Словения: триглавский парк

Одна голова прекрасно, а две — мутация. (рунет)

А три головы совсем уж совершенно неприемлемо. Но при Триглавского национального парка, три вершины-главы — это прекрасно.

Расположен парк в самом углу Словении, в месте, где сходятся три (!) границы: фактически, Словении, Италии, и Австрии. Отечественное путешествие по бывшей империи уже перевалило за середину, и не смотря на то, что занимательного и необыкновенного насмотрелись в пути, но в национальном парке еще не были.

// andreev-org.livejournal.com

Парк находится в Юлианских Альпах (Julian Alps), названных в честь Гая Юлия Цезаря, основавшего тут римскую провинцию. самая высокой горой Юлианских Альп есть отечественный мутант Триглав (2864 метра).

Словенцы верят, что три его пика — это стражи воды, воздуха, и почвы. Более того, ты не можешь принимать во внимание настоящим словенцем, в случае если ни разу не поднялся на Триглав. Нет, гражданство на вершине не раздают, лишь моральное удовлетворение :)

Кстати, наибольшее число словенцев не считая самой Словении живёт в Соединенных Штатах, например, нынешнюю первую леди Меланью Трамп. Не знаю, забиралась ли Меланья на Триглав, но в Штатах встала высоко.

Эргономичнее всего в парк приезжать на машине. Как не забываю, имеется и достаточно регулярные туры из Любляны и Бледа. Но передвижение на автобусе не позволит полностью почувствовать крутизну дороги, ведущей к перевалу Vrsic Pass.

24 поворота вверх, 26 — вниз, все пронумерованы. Это не плавные, широкие дуги, а достаточно резкие, острые зигзаги. Водителю нужно будет потрудиться, а на помощь придет брусчатка. Ею выложены углы поворотов для лучшего сцепления колес с дорогой.

Зимний период эта дорога через парк закрыта.

В Триглав мы попали с севера, через деревушку Kranjska Gora (лыжный курорт). На выезде возвышалась статуя популяризатору альпинизма и местному священнику, Якобу Альянжу.

С его подачи были выстроены горные убежища-хатки, организованы пешеходные маршруты, и самое громадное достижение — воздвигнута башня на вершине Триглава, Альянжев столп. Как раз рядом с ней становятся настоящими словенцами, а альпинисты, в первый раз забравшиеся ко мне, приобретают на счастье три символических удара веревкой по ягодицам :)

Перед подъемом в горы, прямо у дороги находится прекрасное альпийское озеро Jasna с зеленой водой прекрасного оттенка.

Цвет делают водоросли. Пара десятилетий назад, один сердобольный турист выпустил в озеро целое ведро привезенной откуда-то живой рыбы. Триглавские озера маленькие, у них нет замечательных входящих и выходящих протоков. Рыбы появились в ловушке.

Скоро, хрупкая экосистема была нарушена. Рыба сожрала всех пресноводных креветок, каковые, со своей стороны, столетиями питались зелеными водорослями.

По окончании поворота #8, отмеченного маленьким водопадом, расположена Русская часовня (машину комфортно покинуть чуть дальше, по правой стороне). Да и вся дорога до перевала Вршич известна тут как Ruska cesta (Русская дорога).

И часовня, и дорога выстроены русскими пленными на протяжении Первой Мировой.

К началу XX века территория современной Словении принадлежала Австро-Венгрии. На протяжении Первой Мировой тут, на славянских почвах Австро-Венгерской империи, проходили большие армейские операции, начало которым было положено в 1915 году, с момента вступления в войну Италии, которая желала совершить большие территориальные трансформации за счёт Австро-Венгерской империи.

А откуда у австро-венгров были русские военнопленные?

Самая первая большая партия русских пленных была захвачена армиями Двуединой монархии еще в 1914 году в следствии сражений в Польше и на Карпатском фронте. По мере наступления армий на Восточном фронте, русские военнопленные разделяли участь собственных боевых друзей впредь до начала марта 1918 г., до тех пор пока Брестский мирный соглашение (Бресткий мир) не закончил участие России в войне.

Что означало выход и поражение Советской республики из Первой Мировой.

По большому счету говоря, Первая мировая, по сравнению со всеми прошлыми вооруженными конфликтами, заняла печальную пальму первенства по численности пленных. Так, в русской армии утраты военнопленными с августа 1914 г. по декабрь 1917 г. составили более 3,4 миллионов человек.

Из их числа 60% пленных находились в Австро-Венгерской империи.

В целом, выживаемость среди военнопленных была большая. Самым страшным временем для пленного был момент конкретно пленения, на протяжении которого они подвергались ожесточённым избиениям.

После этого пленных доставляли в лагеря, в которых условия были достаточно приемлемы (намного лучше чем на протяжении Второй мировой), по большей части благодаря упрочнениям инспекций и Красного Креста нейтральных государств.

По окончании объявления Италией войны, словенские почвы Крайна и Горишка появились в прифронтовой территории. Австрийское военное руководство отдавало себе отчет в том, что оно не сможет удачно оборонять котловину около Бовца (территория современного национального парка Триглав) без обычного снабжения фронта.

Исходя из этого было решено выстроить горную дорогу от Краньскои Горы до равнины реки Сочи через перевал Вршич, куда до сих пор вела только временно проложенная горная тропа. В июле 1915 года в Краньску Гору привезли более 5000 русских пленных, расселившихся в деревне.

Позднее привезли еще, как минимум, вдвое больше.

Кроме строительства дороги на Вршич, они принимали участие в прокладывании армейского водопровода, канатной дороги, осуществляли разные земляные работы, строили мосты и виадуки, тесали камень. Жили в бараках прямо на склонах горы.

Их судьбы уносили не только голод, заразные и холод заболевания, но и множество аварий и несчастных случаев на постройке, при взрывах, и других трудных работах.

Штатские местные жители и строители, прекрасно знавшие капризы местных гор, неоднократно давали предупреждение управление о громадной опасности схода снежных лавин в окрестностях дороги, в особенности по окончании обильных осадков, либо на протяжении весеннего таяния снега.

Зима в тот год запоздала. Снегопад начался в первых числах Марта. Снег падал громадными хлопьями — метель не прекращалась пара дней. Военное руководство потребовало от пленных, дабы они беспрерывно расчищали дорогу, дабы обеспечить бесперебойный поток транспорта на фронт.

Мокрый мартовский снег 1916 года ужасной угрозой повис над барачным поселком строителей. В среду на первой семь дней Великого поста, 8 марта 1916 года, в час дня, с южного склона Мойстровки и Робичья неожиданно сорвалась огромная снежная лавина — тонны мокрого, тяжелого снега с огромной силой обрушились на противолавинные щиты, каковые, не выдержав натиска, упали, смяв под собой всех обитателей строительных бараков — рабочих северного лагеря.

Среди них были военнопленные, их другие жители и охранники.

Масштаб трагедии, учиненной сошедшей лавиной, начали понять только по окончании таяния снега. Засыпанные люди под снегом были страшно покалечены: оторванные головы, руки, ноги, из-за упавших балок, раздавленные тела.

В то время, когда снег сошел, погибших стали развозить на разные кладбища, больше всего в Краньску Гору, в братскую могилу к тому месту, где позже была поставлена Русская часовня. (По книге Звонка Зупанич Славец Русская часовня под перевалом Вршич).

На месте, где нашли последнее тело, и воздвигнута сейчас Русская часовня, силами пленных, оставшихся в живых. Постойте минутку в тишине, дабы дать дань уважения тем людям, каковые в ужасных условиях строили дорогу, по которой вы с наслаждением ездите сейчас.

Окружающий лес составляют, по большей части, лиственницы, ели, и буки, каковые забираются кроме того на высоту 1800 метров. Но перевал Vrsic находится на 200 метров пониже.

Тут дорога развернулась широкой дугой, поднимайся хоть справа, хоть слева. Белесые плоские камни были разбросаны по склонам, и как раз из этого отходило сходу пара троп, а также к вершинам Prisojnik и Razdor — одним из самых высоких в парке.

По дороге вниз с перевала навигатор в машине сошел с ума из-за постоянных поворотов.

— Разверните налево! РазвЕрнитесь! РазвЕрнитесь! — истошно бранился он женским голосом, делая упор на первую букву Е.

Я уже упоминала, что любимой фишкой отечественной навигаторши, которую мы перепрограммировали в русскую деваху из холодной скрипучей англичанки с кошмарным выговором, были долгие паузы, на протяжении которых так и слышалось: Мать-перемать, что за клиенты мне попались! А позже нормально-опытное: Двигайтесь в выбранном направлении :)

В то время, когда мы миновали поворот #49, навигатор пришел в себя, и будто бы ничего не случилось, начал командовать дальше, причем по делу. Горная часть дороги кончилась, поскольку мы размашисто въехали в равнину реки Соча.

В Словении Сочу именуют Изумрудной красавицей, из-за необыкновенного, молочно-зеленого оттенка воды. Она весьма порожиста, чем завлекает много каякеров и рафтингистов.

На протяжении Первой Мировой верхнее и среднее течение Сочи стали ареной тяжелых боев между армиями Италии и Австро-Венгерской империи, в которых погибло около 300 тысяч людей. Среди них имел возможность бы появляться и Эрнест Хемингуэй, но ему поразительно повезло остаться в живых.

Позднее Хем напишет: Я был громадным дураком, в то время, когда отправился на ту войну. Я считал, что мы команда , а австрийцы — вторая команда, участвующая в состязании. Через пара лет он обрисует собственные впечатления от первого столкновения с войной в книге Прощай, оружие! — возможно, одной из лучших, что выходили из-под его пера.

Тот, кто побеждает войну, ни при каких обстоятельствах не прекратит сражаться…

Сходу за городом Бовец территория национального парка кончается. Но мы развернулись фактически на 180°, и по дороге #203 снова забрались в горы.

Тут, в самом узком месте ущелья, которое пробила река Корытница, размешался форт Kluze. Изначально он был выстроен венецианцами в конце 15-го века, для защиты этого перевала от турок.

После этого крепость перешла к австрийцам, каковые применяли её для защиты от итальянцев на протяжении Первой Мировой. Исторический круг замкнулся.

на данный момент в форте музей (берут маленькую денежку), где довольно часто устраивают костюмированные представления.

Сейчас мы уже пребывали фактически на границе с Италией. Из этого прекрасно была видна гора Мангарт — третья по высоте в Словении (2659 м).

И пребывали руины форта Predel, одного из шести на протяжении итальянской границы, каковые возвели австрийцы уже против французов. Места легко напичканы военной историей, и всё это на фоне прекрасной природы, что делает поездку по национальному парку Триглав вдвойне увлекательнее.

Радио в машине быстро затараторило по-итальянски, и мы сами того не увидев, были на территории второй страны. Ни шлагбаумов, ни будок с пограничниками в Пределе нет — рраз, и ты уже в итальянском сапоге.

Место съемки: Триглавский национальный парк, Словения.

Катерина Андреева.

www.andreev.org

УЩЕЛЬЕ ВИНТГАР. ТРИГЛАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК. ВОДОПАД ШУМ. СЛОВЕНИЯ. ЕВРОПА. | #RAIDOTV


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: