Краткая история j-pop

Японская поп-музыка (более известная как J-pop) — одно из самых известных направлений современной японской музыки. J-pop широко известен не только в самой Японии, но и за её пределами, что делает это направление настоящим феноменом с большой армией фанатов в мире.

В данной статье мы поведаем Вам о том, как данный жанр зародился и отыскал собственное место под солнцем как в Японии, так и во всём мире.

Ёсиаки Сато, доктор наук Токийского университета, говорит, что слово «J-pop» показалось в Японии во второй половине 80-х годов. До этого времени японская популярная музыка именовалась Каё:кёку( ???) и была не более чем подражанием американской поп-музыке.

Но как раз Каёкёку как жанр, напрямую оказал влияние на становление и формирование японской поп-музыки как независимого и свободного жанра.

J-Pop включает в себя элементы Японского фолка, рока и рэгги – жанров, пришедших в Японию в середине ХХ века. С уверенностью возможно заявить, что J-Pop – это музыка в основном молодого поколения.

Ранний этап

По окончании Второй мировой Американские армии ещё некое время пребывали в Японии. Сутки за днём американская поп-музыка проникала на армейские базы, а после этого и в саму Японию.

Молодёжь Страны восходящего солнца танцевала под эту музыку на собственных вечеринках. Одновременно с этим кое-какие японские исполнители начали играться Американскую поп-музыку в 1950-ые.

Так, происходила адаптация американской популярной музыки: японцы поменяли текст уникальных песен на собственный. Песня Мэйко Хирота (?????) «Kodomo janai no» (яп. ???????) стала первым поп-хитом в Японии (в оригинале песня была написана J. F. Schroeder M. E. Hawker и именовалась «Don’t treat me like a child» )

Неспешно Японские авторы начали писать собственные песни на родном языке. Песня Кю Сакамото(???) «Ue o Muite Arukou» (????????) возглавила Американский хит-парад популярной музыки.

Западным слушателям эта песня оказалась по вкусу и была больше известна под другим заглавием «Sukiyaki».

Мэйко Хирота

Кю Сакамото

Kyu Sakamoto — Sukiyaki (Stereo Music Video) Битломания в Японии

Запуск скоростных поездов Синкансэн (???) в 1960-е был знаком экономической стабилизации в Японии. Всё население Страны восходящего солнца было не сомневается в ярком будущем.

Олимпийские игры в Токио в 1964 были эпохальным событием, которое не только укрепило веру Японцев, но и продемонстрировало, что Япония – развитая страна.

Олимпийские игры в Токио в 1964г.

Столь символичное событие позволило японской молодёжи не только соприкоснуться с западной культурой в целом, и разрешило Японии одной из первых восточных государств познакомиться с записями Битлз в частности.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века Битлз в первый раз прибыли в Токио с концертом. Площадкой для выступления стала Ниппон Будокан – закрытая арена в центре Токио.

Не обращая внимания на запреты учебных заведений, многие школьники и студенты пришли насладиться концертом.

Первое выступление Битлз в Японии

Ниппон Будокан

Битлз в буквальном смысле обучили японскую молодежь радоваться, носить пёструю одежду, дико танцевать под рок-н-ролл – самими собой, а не копией собственных своих родителей. Вдохновившись, японские юноши начали создавать собственные рок группы когда музыканты осваивали два-три аккорда. В следствии,

волна рок-музыки в Японии в 1960-е группы и года, созданные сейчас, стали называться Group Sounds (GS).

Влияние американской контркультуры

Американская контркультура шестидесятых (т.н. битничество) настигла Японию в первой половине семидесятых годов прошлого века. Студенческие кампусы были заполнены футболками, прочей атрибутикой и синими джинсами хиппи, и пластинками с фолк-музыкой.

Фолк стал главным музыкальным направлением в Японской индустрии тех лет. Самым популярным исполнителем этого жанра делается Такуро Ёсида (????).

Рок звучание и социально-музыки и значимый-контекст были соединены в творчестве группы Happy End (???????) с более лиричным и свежим звучанием, в отличие от Group Sounds (GS). Помимо этого, тексты их песен были яснее, а выполнение артистичнее, что отличалось от общепринятой нормы японской фолк-музыки (размеренного, мало запоминающегося выполнения). В 1970-х это течение начало называться «Новая музыка» либо «Новая волна» .

Такуро Ёсида

Happy End — ??????? (1970) Высококачественная Музыка

По окончании распада любой из участников группы Happy End начал сольную карьеру в различных отраслях музыки. Мацумото Такаси (???) стал продюсером японских поп-идолов.

Он существенно разнообразил направленность и репертуар текстов с позиций насыщенности и глубины смысла.

Отаки Эйичи (?? ??) начал заниматься сольным творчеством – его первый альбом «A Long vacation»(1981) очень сильно оказал влияние на японскую сцену.

Это были «сливки» японской поп-музыки.

Хосоно Харуоми (?? ??) организовал Yellow Magic Orchestra (YMO), куда входил Рюити Сакамато (????), знаменитый композитор, создатель музыки для х/ф «Радостного рождества, Господин Лоуренс»(Merry Christmas Mr. Lawrence, 1983), где кроме этого снимались Дэвид Боуи и Такеши Китано ( ???).

Сигэру Судзуки (???) создал группу Tin Pan Alley совместно с певцом Масатака Мацутоя (?????). Tin Pan Alley записывали личные альбомы и одновременно с этим игрались для других музыкантов, к примеру: Юми Араи ( ???? позднее известной как Yumin ????) и Тацуро Ямасита (????).

Благодаря наследию Happy End, уровень качества Японской поп-музыки существенно возросло. Помимо этого, в 1980-е J-Pop делается популярным за пределами Японии.

Tin Pan Alley — ???????? (Caramel Mama) (1975) Утада Хикару (??????) – Automatic

Формулировка J-Pop стала популярной в начале 90-х. Наличие «J» в заглавии стиля означало уверенность японской музыкальной индустрии выйти на новый, интернациональный уровень.

С началом карьеры певицы Хикару Утада в 1999 стало ясно влияние зарубежного хип-хопа на J-Pop. Она появилась и выросла в Нью-йорке, обучалась на английском, но с участниками семьи говорила лишь по-японски.

Музыкальный фон её творчества основан на RB, Soul и Hip-Hop течениях того времени. Иначе, благодаря билингвистическому воспитанию сформировался её манера изложения и колкий слог.

Её хит «Automatic» полностью раскрывает неповторимую манеру речитатива.

Принципиально важно подчернуть, что в первый раз в «какое количество»

женский лирический храбрец обращается к собственному юноше «на данный момент» (?) вместо «аната» (???), что противоречит языковой норме того времени: юноши обращаются к девушками «кими», а девушки к юношам – «аната». Дело в том, что «аната» имеет под собой контекст «подчинения» девушек юношами, что уходит корнями в менталитет и японскую культуру.

Так, столь наглый движение в лирике J-Pop имеет громадную значимость для трансформации статуса «юноша-девушка» между парнями. По окончании «Automatic», многие певицы начали применять «кими» в собственных песнях.

Кроме этого в «Automatic» Хикару Утада поёт о том, что чувствует тепло, прикасаясь к монитору компьютера. (в ориг. ??computer screen??????????? ????????I feel so warm; уцуру computer screen но нака чикачика ситэру модзи тэ о атэтэ миру то I feel so warm ). Старшему поколению тяжело осознать, каково это чувствовать тепло, прикасаясь к электронным и неживым вещам, потому, что привыкли ощущать тепло лишь от живого. «Automatic» стала легендой-знаком того, что время изменяется и начинается цифровая эра.

Automatic J-Pop в других государствах. Современность

Сейчас J-Pop по праву есть одним из главных музыкальных жанров во всей Азии. Многие зарубежные исполнители перепевали уникальные J-Pop песни и становились весьма популярными у себя на родине.

Так, к примеру, певица Meas Sok Sophea из Камбоджи выпустил собственный новый сингл «Come Back to Me» , начальным автором которого являлась Хикару Утада.

LISA, шведская певица, выпустила альбом, содержащий уникальные песни Кэйсуке Кувата (????). Работа была успешна.

Meas Sok Sophea обложка сингла «Come Back to Me»

Японская поп-музыка прошла неповторимый путь от обычного подражания американским поп-хитам до независимого направления музыкальной индустрии.

Сейчас J-Pop известен во всём мире.

Жанр начинается дальше, появляются новые исполнители, поток охватываемых тем по-настоящему неиссякаем, что гарантирует музыке актуальность и свежесть ещё весьма продолжительное время.

Источник: Статья Тосинобу Фукуя

BEST OF JPOP 2018


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: