Крупнейший готический алтарь европы. мариацкий костел. краков

Очередь в Мариацкий костел Кракова.

// ren-ar.livejournal.com

Своды собора. // ren-ar.livejournal.com

Создатель алтаря, специалист по дереву из Германии Фейт Штосс (полонизированное имя — Вит Ствош), был приглашен краковской радой и принялся за работу 25 maja 1477. Двадцать лет он после этого прожил в Польше и двенадцать из них посвятил работе над алтарем.

В 1483 рабочая группа рады проинспектировала работу мастера и осталась довольна, как следствие Ствош был отпущен от уплаты налогов. В один момент с основной собственной задачей он начал выполнять для мещан и города и различные другие заказы, более небольшие, а в первой половине 80-ых годов пятнадцатого века стал главным мастером цеха малярских резьбы и работ по дереву.

В праздник Успения Богоматери, во второй половине 80-ых годов пятнадцатого века, алтарь готовься . Доподлинно малоизвестна вся цена данной работы, имеется сведения только об одном счете на 2808 флоринов, что равнялось годовому бюджету всего Кракова.

Могло быть что эта сумма была только окончательной выплатой вознаграждения. Сама сумма складывалась из местных мещан и пожертвований церкви.

Алтарь имеет размеры 13 метров в высоту и 11 метров в ширину. Все фигуры в нем, а их около 200, вырезаны из цельных брусков ветхой липы (в то время это были деревья возрастом порядка 500 лет, соответственно на данный момент этому дереву около тысячи лет…), наряду с этим самая громадная фигура достигает 2,7 метра.

Сама конструкция выполнена из дуба, в некоторых частях употреблялась лиственница.

Алтарь складывается из центрального панно и четырех створок, двух подвижных (они закрывают панно) и двух неподвижных по бокам. В то время, когда алтарь раскрывается, то преобразовывается в громадный резной триптих. увлекательной изюминкой есть то, что Вит Ствош в собственной работе применял элементы реализма наровне с религиозным мистицизмом.

Тут высокие библейские сюжеты соседствуют с самой простой бытовой повседневностью. Мадонна представлена как идеал средневековой красоты, но в виде апостолов угадываются черты краковских мещан.

И тут Ствош дал реализму полную волю, лица апостолов имеют те либо иные недостатки, руки у некоторых деформированы от старости либо увечий, кроме того проглядываются кожные болезни, жилы на ногах напряжены… Это самые простые люди того времени, со собственными недостатками и физическими достоинствами.

Центральный сюжет неповторимого панно это Успение Богоматери. Мария окружена апостолами, Иаков поддерживает ее собственными руками. А на открытых крыльях алтаря проиллюстрировано шесть ее Эйфорий, от Благовещения до Сошествия Святого Духа.

В то время, когда же алтарь закрыт, то возможно замечать 12 сцен из Иисуса и жизни Марии. Наряду с этим одежда действующих лиц отвечает не библейской моде, а времени работы самого мастера Ствоша, другими словами финишу XV века.

Шли годы… В сентябре 1939 года доктор наук Ягеллонского университета Кароль Эстрейх убедил разобрать неповторимый алтарь и сплавить его по Висле в город Сандомир, с целью предохранить его от уничтожения немцами.

В том месте он хранился в подвалах семинарии до тех пор пока немцы, благодаря доносу, не определили о его местонахождении. В том же 1939 году они распилили конструкцию и вывезли алтарь в Берлин, а после этого в Нюрнберг.

По окончании войны доктор наук Кароль Эстрейх взял возможность разыскать неповторимый алтарь, в чем ему помогли американцы, и в мае 1946 года работа Вита Ствоша возвратилась в Краков. С этого времени алтарь, в законсервированном состоянии, хранился в Вавеле, а во второй половине 50-ых годов XX века был возвращен Мариацкому костелу.

С 2015 года ведется постепенная реконструкция алтаря, которую планируется завершить в течение шести лет. Бюджет работы оценивается в 13 с лишним миллионов злотых.

В прекрасном убранстве самого костела Успения Богоматери прослеживаются как позднебарочные черты, так и элементы неоготики. Обширно употребляется полихромия — итог работы виднейшего польского живописца Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

В 90-х годах прошлого века были совершены большие работы по реставрации, из-за которых собор был очищен от наслоений и всех загрязнений последнего времени. Благодаря этого своды и стены купили прошлый блеск, открылись необычные полихромические краски.

А в 2003 году была кроме этого реконструирована и крыша храма. И без того прекраснейший собор стал еще более прекрасным и притягательным, настоящей жемчужиной Кракова.

Краков. Мариацкий костел. Открытие алтаря


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: