальных предметов, к примеру в подобном хранилище Байона нашлась статуя короля Джаявармана VII Но как правило, при раскапывании колодцев ничего не обнаружили — либо камеры были ограблены в древности, либо легко уничтожены. Весьма глубочайший колодец был отыскан в Баконге, он прорезал всю пирамиду и уходил ниже уровня поверхности почвы, но в итоге, в том месте так ничего и не нашли.
По всей видимости традиция создавать укромные реликварии в основаниях храмов пришла в Камбоджу вместе с буддизмом. Так как подобные хранилища весьма свойственны как раз для буддийских ступ, в них хранили свитки со священными текстами, драгоценные статуи Будд и т.д.
Возможно кроме этого высказать предположение, что в аналогичных камерах имел возможность хранится прах кремированных королей Камбоджи, поскольку практически все национальные храмы Ангкора были еще и погребальными монументами для собственных основателей. К примеру, известный Ангкор-Ват стал гробницей для выстроившего его Сурьявармана II.
В итоге, кхмерские охранники добрались до вершины. Каково же было мое удивление, в то время, когда они прежде всего ринулись не к нам, а примкнули к живительному источнику местного мракобесия, т.е. начали снимать на собственные телефоны шахту колодца.
По всей видимости байки туристических агентов стали уже религией и глубоко въелись в суеверное сознание местных обитателей. Колодец в преисподняя самого демона Мары уже начал жить собственной судьбой.
Занимательное у человека выражение лица — под козырьком кепки глаза полные кошмара, поскольку он наблюдает в жерло самой преисподней) // maximus101.livejournal.com