Сербский экспромт. нови-сад

Побывать в Сербии и не посетить Нови-Сад это непростительная неточность, которую выполнять нам весьма не хотелось. Второй по размеру город страны с развитой индустрией, образованием и насыщенной культурной жизнью.

В общем, в какой-то мере, это аналог отечественного Петербурга.

Поездку мы откладывали до того момента, в то время, когда в том месте закончится фестиваль EXIT. Совсем случайно отечественное посещение Сербии совпало со временем проведения одного из самых популярных музыкальных фестов старухи Европы.

Придуман он был в своё время местными евроинтеграторами, грезившими свергнуть Милошевича и обрести свободу. Воды с того времени большое количество утекло, а EXIT остался, и ежегодно в Нови-Сад съезжаются десятки тысяч людей из различных государств а также с вторых континентов.

Посещение города, забитого разношёрстными толпами меломанов, как-то не воодушевляло, исходя из этого поездку в том направлении мы запланировали через день после окончания феста.

Сделаю маленькое отступление. Вечером в отеле несколько раз включали прямые трансляции с самого фестиваля, и осознали, что большое количество не утратили, не отправившись взглянуть его.

Возможно, стареем, потому что фактически ни об одной группе, не считая двух-трёх, из выступавших на нём, ничего не слышали. Выступление хедлайнеров Hurtz, по которым, как было ясно, все на данный момент деятельно сходят с ума, мы взглянули с видом, что может появиться при просмотре новостей на первом канале.

Товарищи с претензией на новизну, а по сути не самая успешная копия того, что было давным-давно. Ну да хорошо — приобщились к музыкальным трендам, да и то прекрасно.

На следующее утро по окончании пассивного культпросвета у телека нас ожидал вокзал Београда. Тут мы нарушили ещё одну распространённую рекомендацию из инета.

Первой было — не ездить в Студеницу публичным транспортом. Вторая — не ездить в Нови-Сад электричкой. По окончании прочтения некоторых из сетевых отзывов рисовалась страшная картина хаотично ходящих, вне всяких расписаний и с громадными задержками, ушатанных поездов, которыми никто не пользуется, не считая местных люмпенов.

Исходя из этого для начала мы определили расписание. Стало известно, что электрички отправляются в Нови-Сад не довольно часто, но раз в два часа совершенно верно что-то имеется.

Подробное расписание возможно определить на сайте железных дорог Сербии www.zeleznicesrbije.com.

// nikstepanov.livejournal.com

Белградский вокзал ничем очень не примечателен. Он небольшой, имеет, возможно, некую среднее и архитектурную ценность состояние. То, что имеется, поддерживают в порядке и, возможно, кроме того делают косметический ремонт, но развития не видно.

Имеется пара интернациональных поездов и пара десятков местных и пригородных. Выходя к перронам совсем погружаешься в воздух прошлого.

Не достаточно лишь паровозов для пущей романтичности. Эти два фото были сделаны в второй сутки.

Возвращаемся в солнечное утро. При виде электрички первое, что кидается на глаза, это её весёлая раскраска, а второе — привычные до боли формы творения прибалтийских мастеров. Вправду, поезда для Сербии произвели в 80-х годах на рижском заводе.

Они отличаются компоновкой и габаритами вагонов, но узнаваемые элементы брутального дизайна остались.

За окном пролетают равнинные пейзажи северо-западной Сербии, а где-то в том месте, чуть дальше за буграми, течёт Дунай. Неизменно попадаются посёлки, укрытые черепичными крышами и показывающимися среди них шпилями церквей.

Они придают пейзажу западно-европейский колорит, в отличии от юга Сербии, где церкви напротив имеют восточно-византийский вид.

На железной дороге Сербии до сих пор употребляется совокупность, в то время, когда на каждой станции для отправления поезда выходит смотритель с жезлом. Анахронизм, но весьма колоритно и органично вписывается в местную воздух.

Электричка стояла на станциях от пары до десяти мин., но на перегонах между ними Навител стабильно показывал около 100 км/ч. Так что доехали довольно быстро — часа за полтора.

И, что принципиально важно отметить, — совершенно верно по графику. Так, в очередной раз убедился, что не все отзывы одинаково нужны.

Не смотря на то, что это приятно найти хорошее в том месте, где его не ожидаешь.

В Нови-Саде восстанавливают Жежелев мост через Дунай, связывавший юго-восток с центром Европы и уничтоженный бомбардировками НАТО. Чувствуется, что работы ещё большое количество.

Мы едем по временному мосту, что видно на фото слева.

Вокзал в Нови-Саде маленькой и напоминает отечественные ветхие советские вокзалы 70-х годов из стекла и бетона. Никаких, уже привычных нам, турникетов и заборов нет, но в поезде курсировали контролёры и тех, кто отказывался оплачивать билет, не наблюдалось.

Красивый пригородный дизель-поезд.

Кроме этого на ЖД вокзале был обнаружен паровоз-монумент JЖ-51-007, установленный во второй половине 80-ых годов двадцатого века в честь 105-летия открытия в Нови-Саде ЖД перемещения. на данный момент тут большой ЖД узел, на дороге, ведущей в центральную Европу.

Жёсткий сухощавый машинист, похожий на призрака из прошлого, стережёт покой металлической автомобили.

Потому, что город по отечественным меркам маленькой, мы, прикинув примерное направление, отправились пешком в центр. Простые жилые районы не весьма привлекательные, не смотря на то, что и владеют своим колоритом.

Над крышами появляются шпили колоколен, а архитектура делается занимательнее. Значит центр уже близко.

Собор Святого Георгия, выстроенный во второй половине XIX века. Его архитектурный вид напоминает скорее костёл, но нет, это храм Сербской Православной Церкви.

Дабы убедится в этом, зайдём вовнутрь. Тут иконостас и организация пространства имеют более привычный для нас вид.

От собора к главной площади Свободы (а куда ж без неё родимой) идёт пешеходная улица Змай Йована. Названа она в честь уроженца Нови и сербского поэта-Сада Йована Йовановича, издававшего некое время издание Змай (Дракон).

Издание полюбилось читателям, а его наименование стали ассоциировать с личностью поэта и неспешно оно стало его псевдонимом. Поэт-романтик Дракон Йован, и по сей день считается одним из самый любимых в Сербии.

А ещё он переводил на сербский язык Пушкина, Лермонтова и других отечественных поэтов и написал множество детских стихов.

Нови-Сад имеет характерный для западной Европы центральный район города с площадью, готическим собором и ратушей Св. Марии.

В этом случае собор в полной мере себе католический как снаружи, так и в.

Посмотрим вовнутрь.

Наоборот костёла стоит памятник и ратуша Светозару Милетичу — сербскому писателю и политическому деятелю, управлявшему во второй половине XIX века разные оппозиционные партии, отстаивавшие интересы сербов в Австро-Венгерской империи.

За ратушей находится ветшайший в стране Сербский национальный театр. По-сербски театр — позориште, а актёр — глумац. С позиций восприятия звуков русским ухом, складывается чувство, что речь заходит о чём-то неприличном.

Возможно, частично чувство это верное, а слово глумац по значению должно быть близко к нашему лицедею. Кстати, выяснилось, в русском языке раньше весьма похожие слова, обозначавшие скоморохов: глумец, глумослов, глумословец, глумотвор, глумотворец.

В белорусском языке и по сей день имеется, по всей видимости, однокоренное слово глумле обозначающее сценическое мастерство. Да и в других славянских языках имеется похожие примеры.

Вот так возможно нежданно найти пример единства славян, хотя бы в их отношении к тем, кто выходит на сцену театра.

Что-то я опять ушел в какие-то размышления. Возвратимся, пожалуй, в город, что живёт по-своему активной, но наряду с этим неспешной судьбой.

Гуляю по Нови-Саду и общаюсь с подписчицей из Смоленска | Сербский мат


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: