Наверное, до изобретения бумаги фигурки также умели складывать, к примеру, из коры либо листьев растений, а сейчас ее удачно может заменить фольга и проклеенная ткань. Но мастерство оригами не имело возможности появиться вне культуры пространства, без письменности и математики, без неспециализированного развития интеллектуальной судьбе.
Как раз тут значение бумаги несомненно.
Складки на поверхности бумаги подобны тайным письменам, каковые появились в один момент с миром вещей. Но осознавать то, что практически лежит на поверхности время от времени выясняется тяжелее, чем разгадывать глубины космоса.
В то время, когда БУМАГИ НЕ БЫЛО
Дабы по преимуществу оценить место, которое в людской культуре занимает скромный бумажный лист, достаточно представить себе фантастический сценарий: новый вирус уничтожает на Земле все запасы бумаги. В одночасье исчезают документы, бумажные деньги, расписания и карты, телефонные книжки.
Сгорают библиотеки и архивы… Не правда ли, это страшная возможность.
К счастью, бумага в чем-то надежнее электронных носителей. Недостаток ей также пока не угрожает. Но было время, в то время, когда бумаги по большому счету не было.
Ее замещали бамбуковые и древесные дощечки, береста, глина и воск для клинописи. Возможно представить себе содержание ежедневника размером с поленницу либо целый воз черепков.
сжатие и Уплощение носителей информации ценилось неизменно. Исходя из этого обладание и появление бумаги секретом ее производства в свое время определяли культуры и историю народов так же, как в ХХ веке открытие ядерной энергии и кибернетики.
ОТКРЫТИЕ БУМАГИ
Современные археологические находки показывают на то, что первая «примитивная бумага» показалась практически за два века до нэ. Идею изготовления бумаги имел возможность посоветовать узкий войлок, производившийся в Средней Азии.
В войлоке произвольно переплетаются шерстяные ворсинки, а в бумаге скручиваются растительные волокна, образуя однородную поверхность. Сырьем для бумаги помогали ветхие ткани, ветхие рыболовные сети, отходы и канаты коконов шелкопряда.
Они размачивались и растирались до образования равномерной кашицы, которая отливалась на плоском и ровном камне, а вторым камнем придавливалась сверху.
Первое упоминание о «настоящей» бумаге покинул изобретатель придворный и китайский сановник Цай Лунь в 105 году н.э. Он внес предложение размельчать растительные волокна вместе с ветошью в каменной ступе, а разбавленную водой жидкую волокнистую массу оцеживать посредством сита.
Главным сырьем для производства бумаги в Китае стали конопля, луб и бамбук шелковичного (бумажного) дерева. Размельченная, растертая и равномерно распределенная на сите суспензия откидывалась на ровные доски, каковые после этого связывались в стопы и укладывались под гнет.
Выровненные и подсохшие страницы разъединялись и совсем досушивались.
Правильный рецепт изготовления бумаги хранился в секрете. Лишь в 610 году н.э. в соответствии с «Японским Хроникам» (Нихонги) буддийский монах Дан Хо научил данной технологии японских мастеров.
Скоро японская бумага превзошла по качеству китайские образцы. Для изготовления бумаги в Японии употреблялась сперва конопля, после этого луб бумажного дерева – «кодзо» (Broussonetia kazinoki), и дикорастущих кустарников «гамби» (из семейства дафны душистой) и «мицумата» (Edgeworthia papyrifera).
Достигнув большой прочности, бумага употреблялась сперва только в священных ритуалах (коробочки «санбо» и конверты «носи»), а после этого для того чтобы, ширм, зонтов, одежды, дверей и окон. До наших дней в Японии сохраняется разработка ручного производства бумаги «васи» (??).
Классические сорта японской бумаги отличаются особенной разнообразием и долговечностью оттенков цвета, орнаментов, вкраплений и тиснений.
В первой половине 50-ых годов VIII века военнопленные китайские бумагоделы выдали собственную тайну арабскому халифу. Самарканд стал новым центром бумажного производства. Из этого оно переместилось в Переднюю Северную Африку и Азию, в первой половине 50-ых годов двенадцатого века пришло в Испанию, в которой на данный момент упорно оспаривается японское первенство изобретения оригами.
Позднее рецепт бумаги попал в Италию, в Центральную и Северную Европу. История сохранила имя одного их первых европейских бумагоделов – нюрнбергского торговца Ульмана Штромера, открывшего бумажную фабрику во второй половине 80-ых годов XIV века.
книгопечатание и Самостоятельное производство бумаги содействовали формированию культуры эры европейского Ренессанса.
РАЗВИТИЕ РАЗРАБОТКИ
В отличие от китайской разработки, в европейском производстве употреблялась ветошь. По окончании брожения и стирки она размельчалась в бумажных мельницах.
В жидкую массу погружалась древесная рама с медной сеткой. Волокна узким слоем слипались и освобождались от воды. Узкие бумажные слои укладывались между кусками сукна либо войлочными пластинами, отжимались на винтовом прессе, просушивались, проклеивались, опять сушились и разглаживались.
В первой половине 70-ых годов семнадцатого века голландцы изобрели размалывающий аппарат – ролл, благодаря которому ускорилось производство бумажной массы. В десятнадцатом веке изменился состав бумаги благодаря французскому физику Рене Антуану Реомюру (1683-1757), что нашёл в 1719 году, что осы из растительных волокон приобретают материал, похожий на бумагу.
В 1845 году саксонский ткач Фридрих Готтлоб Келлер (1816–1895) оформил патент на устройство для истирания древесины.
Сейчас 90% всемирный целлюлозы производится сульфатным методом, с применением щелочи, большей частью из хвойных пород древесины. Волокна освобождаются от лигнина, придающего древесине коричневатый оттенок и прочность.
Не считая целлюлозы в бумагу входят древесная масса, макулатура, тряпье, клей, каолин, мел, тальк, диоксид титана, другие наполнители и гидрофобные вещества, каковые улучшают печатные особенности бумаги, делают ее ровной и прочной.
Во второй половине 90-ых годов XVIII века француз Луи-Николя Робер (1761-1828) запатентовал паровую бумагоделательную машину. За два века усовершенствования автомобилей ширина рулона увеличилась с 0,64 до 9 метров, а скорость производства бумажного полотна выросла с 10 до 2000 метров в 60 секунд.
Вопреки прогнозам о сокращении производства бумаги из-за развития электронных носителей информации за 10 лет по окончании начала компьютерного бума ее потребление в развитых государствах удвоилось. Каждый год в мире производится около 330 млн. картона и тонн бумаги, что образовывает в среднем 50 кг. на каждого обитателя планеты.
В следствии всех этих трансформаций далеко не любая современная бумага, даже в том случае, если на ней написано «для оригами», вправду подходит для складывания.
БУМАГА ДЛЯ СКЛАДЫВАНИЯ
Из всего разнообразия сортов оригамная бумага обязана различаться не столько декоративной и полиграфической красотой текстуры, цвета и орнамента, сколько собственными конструктивными и техническими особенностями. Бумага не должна быть блестящей, потому, что из-за блеска увеличивается утомляемость глаз, а случайные вмятины станут заметнее, сломав общее чувство от завершенной фигуры.
Нужно, дабы с двух сторон лист имел различный цвет либо хотя бы окрашивался лишь с одной стороны, оставляя обратную сторону белой. В противном случае прочтение классических диаграмм, в которых полярные стороны страницы указываются различным цветом, начнёт затрудняться с каждым новым шагом.
Особенно это принципиально важно для начинающих оригамистов, и для предварительного эскизного складывания. Толщина бумаги обязана соответствовать сложности фигуры и размеру листа, а поверхность страницы обязана легко изгибаться, складываться, запоминать складку и поворачиваться на 180°.
К примеру, для страницы размером 20х20 см. толщина бумаги в большинстве случаев образовывает от 60 до 80 гр/м2, для микроскопических фигур нужен миниатюрный и предельно узкий лист, а для огромных скульптур требуется уже дополнительное армирование и прочный картон железными вставками. В более трудоемкой фигуре содержится большее количество складок, плотнее сжимается лист и исходя из этого бумага должна быть уже либо шире, чем у несложной фигурки.
Бумага для оригами обязана владеть длинноволокнистой структурой, высокой проклеенностью и каландрированностью (уплотненностью), благодаря чему она делается эластичной и прочной. Ее надежность возможно проверить посредством особого теста.
Для этого отрезается узкая бумажная лента, около двух сантиметров шириной. Ухватив края и легко натянув полосу, направляться покрутить ее подобно вращению ручки от катушки спиннинга и в один момент подсчитать количество оборотов до разрыва.
Прочная бумага выдерживает более 50 оборотов, а не сильный рвется по окончании 10 оборотов либо раньше. По окончании разрыва страницы пушистые края говорят о присутствии долгих волокон, усиливающих структуру бумаги.
Кроме прочности от бумаги для оригами требуется сохранение формы, как словно бы она сложена из фольги. Для проверки этого качества, нужно, старательно разгладив складку, проверить угол загнутого края.
Хорошей бумагу возможно назвать, в случае если загнутый край остался практически в одной плоскости с главным страницей. В обратном случае рыхлая либо правильнее «пухлая», не хватает уплотненная бумага начнёт пружинить, а фигура развалится в бесформенный комок.
Для особенно сложных моделей время от времени изготавливается ручная бумага, делаются «сэндвичи» из листов бумаги, склеенных с фольгой. Для исключения разрывов в местах многослойных складок поверхность бумаги легко увлажняется.
Для оригами употребляются кое-какие виды упаковочной бумаги, переплетные сорта дизайнерских коллекций а также деньги. Банкноты испытывают ежедневные нагрузки и смогут принимать во внимание эталоном прочности.
Для этого в их состав входят хлопковые и льняные волокна. Придумано множество фигур, каковые складываются намерено из бумажных денег различных государств, причем слова, цифры, текстуры и рисунки употребляются в большинстве случаев для дополнительной декоративной ясности.
Бумага незаменима. Может показаться, что разнообразие современных материалов отводит ей второстепенную роль. В действительности ее уникальность состоит не столько в доступности и дешевизне, сколько в особенном конструктивном свойстве – сочетании большой прочности с одновременной гибкостью нетканого материала, спрессованного из узких волокон, каковые независимо от собственного происхождения, эластичны подобно паутине.
Не считая целлюлозы для производства бумаги употребляются кроме этого синтетические волокна, каковые воспроизводя свойства и текстуру собственной природной предшественницы, придает бумаге влагостойкость и значительную прочность. С 1960-х годов синтетическая бумага производится на простых бумагоделательных автомобилях из полиэтилена либо полипропилена.
В принципе, бумага может изготавливаться из минерального волокна, железной и стеклянной ваты, углеродных нанотрубок. Производится бумага, мешающая горению.
Такая бумага соответствует правилам пожарной безопасности и употребляется для ажурных плафонов, в оформлении рекламных выставочных стендов и современных интерьеров, дополняя их складчатыми формами.
Возможно подметить, что способы складывания должны быть различные в зависимости от вида бумаги. Но из-за чего? Каков механизм складки?
В отличие от ткани, пластика и металла, бумага практически не растягивается, и остается довольно ровной плоской пластиной. В том месте, где пролегает линия складки, волокна еще больше сжимаются и уплотняются. «Заламывание» образует отличие давлений на внешнюю и обратную сторону страницы.
Клей частично разрушается, и волокна освобождаются. На протяжении линии сгиба лист делается мягче и как бы «запоминает» складку, повторяя перемещение в том же месте как рояльная петля.
Вторая обстоятельство появления складки связана с разрушением не клея, а самих волокон. В ровном странице волокна находятся в различных направлениях, а при заламывании часть волокон, расположенных поперек линии сгиба, разрывается, тогда как волокна, направленные на протяжении сгиба, скручиваются подобно пружине, оставаясь целыми.
Имеется и третья, самая частая обстоятельство складки. Бумажный лист не считая волокон, клея и разных плотных добавок содержит в себе воздушное пространство. Иными словами, толщина страницы зависит, в первую очередь, от волокон, каковые армируют лист, располагаясь не в плоскости, а под углом и поперек бумажной пластины.
В то время, когда продавливается складка, на протяжении нее слой бумаги делается уже за счет волокон, каковые уплощаются.
Кое-какие виды полимеров владеют подобным свойством. В месте залома полимерный лист утоньшается и за счет эластичности материала воспроизводит складку при следующем сгибании. «Бигование» возможно применять для увеличения точности складывания из бумаги, картона проклеенной ткани, пластика либо металла.
Для этого на месте будущей складки роликом либо тупым ножом производится уплотнение страницы, похожее на канавку. Складывание бигованного страницы требует намного меньших усилий и осторожности.
Машинное бигование обширно употребляется в производстве и полиграфии картонажной продукции. Смежные грани, образующие ребро жесткости, как и в железном уголке, придают сложенному странице дополнительную устойчивость, за счет чего коробки выдерживают громадные нагрузки и мешают повреждениям упакованных товаров.
Конструктивные особенности бумаги довольно часто воспроизводятся в более соединениях и прочных материалах, а бумага остается незаменимым средством для моделирования кинетических форм в архитектуре, дизайне и в промышленных разработках.
Подводя результат, возможно подметить, что опыт складывания бумаги в различные формы весьма многому научил отечественных дизайнеров и учёных, других инженеров и конструкторов.
И, само собой разумеется, бумага всё еще остается самым лучшим материалом для воплощения людской воображения в фигурки необычного мастерства складывания оригами.