Кровь и песок. величественный амфитеатр эль-джем (el jem). тунис, африка

// blacktroll.livejournal.com

Рука медлительно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из известного фильма Гладиатор Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир около вас перестает существовать. Немногочисленные туристы как будто бы растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких торжественных белых как снег одеяниях.

Дамы пробуют укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит шум голосов… Иногда, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков — корну, все ожидают начала кровавого спектакля…

чувства и Образы смешиваются в единое целое, заставляя вас всецело перенестись в ту далекую эру. В эту 60 секунд имеется лишь вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте старого финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства — Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать кроме того ученые. По окончании серии пунических войн между Карфагеном и Римом, последний был уничтожен в 146 году до н.э. и перевоплощён в колонию.

Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus), будущий Эль-Джем.

Экономический восход солнца поселения приходится на II — нач. III века, в то время, когда около города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота.

Помимо этого, город был на пересечении торговых дорог из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это стало причиной тому, что Тиздр скоро стал одним из наиболее значимых городов Северной Африки, вторым по значимости по окончании Карфагена, а его население достигло 30 тысяч людей.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения потребовали зрелищ, в каковые было бы возможно инвестировать . Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат.

Marcus Antonius Gordianus), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

Замысел амфитеатра.

Чтобы выяснить, отчего же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю посмотреть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

А в том месте все было очень безрадосно… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, по окончании чего Империя начинает трещать по швам.

Легионы провозглашают императором собственного человека — Гая Юлия Максимина Фракийца, ставшего первым императором, вышедшим из несложных воинов.

Спустя несколько лет, новоявленный император обзавелся соперником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан дал согласие на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II, на что взял добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в бою с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Определив об этом, Гордиан I заканчивает жизнь суицидом, повесившись на своём поясе…

Римский Сенат назначает новым императором собственного человека — сенатора Марка Клодия Пупиена, продолжившим войну против Максимина.

Ненамного продолжительнее прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает совместно со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя несколько месяцев по окончании самоубийства Гордиана I.

Кроме этого безрадосно закончилась и жизнь Марка Пупиена, что не заслужил доверия народа и на протяжении очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III, внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, сообщу только, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50 лет более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и практически все они умирают насильственной смертью.

Но, возвратимся к нашему Тунисскому Колизею и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, оказался настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стенки были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих наездников, охотников и преследуемых ими зверей.

Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, тут кроме этого главным зрелищем помогали бои гладиаторов. Помимо этого, громадный размер арены разрешал устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и собственная особенность. В отличие от Италии, в африканском Колизее были распространены битвы с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались только животные схватки между разными видами хищников.

Дикие животные, которых производили на арену, посвящались всевышним: бык и лев — юноне и Сатурну, пантера — Дионису, медведь — Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену довольно часто производили невооружённых рабов, которых голодные животные практически разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, и рабы находились в клетках и особых камерах. Для этих целей, под ареной амфитеатра был выстроен целый подземный город.

Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, и для складирования трупов.

Сейчас данный подземный город, полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для визитёров. В переходах и камерах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

Особенные эмоции появляются, в то время, когда вы проходите коридором смерти, по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше тут были только пара факелов, и броский белый свет в конце долгого коридора, где был выход на арену.

Может как раз из этого пошло выражение свет в конце тоннеля, означающее границу между смертью и жизнью?

По окончании смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, без шуток уничтоженный оппозиционными армиями, уже не смог восстановиться. Однако, сам амфитеатр сохранился и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр делается центром восстания царицы объединенного берберского страны Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины) против арабского завоевания. По окончании поражения восстания поселение было покинуто обитателями.

Город с современным заглавием Эль-Джем (в переводе с арабского — перекрёсток) появляется тут лишь в начале XVII века. Как раз в это время начинается разрушение амфитеатра.

Камни его стен употребляются в качестве бесплатного строительного материала для постройки муниципальных домов, и для постройки Громадной Соборной мечети в г. Кайруан. Так была фактически стёрта с лица земли северная стенки амфитеатра.

Совсем амфитеатр, употреблявшийся, как крепость, был уничтожен в первой половине 50-ых годов девятнадцатого века в следствии пушечных обстрелов Османской Империей.

Сейчас, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, по большей части из-за бессчётных туристов. Тут бойко кипит торговля сувенирами, прочими товарами и одеждой. Для этих целей кроме того оборудован маленький рынок.

В также время, если сравнивать с Римом, процент туристов тут легко маленький, что разрешает насладиться всей красотой амфитеатра полностью, и сделать прекрасные пустынные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в Тунисский Колизей всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND — разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы имеете возможность неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать верхние ярусы и подземные галереи, с которых раскрывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Страно, но совсем не портит неспециализированный вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, тут проводится ежегодный Интернациональный фестиваль хорошей музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не очень интересуется Древним Римом. А для ценителей истории тут имеется кроме того маленький Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором возможно заметить фрагменты сохранившейся мозаики со стенку.

В завершение собственного рассказа, я желаю развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что фактически во всех туристических каталогах сообщено, что амфитеатр известен еще и тем, что в его стенках снимались отдельные сцены известного фильма Гладиатор режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в ключевой роли.

Ясно, что это делается для увеличения и заманивания туристов турпотока.

В действительности же Гладиатор ни при каких обстоятельствах в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не дали проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте.

Во-вторых, сам Ридли Скотт заявил, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда сказать про Эль-Джем?

Съемка Гладиатора осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, и всевозможные дополнительные уличные декорации. Все другое, к примеру, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики.

Мальта уже давно стала меккой для аналогичного кинематографа. Тут кроме этого снимался, не меньше известный, фильм Троя, и сериал Игра Престолов.

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в перечень Глобального наследия ЮНЕСКО.

Тунис. Колизей. Эль Джем / Tunisia. Colosseum. El Jem


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: