История Вильнюса, как и любого другого города, расположенного на перекрестке торговых дорог, религий и культур, была весьма богата на события. Первые упоминания о нем относятся к XIV веку, в то время, когда Гедимин перенес ко мне столицу Великого княжества литовского, после этого Вильнюс был польским, германским и русским городом.
Его многократно жгли и разрушали, обитателей вырезали и выселяли, пара раз изменялся национальный и религиозный состав населения. В итоге вихрь истории оставил на месте современной Вильнюса богатое мультикультурное наследие, о котором и отправится обращение в сегодняшнем посте.
Как и все города того времени, средневековый Вильнюс являл собой крепость, окруженную со всех сторон высокой стеной, защищавшей от неприятеля. До начала XV века территория Вильнюса ограничивалась стенками Верхнего и Нижнего замков.
Но по окончании Грюнвальдской битвы 1410 года, из-за которой основная внешняя угроза была ликвидирована, ВКЛ стало гегемоном Восточной Европы, и город начал деятельно разрастаться вне крепостных стен. Последующие 100 лет никакие опасности столице княжества не угрожали, но в начале XVI века на востоке на начало набирать силу освободившееся от татарского ига Столичное княжество. В 1503 году для защиты от нового неприятеля литовский князь Александр начал строить новую оборонительную стенке:
// minskblog.livejournal.com
В начале XVII века на участке стенки у бугра Бокшто была выстроена бастея — оборонительное сооружение, складывающееся из башни:
И подковообразного упрочнения, предназначенного для артиллерии:
подкова и Башня были соединены тоннелем, что разрешал оперативно и незаметно перемещаться между объектами:
В следствии бессчётных войн с восточным соседом бастея была уничтожена, а по окончании вхождения Вильнюса в состав России была уничтожена вся оборонительная стенки, на месте бастеи появился пустырь, а позднее — свалка. Восстановительные работы тут начались лишь во второй половине 60-ых годов двадцатого века, к концу 1980-х бастея и часть крепостной стенки на бугре Бокшто были отстроены заново.
В начале 2000-х в городе была заявлена программа Провалившийся сквозь землю Вильнюс в рамках которой планируется реконструкция потерянных и консервация оставшихся исторических объектов. Если судить по строительному инструменту на площадке, реализация программы идет полным ходом:
На подкове висит люлька с рабочими — что-то деятельно реставрируют:
Единственными сохранившимися воротами оборонительной стенки, выстроенной Александром, являются Острые ворота либо, как их еще именуют, Острая брама:
Первое упоминание об этих воротах относится к 1503 году, другими словами ко времени начала строительства стенки. Чуть позднее над воротами был достроен аттик и фасад, декорированный гербом Литвы, поддерживаемым двумя грифонами:
Конкретно над воротами находится ниша с изображением Христа:
В первой половине 50-ых годов XVIII века над воротами со стороны города была выстроена каменная часовня:
Считается, что она была выстроена специально для иконы Богоматери , которая сейчас именуется Остробрамской:
Изнутри стенки часовни покрыты обетными дарами — разными предметами, приносимыми в дар всевышнему по обету, для исцеления либо выполнения какого-либо жажды:
В Остробрамской часовне это по большей части серебряные пластины с изображениями сердец, распятий, молящихся людей и выгравированными на них надписями:
Народная тропа ко мне не зарастает, икона считается покровительницей и защитницей города:
В первой половине 90-ых годов двадцатого века Остробрамскую часовню посетил папа Иоанн Павел II:
Остробрамская часовня соединена галерей с костелом св. Терезы:
Нынешнее строение костела было выстроено в середине XVII века при монастыре кармелитов:
В визитёра встречают пышные интерьеры в стиле барокко:
Первое время попасть в Остробрамскую часовню возможно было лишь через основной вход костела, что был частью комплекса монастыря , исходя из этого вход для дам в том направлении был закрыт. Позднее со стороны Замковой улицы выстроили отдельный вход, и галереей смогли пользоваться все желающие, независимо от пола:
Фронтон верхнего яруса украшен барельефом, изображающим святую троицу — всевышнего отца, святого духа и бога сына: