По пути из самолета на глаза попадаются такие весёлые таблички. Из всех до тех пор пока что виденных мною аэропортов амстердамский Схипхол, пожалуй, самый комфортный и дружелюбный к пассажиру.
Нет в нем холодности и нервозности, характерной вокзалам и аэропортам, он скорее похож на громадный хороший развлекательный центр. К тому же, до центра города от него добираться мин. 20.
// eka-romanova.livejournal.com
А жить мне предстоит на острове. Остров именуется Ijburg (читается Айбюрг), дом обозначен красной гугл-булавкой в правой части карты. // eka-romanova.livejournal.com
Goede morgen! Голландский/нидерландский язык приходится родным родственником немецкому, в нем довольно много заимствованных британских слов и мало французских, исходя из этого какие-то фразы интуитивно понятны без перевода, к примеру, это самое худе морхен!.
Фонетика пара необычна. по поводу фонетики имеется шутка: голландский язык звучит, как словно бы пьяный германский матрос высадился во французский порт и пробует объясниться по-английски. // eka-romanova.livejournal.com
Я решила перед тем, как ехать в центр, мало прогуляться по окрестностям. Догуливаю до конца квартала, и вижу вот такую картину.
До тех пор пока я стою и рукоплещу глазами на эту необыкновенную парковку, самое время совершить краткий экскурс в историю с географией. // eka-romanova.livejournal.com
С географией случилась такая история. Практически добрая половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря. Маленький участок суши, а другое — вода, болота и вода.
Любой клочок почвы голландцам было нужно отвоевывать у моря при плотин и помощи дамб. Еще в середине XIX века на месте аэропорта Схипхол пребывало бурное озеро, а наименование столицы сложилось из слов Амстел (наименование реки, на которой расположен город) и дам (что переводится как плотина).
Получается: Плотина-на-Амстеле/Amstelledamme — Амстердам. // eka-romanova.livejournal.com
В середине XVI в. был совершен технологический прорыв: изобретена голландская ветряная мельница, которая ничего не молола, но приводила в воздействие насос для откачивания осушения и воды участков вблизи плотин. Такие осушенные участки назывались польдерами, их возможно было обрабатывать и заниматься сельским хозяйством.
В те времена мельницам принято было давать имена, и самым распространенным именем было De Hoop — Надежда. // eka-romanova.livejournal.com
Так, неспешно, благодаря плотинам, невероятному упрямству и ветряным мельницам, появилась суша, не предусмотренная замыслом сотворения мира. Как утверждает национальная поговорка, Всевышний создал почву, а голландцы пристроили к ней Голландию.
На гербе же Нидерландов начертан девиз на средневековом французском языке — Je maintiendrai, практически означающий Я вынесу либо Я выдержу. // eka-romanova.livejournal.com
Район Айбюрг, где я остановилась, также является сетью неестественных островов, выстроенных на водоеме Ай. Пара лет назад тут была вода. А сейчас новостройки, магазины, школы и трамваи.
До центра города добираться где-то мин. 25, трамвай ходит каждые 5 мин., но в Европе другие представления о расстояниях и по амстердамским меркам я живу плохо на большом растоянии. На остановке стоит электронное табло, которое показывает, в то время, когда придет следующий трамвай.
И ему возможно верить. В случае если написано Centraal Station 2 min, значит и правда через 120 секунд мы отправимся на Центральный вокзал города Амстердам. // eka-romanova.livejournal.com
Station Amsterdam Centraal. Транспортное сердце города. Строение спроектировано архитектором Питером Кёйперсом в стиле нео-ренессанс и открыто для публики во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века. Основной вход напоминает огромные ворота с двумя башнями по бокам, рядом с ними ощущаешь себя странником, входящим в средневековый город.
В центре фронтона герб Нидерландов, под ним 14 гербов городов, до которых тогда возможно было добраться по железной дороге (включая герб Петербурга). Часы на башнях показывают различное время, по причине того, что правый циферблат — это вправду часы, а стрелки левого показывают направление ветра. // eka-romanova.livejournal.com
Подробность. // eka-romanova.livejournal.com
Вокзал стоит на трех неестественных островах, лицом к городу, спиной к морю, как бы отгораживая сушу от воды. Перед началом строительства амстердамские эстеты XIX века страшно возмущались: как это так, какой-то уродский вокзал закроет вид на отечественную красивую гавань, подарившую городу процветание!
Данный проект, — писал один из них, — ужаснейшая атака на славу и красоту отечественной столицы. Но заседавшее в Гааге правительство сделала вывод, что лучшим местом для вокзала станет то, где город начинается, и одобрило проект. // eka-romanova.livejournal.com
Одну из стенку украшает стих поэта XIX века Албердингка Тейма. Неспециализированный суть: Где бы ты ни странствовал, помни о доме. // eka-romanova.livejournal.com
В вокзала весьма чисто и нарядно. Стоит рояль, на котором любой может поиграть. // eka-romanova.livejournal.com
Ко мне приходят все поезда дальнего следования, из этого уходит метро, стартует более половины трамвайных маршрутов и множество автобусных, из этого же расходятся все туристические тропы. Мой голландский привычный сравнил это место с перевернутой чашкой, из которой выливается целый другой город.
В случае если взглянуть на карту, то вправду похоже. // eka-romanova.livejournal.com
Тут же находится красивый центр туристической информации, продаются билеты в музеи и на экскурсию по каналам (строение на заднем замысле — базилика Святого Николая, о которой обращение отправится в второй части) // eka-romanova.livejournal.com
Фирменный пейзаж Амстердама — пряничные домики и довольно много воды. // eka-romanova.livejournal.com
Амстердам именуют Северной Венецией. В городе много километров каналов, более 1500 мостов и около 90 островов.
Существует четыре главных канала: Сингел (оборонительный), Херенграхт (канал господ), Кейзерсграхт (императорский канал) и Принсенграхт (канал принцев). // eka-romanova.livejournal.com
Канал Сингел существовал с 1428 года как ров, проходивший по западной границе города, остальные три были прорыты в семнадцатом веке, что именуют золотым веком Нидерландов. После этого на них были сооружены жилые дома и многоэтажные склады.
Эти каналы образуют четыре концентрических полукольца, опоясывающих город. Совокупность амстердамских каналов включена в перечень Глобального наследия ЮНЕСКО. // eka-romanova.livejournal.com
История умилительных домиков такова. Места для постройки всегда было мало, исходя из этого на ширину фасада устанавливался налог: чем шире фасад, тем дороже дом обходился обладателю.
Дабы сократить затраты, жители делали фасад узким, вытягивая дом вглубь квартала, как пенал. На многих фронтонах возможно рассмотреть поперечную балку, торчащую наружу.
Посредством данной балки, верёвки и блока торговцы прямо с лодок поднимали грузы на склады, пребывавшие на верхних этажах, потому, что по узкой лестнице протащить что-либо было очень сложно. // eka-romanova.livejournal.com
Большое количество людей в Амстердаме живет не в простых зданиях, а на лодках. Так решать квартирный вопрос начали по окончании Второй мировой, в то время, когда особенно остро поднялась неприятность дефицита жилья.
Жители расселились в судах и лодках, стоящих по берегам каналов. на данный момент в качестве жилья употребляется более 2500 лодок. // eka-romanova.livejournal.com
Чей-то балкон) // eka-romanova.livejournal.com
A land, that rides at anchor, and is moor’d / In which they do not live, but go aboard
Страна на якоре, около нее вода; / В ней не живут — плывут, как на судах
(Сэмюэл Батлер, британский поэт-сатирик XVII века) // eka-romanova.livejournal.com
Улица Дамрак как ковровая дорожка, расстеленная для туристов. Она начинается сходу от вокзала и ведет прямо к главной площади Дам. В том направлении я и направляюсь, по пути фотографируя подробности.
Вот ар-нувошные слоники. // eka-romanova.livejournal.com
А вот не меньше ар-нувошный манерный фонарь. // eka-romanova.livejournal.com