Вторая Италия. Источник: Вторая Италия. Создатель: Вторая Италия
Парма не входит в число необходимых маршрутов по Италии, и туристы ко мне заглядывают редко. А напрасно!
Как раз на данный момент тут обширно празднуется 200-летний юбилей Джузеппе Верди.
Данный маленький итальянский город был основан еще в 183 году до н. э. У многих людей Парма ассоциируется со известным романом Стендаля, неординарными по красоте пармскими фиалками либо с одноименным ФК. Любители гастрономических наслаждений отыщут в памяти о легендарном сыре «пармезан» и пармской ветчине, и о известном вине ламбруско.
В действительности Парма — город музыки. Как раз тут творили композитор Джузеппе Верди и дирижер Артуро Тосканини.
Под звуки музыки
Вторая Италия. Источник: Вторая Италия. Создатель: Вторая Италия
Страно, но великий итальянский композитор Верди официально появился во Франции. В то время маленькая деревушка Ле Ронколе была частью Первой Французской империи.
В соответствии с местной легенде 10 октября 1813 года, в то время, когда праздновали сутки покровителя Ронколе святого Доннина и везде раздавалась музыка, ребенок показался на свет под звуки местного оркестра.
Дом, где появился Верди, замечательно сохранился. В более чем скромной каменной постройке XIX века, кроме жилых помещений, размешались и загон для скота, и гостевые помещения, и конюшня: папа держал постоялый двор.
Во времена Верди эта деревня была серьёзным пунктом на пути между Миланом и Пармой, так что постоялый двор приносил пускай и небольшой, но стабильный доход. Рядом с домом — церковь Святого Архангела Михаила, где крестили Джузеппе.
Вам продемонстрируют запись о его рождении в церковной книге, и орган, на котором мелкий мальчик упражнялся под управлением деревенского органиста.
«Медведь» из Буссето
Вторая Италия. Источник: Вторая Италия. Создатель: Вторая Италия
В десятилетнем возрасте Верди переехал для учебы в Буссето: на одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый страстный любитель и торговец музыки. Барецци играл на нескольких духовых инструментах, управлял местное Филармоническое общество и у себя дома устраивал концерты оркестра.
А юный Верди переписывал ноты, делал обработки, разучивал партии со слепым альтистом, играл на барабане и скоро начал писать танцы и марши. Игре на духовых его обучал Барецци, композиции — Франческо Провези, композитор, поэт, дирижёр и церковный органист оркестра Буссето, а фортепиано Джузеппе овладел по самоучителю.
На главной площади, которая носит имя композитора, установлен монумент Верди. Тут же высится монументальное строение муниципальный крепости. Сейчас тут Оперный театр и муниципалитет имени Верди.
Мелкий, всего на 200 мест, он открыл собственные двери во второй половине 60-ых годов девятнадцатого века постановкой «Риголетто». В честь маэстро дамы пришли на премьеру в зеленых платьях, а мужчины — в зеленых галстуках (verde — значит «зеленый»).
Сам композитор в данный театр ни при каких обстоятельствах не заходил. Да и по большому счету, человеком он был замкнутым, за что и взял прозвище «медведь из Буссето».
Любопытным туристам рекомендуем посмотреть в капеллу Троицы, где во второй половине 30-ых годов XIX века Джузеппе Верди обвенчался cо собственной первой женой Маргеритой Барецци, и Национальный музей Верди, что находится в доме, некогда принадлежавшем отцу Маргериты Антонио Барецци. Кроме писем Верди императрице Марии-Луизе, афиш к операм, личных вещей и записок композитора, тут сохранился древний рояль, на котором юный Джузеппе преподавал уроки игры на фортепиано собственной будущей супруге.
В Буссето стоит посетить кроме этого Палаццо Орланди, выстроенное в стиле неоклассицизма архитектором Джузеппе Кавалли, где маэстро жил со своей второй супругой — оперной дивой Джузеппиной Стреппони. Тут он, например, написал оперы «Луиза Миллер», «Стиффелио» и «Риголетто».
Наконец, всего в получасе езды находится вилла Сант’Агата (Вилланова-на-Арде, Пьяченца), которую Верди купил во второй половине 40-ых годов XIX века. Для визитёров открыто южное крыло, где возможно взглянуть кабинет композитора и апартаменты семьи.
На территории виллы замечательно сохранились винодельня и сад: дабы попасть ко мне, нужна предварительная запись (дом и прилегающая территория находятся в частном владении).
Красивая Парма
Вторая Италия. Источник: Вторая Италия. Создатель: Вторая Италия
Неповторимый барочный древесный театр Фарнезе.
Парму возможно назвать пешеходным городом: в центре публичный и персональный транспорт под запретом. Тут находится множество монументов романской архитектуры, древних замков, один из старейших университетов Италии.
Одно из самых впечатляющих сооружений — грандиозный барочный древесный театр Фарнезе. Выстроенный во второй половине 20-ых годов семнадцатого века, он разместился между первым и третьим этажами Палаццо-делла-Пилотта.
Проект театра, прототипом которого послужил театр «Олимпико» в Виченце, создал выдающийся архитектор Джованни-Баттиста Алеотти. Громадный зал, что единовременно имел возможность разместить 4000 зрителей, необыкновенные многоплановые кулисы, колонны и изящные пилястры, балюстрады и старинные скульптуры — театр восхищает собственной неповторимой атмосферой и красотой.
В первой половине 40-ых годов XX века на протяжении бомбардировки он был уничтожен и по сей день всецело восстановлен, действительно, с нарушением акустики. По проекту театра Фарнезе были выстроены Громадный театр в Берлине, и «Муниципальный аудиториум» в американском Сент-Луисе.
Палаццо-делла-Пилотта — отличный пример ренессансной дворцовой архитектуры — был возведен на протяжении правления герцога Фарнезе. Причудливая планировка сооружения напоминает умный лабиринт из помещений, переходов, внутренних двориков.
Собственный наименование дворец взял в честь баскской игры «пелота». Данной древней забаве пармская знать предавалась в особом дворике резиденции. Во дворце Пилотта герцог Фарнезе устроил что-то наподобие культурного центра: тут размешались личная коллекция картин, театр и библиотека.
на данный момент в залах дворца открыты Национальная галерея и Археологический музей. В первом возможно заметить коллекции монет и артефакты из древнеримских раскопок, а во ?второй — работы Пармиджанино, Тинторетто и Леонардо да Винчи.
На Пьяцца дель Дуомо находятся основной собор города, Епископский дворец и Баптистерий. Собор — прекрасный пример падуанского романского стиля — был выстроен на месте языческого храма еще в IV либо V веке, но был стёрт с лица земли сильнейшим пожаром.
Нынешнее строение собора было возведено в первой половине 70-ых годов XI века, и до сих пор на его стенках и на фасаде баптистерия сохранились барельефы византийской эры. Основное богатство в собора — потрясающая фреска Антонио да Корреджо «Вознесение Девы Марии», которая занимает целый центральный купол храма.
Сохранилось в соборе и пара скульптур работы Бенедетто Ангелами, а в подземном помещении возможно заметить раннехристианские мозаики IV–V столетий. Пармский Баптистерий (XII век) — знак города.
За собственную продолжительную историю он подвергался бессчётным переделкам, нетронутой осталась только его восьмиугольная форма. При постройке употреблялся мрамор с романтическим заглавием «Веронская роза»: его поверхность меняет собственный цвет в зависимости от освещения.
В Баптистерий кроме этого богато украшен: на нижних ярусах — резьба по камню и барельефы со символами Зодиака, выше — фрески на библейские темы. В центре — купель XIII века.
Лучшим архитектурным примером ренесанса считается церковь Сан-Джованни Еванджелиста, залы и фасады которой покрыты росписью Корреджо и Пармиджанино XV века. Кстати, аптека на территории аббатства трудится с 1201 года.
До недавнего времени ею руководило семейство потомственных фармацевтов Гардони, но сейчас ее выкупило государство и устроило тематический музей.
Вторая Италия. Источник: Вторая Италия. Создатель: Вторая Италия
Скульптуры колумбийца Фернандо Ботеро на улицах Пармы поражают воображение.
Одна из основных музыкальных сцен города — муниципальный театр Реджио, либо Королевский театр оперы и балета Пармы. Многие певцы уверены в том, что иметь успех в «Парме», существенно тяжелее, чем кроме того в легендарной Ла Гор.
Примечательно, что сначала театр именовался Teatro Ducale, другими словами Герцогский театр. Он был сооружен по желанию Герцогини Пармской Марии-Луизы (проект архитектора Никола Беттоли) в первой половине 20-ых годов XIX века, на месте бывшего монастыря Святого Алессандро.
Праздничное открытие нового театра прошло в 1829-м оперой Беллини «Заира». Вся история этого оперного дворца тесно связана с именами Верди и Тосканини, уроженца Пармы.
Начиная с 2004 года, в театре каждый год проводится фестиваль Верди, не смотря на то, что при жизни Верди Парма недолюбливала композитора (возможно, с подачи Марии-Луизы) и обычно отказывала ему в постановках на данной сцене. Но по окончании смерти маэстро был создан мемориал Верди (архитектор Ламберто Кюзани), он находится в саду перед дворцом Пилотта.
В память о богатых театральных традициях в Парме открыт Музей музыки. Тут сохраняются и письма Верди, и портреты солистов; гостям демонстрируют макеты декораций, театральные автомобили, воспроизводившие грома и звуки дождя, древние оригинальные афиши и музыкальные инструменты пьес.
Еще одно необходимое место для любителей хорошей музыки — музей выдающегося дирижера Артуро Тосканини, где сохранилась вся прижизненная ситуация.
Редакция благодарит Организационный комитет Года туризма Италии в Российской Федерации 2013–2014 и лично Дарью Клименко за организацию поездки.
Парма, Италия
- Авиаперелет — 3 часа;
- Отличие во времени: — 3 часа;
- Получение визы: от 5 рабочих дней;
- Цена: ночь в гостинице 3* — от 60€ на двоих;
- Валюта: евро (EUR), 1€ = 43,8 руб.
Что еще взглянуть
Монастырь Парадинья (Certosa ниссан блюберд, его еще именуют Аббатство Вальсерена) в 7 км к северу от Пармы, предполагаемый прототип Пармской обители, обрисованной в романе Стендаля.
Что попытаться
В Парме находится Академия Барилла — самая респектабельная кулинарная школа в Италии. По окончании обучения (300€ в сутки) выдается сертификат.
Виза
В рамках Года туризма Италии в Российской Федерации для оформления бесплатной визы совместно со заявлением и стандартными документами необходимо дать билет на одно из планируемых культурных мероприятий (см. ru.italiagodturisma.com).
Как добраться
Самолетом до Болоньи, потом по железной дороге до Пармы. Время в пути — 1 час (поезда ходят каждые 20 мин.), цена билета — 5€.