Классификации японских мечей

Многие люди знают, что существует много различных видов японских клинков. Но мало кому как мы знаем, что их дробят не только по размеру, но и по вторым чертям.

Классификация по эре

Кото (??) до 1600 года

Кото – это мечи, употреблявшиеся до эры Кэйтё, соответственно созданные до 1600-го года. С возникновением ружей в конце периода Сэнгоку (со второй половины 15 до начала 17 века) методы ведения сражений значительно изменились

Синто (??) 1600 — 1853 гг.

К ним относятся мечи, созданные в эру Эдо за исключением периода Бакумацу (1853-1869 гг.). Эти мечи игрались эстетическую роль, символизируя мирную эру. 

Синсинто (???) 1853 — по настоящее время

Эти практичные мечи изготавливались в течение маленького периода Бакумацу и являлись отражением его политического строя. Кроме этого это имя носят мечи, созданные уже по окончании эры Мэйдзи (1868 — 1912 гг.).

Так, все современные мечи возможно именовать Синсинто.

Деление по длине

Цуруги (?)

Цуруги – это так именуемые обоюдоострые мечи без изгибов, но к ним относят и острые с одной стороны мечи старой Японии.

Тати (??)

Это мечи, каковые были созданы до Средних столетий. Так как мечи были долгие, носить их также нужно было в некотором роде. В то время, когда их лишь начали применять, они приводили к неудобству. Но позднее японцы нашли более эргономичный метод носить их.

Этому времени характерны долгие мечи с глубоким прогибом.

Катана (?)

К катанам относятся мечи длиной более 60-ти сантиметров, клинок носят лезвием вверх, закрепив на поясе. Их время от времени именуют утикатана (???).

Этот клинок, в большинстве случаев, относится к разряду двуручных.

Вакидзаси (???)

Вакидзаси – клинок, протяженность лезвия которого варьируется от 30-ти до 60-ти сантиметров. По Букэ сёхатто ?????(законы для армейских домов 17 века, каковые регулировали судьбе даймё и остальных представителей аристократии самураев) предполагается, что этот вид клинков должны носить в помещении.

У некоторых японских клинков рукоятки обмотаны шнурком из ткани, но на этих двух примерах (да и в целом) они покрыты лаком. Вакидзаси сверху – ветхий клинок без подписи длиной 45 сантиметров.

Его рукоять обёрнута тканью, а сверху покрыта толстым слоем красного японского лака. Клинок снизу – ветхий клинок длиной 45 сантиметров с подписью ?? (Цукияма). Его рукоять обёрнута кожей, которая покрыта тёмным лаком.

В гарде клинков имеется по два маленьких отверстия, в каковые возможно продеть шнур и с его помощью закрепить клинок на руке.

Танто (??)

Танто – одноручный маленький клинок длиной менее 30-ти сантиметров. Говорят, что в прежние времена такие мечи игрались ключевую роль в сражениях между солдатами, каковые носили доспехи. Они были многослойными, а у танто, в большинстве случаев, достаточно широкое лезвие без канавки.

Верхний экземпляр танто имеет длину 25 сантиметров, а гравировка ???? (Нанки сигэкуни) показывает, что это один из клинков раннего синто. На нижнем танто также имеется гравирофка ?? (Канэфуса), что говорит о его принадлежности к ветхим клинкам кото.

У лезвия меча острый широкий финиш, а в поперечном разрезе оно похоже на треугольник.

Парные мечи дайсё (??) 

Дайсё — парные мечи, один из которых долгий, а второй маленький. Протяженность данной обоюдоострой катаны 70 сантиметров; на ней присутствует гравировка ???? (Хидзэн Тадаёси).

ножны и Меч выполнены в одном дизайне с изображением дракона. Протяженность вакидзаси 38 сантиметров, это ветхий обоюдоострый клинок без гравировки.

В этом случае он украшен изображениями львов и пионов. Как правило парные мечи изготавливались набором, вместе с тем считалось приемлемым носить совместно и различные мечи.

Второй пример парных клинков

Первый клинок — вакидзаси длиной 40 сантиметров относится к ветхим клинкам, и на нём нет гравировки. Второй — катана длиной 68 сантиметров с ровной линией узора закалки относится к началу периода клинков синто.

У данного меча нет прогиба, выполнен он вместе с ножнами в едином дизайне, рукоять обёрнута не весьма толстой нитью. Считается, что такие мечи были в моде во время Бакумацу.

Деление по регионам производства

Культура старой Японии отличалась многообразием форм, исходя из этого в оформлении клинков чувствуются черты, характерные для отдельного мастера.

Во времена клинков кото были известны такие места изготовления, как Ямасиро, Ямато, Сосю, Мино и Бидзэн. А во времена клинков синто к ним добавились Сэццу, Мусаси, Кага, Хидзэн, Хокусацу.

В то время, когда наступил период клинков синсинто, производство распространилось на всю территорию страны.

Уже практически не осталось регионов, где не создавали бы мечи; а работы мастеров каждой местности имеют собственные неповторимые черты.

Классификация по форме

Не обращая внимания на фактически аналогичную наружность, мечи различаются по формам.

Прогиб

Совсем прямые мечи фактически не виделись, в любом случае был хоть какой-то прогиб. Он нужен с практической точки зрения: дабы лучше разрезать предметы. Изготавливать такие мечи сложнее, но они и ценятся больше.

Прогиб возможно фактически не виден, а возможно и весьма заметным. Но такие мечи, в большинстве случаев, весьма долгие, и ими не легко руководить.

Части обуха

В случае если финиш меча заостряется вверх, то его именуют иорито. В случае если на финише меча образуются углы, то его именуют мицуто, в случае если верх плоский, то какуто, а вдруг круглый, то маруто.

Примеры кончиков лезвий

На катане с громадным финишем имеется гравировку ???? (Нанки сёкуни) и относится к синсинто. У неё практичное и толстое лезвие, которое именуют тю:сугуха.

Мелкий финиш лезвия, предположительно с гравировкой ?? (Михара), относится к клинкам кото, его лезвие именуется сайсугуха.

Источник: ???????

National Geographic Самурайский меч


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: