В массовом сознании самурай есть совершенным солдатом, и философом, эстетом и поэтом. Но вправду ли представители армейского сословия Японии были таковыми в действительности? И в случае если нет, то как появился миф про совершенного самурая?
Об этом говорит очередная статья из постоянной серии «Мельница заблуждений».
Самураи Японии
Образ самурая, этакого солдата без упрёка и страха, готового каждую 60 секунд пожертвовать судьбой для собственного господина, уже давно очень популярен во всем мире. Примечательно, что, согласно данным разных опросов, в наши дни более всего «самураемания» распространена на западе и менее всего — в государствах Юго-Восточной Азии, в том числе и в самой Японии.
В Стране восходящего солнца на данный момент книги и фильмы о самураях быстро теряют собственную популярность, в то время как успех любого произведения искусства, в котором не смотря на то, что бы в эпизодах упоминаются представители армейского сословия Японии, сходу же гарантирован.
Чем же так привлекательны самураи Японии для обитателей современного мира? Во-первых, тем, что, как было сообщено выше, они, без всякого сомнения, каждую секунду смогут пожертвовать судьбой для высоких совершенств, в числе которых первое место занимает верность собственному господину.
Помимо этого, самурай представляется этаким человеком чести, больше любящим смерть чем позор, для которого само служение собственному сюзерену есть высшей призом и что с презрением наблюдает на остальных людей, занятых только собственным обогащением.
Кроме этого многим самурай представляется очень грамотным участником средневекового японского общества, ценителем красивого, мастером и талантливым поэтом чайной церемонии. Ну и наконец, самурай считается специалистом по бою на клинках, и подлинным адептом «культа меча», а фехтование, как мы знаем, до сих пор один из самых зрелищных видов единоборств.
Все это совершает образ самурая, созданный писателями, художниками и режиссёрами, очень привлекательным. Но в случае если дать слово историкам, то узнается, что все эти представления о солдатах средневековой Японии полностью не соответствуют действительности (так же, как и представления о галантности и благородстве европейских рыцарей).
Но каковы же были настоящие самураи ?
Дабы ответить на данный вопрос, необходимо совершить маленький экскурс в историю Страны восходящего солнца. В первый раз это слово появляется в письменных источниках приблизительно в VII—VIII столетиях, и происходит оно от глагола «сабурау», что свидетельствует «помогать».
Любопытно, что исходно те, кого именовали самураями, вовсе не были солдатами, тем более опытными, потому, что в те времена в Японии армия набиралась из крестьян на базе рекрутской совокупности лишь по мере необходимости, а в мирное время стражу составляли представители аристократии, к каким слово «сабурау» было неприменимо. Но вот у этих-то самых «военных мирного времени» было множество слуг, которых и именовали самураями.
Как правило в их обязанности входили всего лишь разные работы по хозяйству, и сопровождение собственного хозяина на разных официальных мероприятиях.
Но уже в девятом веке, в то время, когда стало ясно, что рекрутская совокупность не работает, потому, что тогдашние крестьяне «косили» от армии не хуже нынешней российской молодежи, началось создание опытных армейских отрядов. Особенно деятельно данный процесс шел на севере острова Хонсю, где японцы были в состоянии хронической войны с «варварами» эмиси (предки современных айнов).
Эти отряды формировались, в первую очередь, из тех самых самураев. Так медлено они становились опытными солдатами.
В первый раз самураи показали себя в таком качестве на протяжении войны Гэмпэй между кланами Минамото и Тайра (XII век). Затем не одна междоусобица и несколько вооруженный конфликт без них не обходился.
Любопытно, что до середины XIX века, в то время, когда самураи прекратили существовать как класс, эти солдаты лишь один раз учавствовали в отражении внешней угрозы (монгольское вторжение в тринадцатом веке), да да и то армию хана Хубилая разбили, в неспециализированном-то, не они, а неожиданно налетевший тайфун (что по окончании назвали камикадзе – «ветер всевышних»). Кроме этого всего один раз они участвовали во внешней экспансии (война в Корее XVI века).
Сперва четкого различия между представителями и самураями вторых сословий в Японии не было. В «воины успеха» имел возможность поступить кто угодно, среди них и несложный крестьянин.
В пятнадцатом веке таких новичков именовали асигару (дословно: «легкие ноги»), и они были вооружены только бамбуковыми пиками. Их применяли по большей части как пушечное мясо, исходя из этого жизнь большинства асигару была очень маленькой.
Но те, кому получалось сохраниться, становились самураями, а один из них, будучи по происхождению сыном дровосека, умудрился кроме того стать фактическим правителем Японии. Кликали его Тоетоми Хидэеси.
Этот человек и предпринял первую попытку перевоплотить самураев в замкнутое сословие. В соответствии с его указу (века и конец) принадлежность к армейскому сословию стала наследственной.
Он же под страхом смертной казни запретил ношение оружия всем обитателям страны, не считая самураев. Его приемник Токугава Иэясу завершил обособление этого сословия, наделив самураев разными привилегиями: к примеру, они не платили налогов, владели судебной властью и лишь их назначали на все национальные должности.
Случилось это только в начале XVII века.
Интересно, что именно в данное время раздробленная Япония наконец-то объединилась и все войны в стране закончились. Исходя из этого самураям практически не с кем было сражаться.
Страно, что не прошло и двух десятков лет мирной судьбе, как боевая подготовка этих опытных солдат упала, что именуется, до нуля. Документы того времени пестрят жалобами разных дайме (правители областей) и чиновников на то, что подчиненные им самураи не могут обращаться с оружием, не знают элементарных правил воинского мастерства и совсем недисциплинированны.
Как раз сейчас, дабы хоть как-то не допустить стремительное разложение армейского сословия, и начал создаваться миф о самурае, краткое содержание которого было изложено выше. Тогда же показался и известный кодекс самурайской чести «Бусидо», основанный на литературных произведениях Дайдодзи Юдзана (1639-1730) «Начальные базы воинских искусств» и «Сокрытое в листве» («Хагакурэ») Дзётё Дзинъэмона Ямамото (1659-1719).
Фактически говоря, эти два писателя и являются первыми создателями современного образа «совершенного самурая», что, в случае если честно, во многом был придуман ими самими. Но зерна попали на хорошую землю — в течение уже четырех столетий их «совершенный самурай» в полной мере себе затмевает настоящего.
А каковы же были настоящие самураи Японии? В действительности, в случае если учитывать, что все большие битвы Японии были побеждены в следствии предательства (не считая, пожалуй, битвы при Нагасино в 1575 году), сложно сказать о том, что верность господину была основной самурайской добродетелью.
Всегда отряды самураев нормально переходили из одного противоборствующего лагеря в второй, и это никем публично не осуждалось, напротив, кроме того поощрялось (тем, что изменников неизменно щедро награждали).
Кое-какие кланы кроме того намерено делились на две части, каковые поддерживали различных соперников — дабы в независимости от того, кто победит, взять причитающиеся за работу деньги (так поступали, к примеру, сацумские семейства Симадзу, Оути и Сибуйя в XIV—XV столетиях). Это пара противоречит представлению о том, что самураи помогали бесплатно, легко из эмоции долга.
А кое-какие полководцы того времени (да и более позднего также) вычисляли предательство простым элементом военной стратегии. К примеру, Акэти Мицухидэ (XVI век) как-то заявил, что «честные люди видятся только среди простолюдинов, для самурая же предательство и ложь — нужная часть воинского мастерства».
Представление о храбрости самураев также очень преувеличено. Известны случаи, в то время, когда огромное войско разбегалось только при приближении соперника, так и не вступив с ним в бой (к примеру, в битвах при Фудзигава и Курихара, XII век).
Кстати, фантастическую трусость самураи проявляли на протяжении упомянутой выше войны в Корее — об этом свидетельствуют не только японские, вместе с тем корейские и китайские источники. Довольно часто отряд слабо вооруженных местных партизан легко обращал в бегство большое японское соединение.
по поводу же предпочтения смерти бесчестью необходимо заметить, что подобный метод решать неприятности был характерен для всех японцев того времени, а не являлся «визиткой» только самураев. Данный обычай показался в Стране восходящего солнца вместе с буддизмом.
Как мы знаем, что среди адептов учения Будды очень популярно ритуальное суицид (при котором монах, к примеру, сознательно морит себя голодом либо посредством особых упражнений останавливает дыхание). В упрощенной форме он со временем распространился по всей Японии — известно большое количество случаев, в то время, когда суицид совершали обитатели целых сёл, выступая так против увеличения налогов.
Легко самураи сводили счеты с судьбой самоё красивым и зрелищным методом — вспарывая себе пузо в намерено подобранной для этого обстановке.
То, что самураи в массе собственной были ценителями красивого, и поэтами, художниками и философами, также приводит к. Дело в том, что на протяжении междоусобных войн представители армейского сословия, начиная сражаться с подросткового возраста, редко доживали до двадцати пяти лет.
За это время они толком-то просматривать и писать обучиться не успевали, что уж тут сказать о какой-то литературной деятельности (в соответствии с документам XV—XVI столетий, безграмотность среди самураев была легко фантастической). Само собой разумеется, в семнадцатом столетии, по окончании окончания войн, уровень их образованности быстро возрос, но как раз тогда-то они, как мы знаем, прекратили быть солдатами.
Так что времени на создание произведений искусства стало достаточно.
Что касается мастерского владения клинком, то и тут не все так легко. В литературе времен междоусобных войн поединки на клинках описываются очень редко, но везде говорится о том, что любимым оружием самураев был лук.
Позднее, в то время, когда португальцы завезли в Японию аркебузы, большая часть самураев стремилось купить как раз их. Да и особенности строения доспехов различных эр показывают, что их главной функцией была защита как раз от стрел, а вот фехтовать в них было очень некомфортно.
Так что, "Наверное," клинок являлся для самурая только запасным оружием. Что касается «культа меча», то он показался еще до самураев, потому, что данное оружие являлось одним из знаков императорской власти.
Итак, как мы видим, настоящие самураи в действительности мало чем отличались от ландскнехтов либо рыцарей средневековой Европы. Это были простые опытные воины со всеми их недостатками и достоинствами.
Но миф о себе они создали вправду прекрасный. Что смог пережить самих самураев более чем на сто лет. И умирать до тех пор пока очевидно не планирует…
Антон Евсеев