Царские дачи

В случае если делать выводы о городах по фонтанам, то «купеческая» Москва, со снопами в руках статных позолоченных селянок на ВДНХ либо церетелиевскими конями, очевидно проигрывает культурной столице — Санкт-Петербургу. Например, Петергоф.

Царские дачи. Источник: Царские дачи. Создатель: Царские дачи

Царицын павильон находится среди пейзажного Колонистского парка, на берегу Ольгиного пруда. Источник фото: архив издания.

Представленные в ассортименте нимфы, герои и боги, многие из которых по задумке авторов рвут какому-нибудь несчастному животному пасть, щадя, но, моргалы (самый известны лев и Самсон работы Михаила Козловского), имеют древний вид, не смотря на то, что и ничем античности не обязаны. Над ними также, возможно, начитанные пораженцы когда-то смеялись как над некрасивым новоделом, но было это весьма в далеком прошлом: ветшайшие фонтаны «Ева» и «Адам» установлены в 1718-м, легендарный Громадный Каскад с нами с 1723 года.

Столетия добавили монументам старого величия — ну, как эта пафосная формулировка применима к столь весёлому, по определению, объекту, как фонтан. Всего их в Верхнем Саду и Нижнем Парке насчитывается 150 (а каскадов — пять).

Чтобы налюбоваться струями и фигурами во плеске и всём блеске, имеется суть отправиться в Питер в наше время же в пятницу. 14 и 15 сентября (начало в 21.00) в Петергофе будет отмечаться праздник фонтанов «Ода отечеству», посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Кроме придворного бала, обещают костюмированные сражения, Бородинскую битву а также (возвращаясь к теме непростых взаимоотношений между главными русскими городами, каковые обречены на сравнения) пожар в Москве под пламенную музыку Хачатуряна.

Но, фонтаны — это, так сообщить, основной петергофский аттракцион и только нарядно-светское сооружение (первым экскурсоводом тут часто выступал Петр Великий, законно гордый своим детищем). В случае если вас, например, тревожит домашний царский быт (и недочёт идей по части оформления загородного дома), то езжайте на расположенный тут же рядом Ольгин пруд, в музей на двух островах, объект более комфортный и менее туристически-намоленный.

Николай I, начавший царствование с подавления восстания декабристов и в будущем правивший жестко (цензура, политический сыск, расправа с мятежниками в Венгрии и Польше), был наряду с этим не чужд красивому и весьма обожал собственную семью. Оба эти качества нашли радостное отражение в постройке на островах двух павильонов, один из которых («Царицын») Николай подарил жене Александре Федоровне, а второй («Ольгин») — дочери Ольге, к ее свадьбе с принцем Карлом Вюртембергским.

Подолгу жить в павильонах, выстроенных по проекту Андрея Штакеншнейдера и задуманных как дачи, не предполагалось.

Прогуливаясь по мосткам с острова на остров, экскурсовод много поведает вам о бытовой умеренности Николая I (в подтверждение будет предъявлен его кабинет, вправду по местным меркам достаточно скромный), но это не тот случай, в то время, когда слушатель с радостью верит и на все кивает. На ни в чем не повинных родных спартанские замашки правителя не распространялись. «По окончании обедни отец подарил мамА новый Царицын остров, — писал сын Николая князь Константин. — На нем греческий дом, с пропастью фонтанов, разные разности и пергола, что в действительности чудесно — но оно стоит миллион двести тысяч».

В числе «разностей» самая полезная и старая — украшающая пол в столовой мозаика I века до нэ, некогда найденная на протяжении раскопок на руинах Помпей. Фактически, и стиль, в котором выполнены интерьеры, именуется «помпеянским».

В то время как главная фишка павильона — римский атриум. Это расположенный в центре строения и наполняемый дождевой водой квадратный бассейн. Он укрыт стеклянным колпаком, что при необходимости до сих пор исправно раздвигается — однако необходимости таковой, в виду сомнительности состава нынешних ценности и осадков домашней утвари, не приключалось, возможно, уже давно.

Кроме бессчётных скульптур (среди них самая эффектная — «Молящийся мальчик», что религиозные мысли навевает не особенно, а вот на внимание активизировавшихся по осени чиновников-цензоров очевидно напрашивается), при павильоне имеется сад, засаженный розами как раз тех сортов, что были в европейской моде в середине XIX века. Не такие броские, как случаются на Рижском рынке, но благородство запаха — да, не вызывает сомнений.

В случае если, следуя вызывающему большие сомнения примеру второстепенного персонажа «Двенадцати стульев», мещански прикидывать, каково бы вам жилось в этих хоромах, то склониться стоит скорее к варианту «Ольгиного павильона». Дом вдохновлен архитектурой Неаполя, самую малость через чур нарочитым «помпеянским» стилем не грешит, и, в общем, быстро разрешает представить, что на этом диванчике хорошо бы прилечь, за тем столом отобедать, а из серебряной бульотки работы ювелира Карла Одио плеснуть себе чего-нибудь.

Петергоф

  • 45 мин. от Балтийского вокзала Петербурга либо 30 мин. на метеоре от пристани у Эрмитажа;

  • билеты в парк и музей: 350 руб.

  • Редакция благодарит компанию www.oktogo.ru за помощь в подготовке материала.

    Сечин: новые виллы, горный курорт и царская охота главы «Роснефти» | Расследование ЦУРа | ENG SUB


    Читать еще…

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: