Полтора часа в гору по крутому склону — расстояние тяжелое для европейца, но совсем привычное для непальца. До тех пор пока я тащила наверх собственный портфель и, обливаясь позже, поминутно останавливаясь и опустошая собственные запасы воды, меня обгоняли дети в школьной форме, дамы с младенцами на поясницах и старики в обнимку с козами.
Я шла от Бесисахара — безликого непальского города, затерянного среди Гималаев, куда меня за четыре часа довез тряский автобус из туристической Покхары. Ну а конечной целью являлась деревня Гауншахар, возвышавшаяся над Бесисахаром на большом растоянии в горах…
Среди множества непальских сёл, рассыпанных по гималайским склонам цветными узорами, Гауншахар выделяется несколькими чертами. Во-первых, в одной из его точек, в случае если повезет, возможно словить хоть и небыстрый, но все же рабочий вай-фай.
Во-вторых, у местных детей имеется все шансы на приличное и бесплатное начальное образование. А в-третьих, чужестранцы наподобие меня, карабкающиеся мимо загонов с буйволами и жилых лачуг, не вызывают у местных обитателей ни удивления, ни излишне настойчивого любопытства: зарубежные инопланетяне навещают Ганшахар друг за другом.
Всем этим — и не только — Гауншахар обязан одному собственному обитателю, к которому, фактически, я и направлялась: тридцатилетнему Шамстеру Тапе. Шамстер, что уже не первый год трудится над улучшением судьбы в родной деревне, завлекает на помощь добровольцев-путешественников, каковые с радостью готовы обменять пара часов собственного труда и скромные финансовые взносы на опыт судьбы в настоящей непальской деревне.
// natasha-be-ok.livejournal.com
Пожить в горной тишине среди гималайских вершин, понаблюдать за классической, практически не изменяющейся из века в век, судьбой непальских крестьян, покушать несложной деревенской еды и, наконец, учавствовать в хороших делах — это предложение показалось занимательным и мне. На путешествие по Непалу у меня был отведен весь месяц, так что выделить пара дней волонтерскому труду я имела возможность без каких-либо жертв.
С Шамстером я списалась через портал Workaway — относительно новый проект, посвященный поиску волонтёрских проектов и подработки за границей. И, взяв отклик, практически сразу же отправилась в Гауншахар из Покхары, в которой в течении дней 10 предавалась праздному безделью.
По окончании изнурительного подъема деревня Гауншахар встретила меня пейзажем, что, без сомнений, стоил утомившихся ног. Горные склоны, покрытые сочной россыпью и весенней зеленью далеких сёл. Муниципальные крыши Бесисахара на большом растоянии внизу.
А далеко, на горизонте, — заснеженная громада Аннапурны, врезающаяся в небо на высоту более чем на восемь тысяч метров над уровнем моря. // natasha-be-ok.livejournal.com
Среди этих видов, хороших возведения элитного курорта с пятизвездочными отелями (происходи дело где-нибудь в Европе либо в Соединенных Штатах), и течет размеренная сельская судьба.
Обитатели непальских сёл слабо избалованы благами современности. Так как электричество тут имеет свойство систематично пропадать на продолжительные часы, еду в сельских зданиях готовят в основном на огне и только рис стараются успеть наварить в промышленных масштабах посредством рисоварок.
С городами деревни соединены разбитыми витиеватыми дорогами, проехать по которым решится не каждый смельчак. Автомобилей в сёлах нет — только один-два внедорожника на всю округу, каковые, кряхтя, спускаются в город за печеньем, соками другой негромоздкой провизией.
А один-два раза в сутки по дорогам курсируют дряхлые автобусы. Перегруженные сельчанами с их закупками, курами и козами, автобусы ползут по грунтовым серпантинам так медлительно, что пешими тропами добраться до точки обычно получается куда действеннее. // natasha-be-ok.livejournal.com
Старенький автобус радостной раскаски — единственное средство публичного транспорта, соединяющее Гауншахар с внешним миром, курсирующего всего ежедневно.
Но возвратимся к моей истории. Шамстер — деревенский активист, с которым мне предстояло иметь дело — занимается проектами по усовершенствованию деревенской судьбе уже пятый год.
Пара лет Шамстер провел в Бельгии, трудясь кассиром в супермаркете за сказочные для непальца деньги. Но, как и многие крестьяне, Шамстер был, первым делом, человеком собственной почвы.
дружное сообщество и Родная деревня неумолимо тянули его назад из развитых государств… Возвратившись, Шамстер с рвением принялся использовать на родине идеи и знания, почерпнутые на Западе.
Под его управлением в деревне Гауншахар показался компьютерный центр и интернет; дети обучились бегло изъясняться по-английски благодаря регулярному общению с добровольцами из-за предела. А к моменту моего прибытия тут близилось к завершению возведение новой школы, к облагораживанию которой предстояло и мне приложить собственную руку.
Один из корпусов школы, выстроенной волонтерскими упрочнениями. Круглое помещение предназначено для уроков с самыми юными учениками, каковые будут рассаживаться прямо на устланном коврами полу около учителя.
Маленькая школа из четырех помещений и двух пристроек, рассчитанная на три-четыре десятка учеников, предназначена для детей, чьи родители не в состоянии оплачивать взносы за учебу в простой национальной школе. Да, как это ни безрадосно, в Непале в национальных школах за учебу принято платить.
И путь речь заходит о совсем маленьких суммах (7-10 долларов в месяц) — многие крестьянские семьи, живущие, большей частью, на одном натуральном хозяйстве, не смогут позволить себе и такую роскошь.
Сельская девочка.
Новая школа откроется на всецело бесплатной базе. Заработную плат преподавателям будут выплачивать из волонтерских взносов, пожертвований от зажиточных семей Гауншахара и предполагаемых спонсоров из-за предела.Школе Шамстер собирается придать национальный колорит, что покажет себя и в круглых домиках-классах, и в пестрой школьной форме, и в ожидаемой направленности уроков.
Вот такая необыкновенная школьная форма в национальном стиле.
Добровольцы в доме у Шамстера бывают неизменно. На время моего нахождения в Гауншахаре компанию мне составил бельгиец Томми (преподаватель музыки, режиссер-актёр и документалист в одном флаконе), француженка Элуди и американец с романтическим именем Тристан, сносно владевший непальским языком и игравшийся на мандолине на эйфорию окрестным ребятишкам.
Размещались мы в одном доме с Шамстером, его женой и двумя детьми. Нахождение в этих скромных пенатах обходилось нам не безвозмездно: за жилье и еду мы отдавали по 600 рупий (около 6 долларов) в сутки.
Куда шли эти деньги, вопросов не появлялось. Благодаря взносам покупались стройматериалы, нанимались опытные рабочие из окрестных сёл, оплачивались мероприятия для детей…
Сам Шамстер и его семья жили через чур неприхотливо, дабы их возможно было хоть как-то упрекнуть в коммерции.
Дел для добровольцев к моменту моего приезда оставалось мало: строительные работы были уже закончены, и нам предстояло только расставлять по классам немногочисленную мебель, разравнивать почву под игровую площадку, устилать полы коврами и делать другие нехитрые действия по облагораживанию будущей учебной территории. На неспешный труд нам было отведено четыре часа в сутки — с девяти часов утра до часу дня. // natasha-be-ok.livejournal.com
За работой — разравниваем площадку перед школой.
Кормили нас сытно, вкусно и просто. Неизменным блюдом изо дня в сутки был дал бат — король непальской национальной кухни, воображающий собой щедрую порцию риса, чечевицы со специями и всевозможных овощных карри.
На данной скромной низкобелковой диете, которая разбавляется только яичницами и лепёшками по утрам, и живет большая часть непальцев. чечевица и Рис много — очень надежный и легкоусвояемый источник энергии, что, по заявлениям местных, и оказывает помощь горцам бегать по горам вверх-вниз с перегруженными корзинами на поясницах.
Но, увы, дефицит белка не имеет возможности не сказываться на их фигурах: в отличие от западных горцев, известных высоким ростом и мощными плечами, непальцы в большинстве собственном — народ приземистый. // natasha-be-ok.livejournal.com
Полных людей в горах Непала повстречать тяжело: через чур много перемещения для приобретения лишнего веса. Но худоба тут не в почете — по крайней мере, среди старшего поколения.
И неотъемлемой женских костюмов являются платки, толстыми слоями намотанные около талии: так или подчеркивается существующий животик, или создается иллюзия его наличия.
В один из дней нам предстояло примерить на себя роль зарубежной делегации в соседнюю деревню, пребывавшую в трех часах ходьбы от Гауншахара. То было еще одно поселение, к облагораживанию которого Шамстер приложил собственную руку.
Тут кроме этого была возведена школа подготовительных классов — совсем несложная, конструкция которой представляла собой пара шалашей из шифера на бамбуковом каркасе. Но для обитателей деревни и такая школа — радость: на данный момент для получения базисных знаний дети шести-восьми лет вынуждены больше часа шагать до ближайшей школы для учеников начального возраста. // natasha-be-ok.livejournal.com
Один из корпусов новой школы.
Преподавать в школе будут только три учительницы — уроженки деревни. Помимо этого, Шамстер планирует в будущем завлекать ко мне добровольцев, каковые будут заниматься с детьми практикой и творчеством английского.
Фактически, как раз чтобы обитатели деревни поверили в существование добропорядочных чужестранцев, готовых забраться в непальскую глушь, мы и проделали многокилометровый путь по горам.
Сельские виды.
Пожалуй, никто из нас еще не ощущал себя такой важной персоной, как в том месте, в деревне, не избалованной гостями из-за предела. Учительницы из строящейся школы с гордостью водили нас от одного сельского дома к второму, откуда поглазеть на нас вываливались матери с младенцами на поясницах, дети и старики.
Это — чужестранцы! — с важностью воображали нас отечественные экскурсоводы. Они будут приезжать в отечественную новую школу и учить отечественных детей!.
А сельчане качали головами: Нет у нас денег на новую школу…
Как бы то ни было, восхищение, что мы позвали у местной ребёнка, стоил утомившихся от дороги ног. Дети следовали за нами вереницей, которая от дома к дому становилась все дольше.
А так как изучению английского в непальских школах уделают большое количество внимания, общение с ними не доставляло особенного труда.
Американец Тристан разучивает с сельскими детьми народную песню.
***
Жизнь в деревне протекала страно легко и неспешно, с подъемами утром и отбоем в восемь-девять часов вечера, практически сразу после ужина. Физический труд в первой половине дня и медитативное любование горами во второй — таково было отечественное нехитрое расписание.
Отдых между работой.
Обитатели Гауншахара, привыкшие к добровольцам, не изнуряли нас излишним любопытством — разве что мелкие дети время от времени действовали на нервы, навязчиво требуя шоколад либо печенье. Так что мы имели возможность нормально и подолгу бродить по горным склонам вверх и вниз среди домов, замечая за течением сельской судьбе.
Общаясь с сельчанами, я легко осознавала, из-за чего как раз Шамстер в свое время отказался от возможностей европейской судьбе, возвратившись обратно в непальскую бедность и нелегкий крестьянский быт. Через чур уж быстро должны были контрастировать реалии запада с покоем, чувством и красотой сплоченного сообщества, царившего в горной деревне.
***
Я покинула Гауншахар 7 апреля, направившись вначале в шумный и пыльный Катманду, а оттуда — в Москву (которая по окончании непальской столицы думается не таковой уж и суетной). Спустя чуть более, чем через 14 дней, по Непалу ударило сокрушительное землетрясение.
Гауншахар не пострадал. Его обитателям повезло куда больше, чем тысячам вторых непальских сельчан, чьи кровы засыпало камнями и чьи дороги всецело отрезало от внешнего мира.
Должно, сейчас поток добровольцев в эти прекрасные края иссякнет. Те самоотверженные путешественники, что еще не покинули Непал, отдают собственные силы на более срочные проекты: на восстановление уничтоженных строений, на сбор гуманитарной помощи и на медпомощь сотням пострадавших.
Волонтерский проект в Гауншахаре, в котором принимала участие я, не был ни тяжёл, ни жизненно нужен. Добровольцы прибывали в Гауншахар, первым делом, для себя: в то время, когда ты индефицируешь себя как искателя приключений и заядлого путешественника, тяжело отказаться от таковой опции, как жизнь в горной глуши среди национального колорита.
И, если бы Непал не нуждался бы на данный момент в второй помощи, я бы многим дала совет бы попытаться такую жизнь — с ранними подъемами, с горными видами и с нетрудным, но, в неспециализированном-то, в полной мере добропорядочным трудом.
Maybe sometimes later.