Петровский путевой дворец: дворцовые перевороты

Петровский путевой дворец — один из самых эффектных монументов Москвы — сейчас доступен для всех желающих. «Ваш досуг» отправился в том направлении на разведку и был много впечатлен.

Тайная на Ленинградке

Петровский путев. Источник: Петровский путев. Создатель: Петровский путев

Фото с www.mosmuseum.ru.

Это строение на самой оживленной автостраде Москвы — красно-белый дворец с башенками — прославлено и необыкновенной архитектурой, и собственной историей. Это было что-то наподобие царского постоялого двора — по дороге из Санкт-Петербурга в Москву правители делали тут последнюю остановку.

Помимо этого, благодаря Пушкину любой школьник знает, что тут была ставка Наполеона, и «отселе, в думу загружён, смотрел на грозный пламень он».

С детства не забываю, как хотелось в том направлении посмотреть — такое затейливое строение, овеянное столь романтическим флером, казалось, и в должно было быть сказочным. Но, увы, тогда во дворце размешалась Военно-воздушная академия. После этого во второй половине 90-ых годов двадцатого века его закрыли на реставрацию.

А в то время, когда она закончилась и дворец стал Домом приемов Московской мэрии, все надежды по большому счету пропали — как попадешь на режимный объект? Но, к счастью, власти все-таки рассудили, что такое сокровище негоже прятать от народа, и с нынешнего августа дворец принимает визитёров.

Столичная готика

И вот я у ворот дворца, меня сопровождает сотрудник Музея Москвы Нина Владимировна Ермакова. Во дворе негромко, чисто, пустынно — возможно нормально и без спешки разглядеть все подробности Петровского путевого дворца.

В первую очередь определю, что Петровским он именуется вследствие того что выстроен на бывших пустошах Высокопетровского монастыря (а вовсе не вследствие того что его строил Петр I, как возможно было предположить). Своим рождением дворец обязан Екатерине.

Императрица питала особенную склонность к «мавританскому», либо «готическому», стилю (так тогда именовали, условно говоря, все, что не классицизм) и поручила возведение дворца Матвею Казакову. Тут смешалось все: купол дворца напоминает византийский храм, а кувшинообразные колонны — совершенно верно как в древнерусских теремах.

Стрельчатые готические окна, зубчатые тосканские башни и рядом же — белые наличники. «Обратите внимание на рога изобилия, — говорит Нина Владимировна. — Они развёрнуты не вверх, как правильно, а вниз. Из них словно бы вот-вот посыпятся на входящих аппетитные яблочки». «Осыпаемые» многоцветными плодами, входим во дворец.

блеск и Шик

Сходу сообщу — тут все блещет и сверкает. И оттого думается не совсем натуральным. Фактически, никто и не скрывает, что ситуация тут фактически не сохранилась, все было нужно восстанавливать по описаниям и редким рисункам.

За 10 лет реставрации была предпринята большая научная работа. Ни один штрих, ни одна подробность тут не случайна. «Вот данный камин — настоящий, — говорит отечественный экскурсовод, — ну а эти кровати — новодел, правильнее, высоко художественная копия.

Все сделано по древним канонам и также из красного дерева».

До тех пор пока шла реставрация, было большое количество опасений, что отель для высоких делегаций сломает исторический монумент. В действительности гостиница решена в том же «казаковском» стиле.

Она находится на заднем дворе и скрыта от посторонних глаз. А в самом дворце имеется кабинет главы горадминистрации.

Так что строение употребляется по прямому назначению — являться временным пристанищем для национальных мужей.

Чисто по-русски

В нескольких залах первого этажа разместилась экспозиция, которая говорит об его обитателях и истории дворца. Начиная с Павла I, у российских правителей вошло в обычай приводить себя тут в порядок перед коронацией в Успенском соборе Кремля.

Самые пронзительные экспонаты — платок Даниловской мануфактуры с силуэтами Кремля и светло синий фаянсовый стакан. Это свидетели ужасной давки на Ходынке, которая произошла на протяжении венчания на царство Николая II.

Страшно поразмыслить, что из-за для того чтобы вот стакана, куда вкладывали пряник, а позже завязывали все это в таковой вот платок, погибло свыше тысячи трехсот человек! Кто виноват — жадный до подарков народ либо власти, не вычислившие с числом, — так до сих пор и неясно.

Страно, что торжественный обед и народные гулянья по этому трагическому случаю отменены не были. Царь мало поколебался, но все покинул как имеется. На стене, в нарядной раме красуется торжественное меню царского стола: суп из раков, жаркое из пулярки, артишоки с горошком, тёплый десерт…

Белый зал

Основная красота — на втором этаже. «Это отечественное сокровище, — говорит Нина Владимировна, — 16-метровый купол. Думается, что это лепнина, но в действительности — это роспись.

Работа итальянских мастеров, братьев Артари». Данный зал и правда создаёт самое сильное чувство: сверкающий паркет, высокие белые стенки, шикарный купол, у основания которого 16 окон, и, наконец, фантастическая роспись.

Из зала двери ведут в нарядные гостиные в стиле классицизм, предназначенные для «встреч на наибольшем уровне». На стенах — лепные медальоны с изображениями русских князей, начиная с Рюрика.

Вот и все, экскурсия окончена. В замыслах музея — увеличить экспозицию, и вдобавок начать проводить тут театрализованные представления и концерты из судьбы русских императоров.

Тем более что в белом зале хорошая акустика.

В Петровском парке

Как в том месте у Александра Сергеевича: «Вот, окружен собственной дубравой, Петровский замок…» Сейчас около дворца дубов практически не сыскать. Да и от некогда огромного Петровского парка остался совсем маленький кусочек сзади дворца.

А ведь при Пушкине это было чуть ли не лучшее место для гуляний столичных аристократов. От дворца лучами расходились кленовые и липовые аллеи, был вырыт пруд, открыты летний театр и увеселительный «воксал», знать с радостью строила тут дачи.

Позже аристократов поменяли торговцы: на Нарышкинской аллее сохранилась легендарная вилла Николая Рябушинского «Тёмный лебедь», которая сейчас выступает под вывеской SPA-салона. А в парке, не считая старожила «Яра», друг за другом показались актуальные рестораны: «Мавритания», «Эльдорадо», «Аполло».

Все эти строения сохранились. В бывшем «Аполло», к примеру, сейчас космонавтики и Центральный дом авиации (Красноармейская ул., 4). Кстати, сразу после революции Петровский путевой дворец в духе времени также стал дворцом Красной авиации.

К счастью, все эти «культурные наслоения» сзади, и Петровский путевой дворец снова получил собственный державный статус.

Петровский путевой дворец не музей, и никаких касс на входе нет. Ко мне пускают лишь в составе экскурсионных групп.

Если вы не от школы либо предприятия, а сами по себе, у вас также имеется шанс — из одиночных визитёров кроме этого формируются группы по 25 человек. Билет стоит 400 руб., фотосъемка — 300 руб.

Записываться необходимо предварительно по телефону Музея Москвы (499) 245 6283 и по e-mail: geb_muzei@mail.ru. Причем одной записи мало: необходимо будет дать собственные паспортные эти и заблаговременно взять билет в строении «Провиантских магазинов» на Зубовском проспекте, 2. Все подробности на сайте www.mosmuseum.ru.

Москва: Петровский путевой дворец / Moscow: Petrovsky palace


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: