Имеется в Российской Федерации места, где, побывав в один раз, хочется возвращаться в том направлении опять и опять. Одним из таких мест есть остров Валаам, названный дивным, по причине того, что в том месте имеется большое количество всего для того чтобы, чему удивляешься безмерно, поскольку больше этого нигде не заметишь.
На долю острова приходится 2/3 площади всего архипелага, а до суши – не менее двадцати километров.
Этимология слова «Валаам» начинается в финском языке, в том месте имеется слово «Valamaa», которое свидетельствует «Высокая, горная почва». Это наименование в полной мере оправдает положение острова: она расположен на возвышении, а около – горы.
Ещё одна версия происхождения заглавия острова библейская – от имени пророка Валаама.
Имеется ещё и третий вариант – языческий, который связан с начальным назначением этого места. Считалось, что тут приносились жертвы языческому всевышнему Велесу, соответственно, это место прозвали «Почва Велеса».
История Валаама
Удалось установить, что изначально на острове жили финские племена, а, вот, правильное время появления тут монастыря установить не представляется вероятным. По одной версии монастырь показался в 10-11 вв. – в эру Крещения Руси благодаря монахам Герману и Сергию, позднее причисленных к лику святых.
За эту версию говорит тот факт, что в первой половине 60-ых годов двенадцатого века монахами были перевезены мощи преподобных Германа и Сергия в Великий Новгород, во второй половине 70-ых годов XII века мощи были возвращены обратно в монастырь и захоронены на вершине гора. Это был сделано, дабы обезопасить останки святых от нападений шведов.
В течение собственного существования монастырь не единожды подвергался атакам иноплеменников, в частности шведов из-за близкого размещения к шведской границе.
В первой половине 40-ых годов тринадцтаго века Александр Невский с войском не допустил разграбления обители шведами, остановив их.
Вторая версия строится на том, что монастырь показался в 12-14 вв., и его основателем был преподобный Ефрем Перекомский. Об этом событии рассказывается в «Сказании о Валаамском монастыре», показавшемся в шестанадцатом веке.
Валаам в средние века
С момента основания, история обители была неразрывно связана со Шведским страной, но русскому монастырю такое соседство принесло лишь одни неприятности. Монахи страдали от нападений шведских армий особенно в середине 14 века, во второй половине 70-ых годов шестнадцатого века, в то время, когда были убиты 34 монаха.
Противостояние со Швецией, наконец, закончилось в 1595 году, в то время, когда со шведами был заключён мир.
Но безмятежность и мир царили на острове недолго: в 1611 году шведские армии снова атаковали Русь, в этом случае монастырь был сожжён, практически все монахи погибли, и в 1617 году Швеция завладела островами.
В течение столетия монастырь пробовали восстанавливать с переменным успехом, этому содействовало издание Петром I в 1715 году Указа о восстановлении обители. Тогда же был выстроен древесный Спасо-Преображенский храм с надворными постройками.
в течении 18 века строились другие храмы подворья, действительно, довольно часто они подвергались негативному действию природных факторов. С 1811 года всё строительство на территории острова велось лишь из камня.
В девятнадцатом веке монастырь пережил собственный расцвет во многом за счет того, что настоятелем стал игумен Дамаск (Дамиан Кононов), в течении сорока лет он беспокоился о том, как приумножить монастырское хозяйство.
XX век
В двадцатом столетии на долю Валаамского монастыря испытаний. В 1917 по окончании Октябрьской революции в следствии деления земель монастырь был на территории Финляндии, где основной религией есть лютеранство.
Дошло до того, что с 1925 году монастырские стали проводить на финском языке, но, как говорится «не было бы счастья, да на несчастье помогло», но подобная обстановка отвела монахов от ожесточённых репрессий 30-х гг., в то время, когда поголовно уничтожались церкви и священники. Но в конце 30-х гг. отношения между Финляндией и СССР ухудшились, и скоро вся Карелия с монастырём перешла в советское владение.
Тогда началась новая страница в истории Валаама: в первой половине 40-ых годов двадцатого века на его территории была открыта школа боцманов.
В годы ВОВ на острове разворачивалось противостояние финских и войск СССР, в итоге, войска СССР одержали победу.
Начался тяжёлый период возвращения обители к судьбе, на это потребовалось пара десятилетий, в то время, когда в монастыре размещались самые различные организации.
Во второй половине 40-ых годов XX века тут был основан совхоз, а с 1952 года в течении более 30 лет в монастырских стенках размещался дом-интернат для калек войны.
Монастырь приходил в упадок: монастырские постройки разрушались и сами по себе и целенаправленно уничтожались. Действительно, было ряд попыток начать новую деятельность на Валааме: устроить тут природный заказник, музей-заповедник, зал органной музыки, но ничего не вышло.
Возвращение к исконной деятельности монастыря произошло лишь во второй половине 80-ых годов XX века, в то время, когда власти Карелии передали Ленинградской епархии монастырь в часть и пользование скитов. Так, неспешно началось восстановление обители: восстановление строений, возобновление монастырских работ, восстановление хозяйства.
Сейчас отмечается интерес к Валааму, всё больше и больше паломников и туристов прибывает на остров, дабы насладиться его первозданной красотой и приблизиться к тайнам монастырской судьбы.
Добраться ко мне возможно без особенных неприятностей, конечно по воде, большая часть туристов приезжают из Санкт-Петербурга.
Природа Валаама
Не есть тайной, что карельская природа неординарно прекрасна, а природа острова вобрала в себя всё наилучшее, больше такую флору не заметить нигде, довольно много сосен.
Отличительной чертой фауны есть наличие на острове змей и лосей, исходя из этого нужно быть осмотрительным.
В случае если сказать об административном устройстве Валаама, то он относится к городу Сортавале, но по факту это отдельное государство.
На Валааме, кроме монастыря, имеется метеостанция и воинская часть.
Главным строением есть Спасо-Преображенский монастырь, отличающийся необыкновенной архитектурой, нынешнее строение монастыря было выстроено 120 лет назад. Около монастыря группируются бессчётные постройки различного назначения.
Экскурсии тут проводятся систематично, действительно, фотографировать не разрешают. Вот, на территории скитов фотографировать возможно, самые узнаваемые скиты: Никольский, Белый, Жёлтый (Гефсиманский), Красный (Воскресенский), Предтеченский.