Кодан – серьёзное ракуго

В недавней статье мы поднимали тему ракуго – японского мастерства комических рассказов. Сегодняшняя статья будет посвящена кодан – классическому методы рассказывания лекций, в основном, по истории, и по вторым не меньше важным темам.

Как показалось это мастерство, где распространено, в чём его сущность – просматривайте в данной статье.

Кодан (?? ко:дан) – одно из классических искусств Японии, похожее на ракуго, где актёр (?? эндзя) сидит за мелким столом на маленькой платформе на сцене, держит в руках веер харисэн (??? – складной веер для комедий с фарсом; кроме этого употребляется в театре Но), отбивает им ритм и зачитывает публике рассказы, по большей части на историческую тематику, которые связаны с войнами либо политическими событиями. В представлениях кодан Осаки и Киото кроме веера смогут применять колотушку (??? хё:сиги – два связанных верёвкой древесных бруска).

История

Считается, что начало этому мастерству положили отогисю – приближённые самураев в эру воюющих провинций (начало и вторая – половина XVII столетий), но прототип кодан, как одного из жанров театра Ёсэ, возможно искать в одном из жанров уличных выступлений в эру Эдо – ??? цудзикоусяку, букв. «уличная лекция, лекция на дороге/перекрёстке». Эти лекции были рассказом с отбиванием и комментариями ритма армейских эпосов, таких как Тайхэйки.

В начале 1700-х представления стали проводить в неизменно стоящих по разрешению администрации строениях, и нарекли ко:сяку (?? обучающие/пояснительные лекции). А в 1820-х годах ко:сяку установился как театральный жанр, показалось кроме того пара течений.

Кроме этого развивались связи с другими видами мастерства, к примеру, к примеру, кое-какие популярные выступления превращали в постановки для театров Кабуки и Бунраку (кукольный театр). Начиная с периода Мэйдзи лекции ко:сяку стали называться ко:дан (?? устный рассказ).

Расцвет мастерства кодан выпал на конец эры Эдо и эру Мэйдзи. Сейчас выступал наследник Сёуринтэя Хакамару Сёурин Хакамару, которого прозвали «Преступник Хакамару», и что написал более 120 выступлений.

В конце периода Мэйдзи взяли распространение сборники выступлений известных эндзя коданбон такими издательствами, как Тацукава Бунко. Помимо этого, стало возмможно печатать коданы в журналах и газетах.

Но по прошествии этого периода, и в то время, когда Япония входила в новую эру Сёва, популярность кодан стала медлено угасать с возникновением новых видов мастерства: к примеру, нанивабуси (жанр песенного сказа), мандзай (юмористический диалог) и других. По окончании Второй мировой и приказа Императорской ставки о феодальной пропаганды идеологии и запрещении насилия на протяжении представлений, интерес к кодан ненадолго возрос.

Но с повсеместным распространением телевидения популярность кодан продолжила понижаться.

Кодан в Токио

В настоящие время рассказчики кодан относятся к двум организациям: «Ассоциация кодан» (??????) и «Японская ассоциация кодан» (????????), которое образовала школа Канда, отделившись от первого. Постоянными местами с целью проведения кодан были залы Хонмоку и зал коммерческой группы Нагатани, но в 2011 году Хомоку обанкротился и закрылся.

Кое-какие чтецы кодан кроме этого принадлежат ассоциациям ракуго и выступают на их сценах, и помимо этого выступают на сцене для нанивабуси Мокубатэй в Асакусе.

Если сравнивать с миром ракуго, где дамы-чтецы – достаточно необыкновенное явление, в обоих ассоциациях кодан рассказчиков-дам больше, чем мужчин. В частности, очень много дам среди молодёжи, которая лишь начинает обучаться мастерству кодан, а в «Ассоциации кодан» во время с 1988 по 2012 года не было ни одного ведущего исполнителя-мужчины.

Кодан в районе Камигата (Киото и Осака)

В Камигате кодан воображал собой сочетание двух течений: в нём объединялись рассказы на военную и на синтоистскую тематику. На протяжении периода Тайсё мир кодан в Камигате «завоевал» Тамада Гёкусюсай и следующие поколения его школы, каковые основали уже упоминавшееся издательство Тацукава бунко.

Позднее, в начале периода Сёва, роды Тамада, другие школы чтецов и крупные роды неспешно стали исчезать, и возможно заявить, что родословная чтецов Камигаты в то время практически провалилась сквозь землю. В Токио сохранился актёрский род Кёкудо, и сейчас дошли последователи Нидаймэ Нанрё (единственные, кто просматривал в то время лекции в районе Камигата), каковые уже со второго поколения боролись за собственное место в этом мастерстве.

По окончании войны кроме ракуго большому упадку подвергся и кодан в Камигате; в Эдо лишь наследники Нидаймэ Кёкудо Нанрё и Нидаймэ Кёкудо Конанрё поддерживали это мастерство. По окончании того, как погибли Нидаймэ одиночную борьбу за мастерство продолжили Сандаймэ.

В настоящие время их не так много, но благодаря последователям Сандаймэ продолжилась стабильная деятельность кодан и закончился кризис. Кроме этого продолжили просматривать на постоянной базе лекции в театрах Ёсэ «Слушание в Камигата», «Кодан в Тэмма (район в Осаке)» «Кодан в Тории-холл».

После этого среди последователей Сандаймэ разгорелась борьба (дело кроме того дошло до суда), исходя из этого род Ёндаймэ (прошлое имя Конанрё – член палаты советников японского парламента) вышел из состава кодана в Камигате и образовал «Ассоциацию кодан в Осаке». В 2017 году прошлое поколение Сандаймэ по окончании Кёкудо Нанрина отделилось и образовало собственную «Ассоциацию Намихая кодан». В следствии, «Ассоциация кодан в Камигате» стала складываться из наследников рода Кёкудо Нандзаэмона, и сейчас мир кодан делится на три ветки:

  • Ассоциация кодан в Камигате (глава – Кёкудо Нандзаэмон)
  • Ассоциация кодан в Осаке (глава – Ёндаймэ Кёкудо Нанрё)
  • Ассоциация Намихая кодан (глава – Кёкудо Нанрин)

Темы

Кодан – это мастерство повествования, где говорят материал, сопровождая его комментариями. Не обращая внимания на то, что по большей части предметом беседы являются исторические события, на протяжении рассказа которых для понимания публики вплетаются новые оценки случившегося, на данный момент предпринимают попытки кроме этого говорить и о политической обстановке, и о теории менеджмента и других хороших от истории темах.

К тому же кодан – превосходная площадка для женских выступлений, и сейчас среди молодых чтецов большое количество дам. Нельзя сказать, что кодан есть процветающим развлечением, но новые тенденции в этом мастерстве появляются .

Сёва-Гэнроку Двойное самоубийство по ракуго (второй сезон)\ Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu Sukerok


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: