Кароста — последняя крепость российской империи

Территория, которую охватывала база, была огромной и занимала практически треть всего городского пространства. Ещё сравнительно не так давно это был отдельный закрытый город, на внутреннем рейде которого одно время кроме того размещались советские подводные лодки с ядерным оружием.

Попасть ко мне имели возможность только немногие, и развивалась Кароста по своим собственным законам, независимо от всей другой Лиепаи. На данной территории смешались имперские амбиции царской России, мрачный милитаризм СССР и пофигизм, умноженный на отсутствие денег, современной Латвии.

В итоге коктейль оказался весьма неоднозначный.

// lavagra.livejournal.com

Чувство, которое остаётся по окончании визита Каросты, неоднозначное. Возможно ужаснуться безликости и серости, доставшейся этому кусочку почвы по окончании единовластного владения им в течении более ста лет армейскими, а возможно и восхититься необычным и ни с чем не сравнимым наследием прошлого, в котором тесно переплелись традиции бывшей России, советского примерного прошлого и пугающе грустного настоящего.

Мы пробыли тут совсем недолго, но и этого времени хватило, дабы почувствовать на себе неповторимость и масштабность Каросты. Тут много мест, в той либо другой степени хороших внимания.

Состояние их также весьма различается — что-то восстанавливается, что-то законсервировано, а что-то весьма не так долго осталось ждать окончательно канет в историю. Руины строения некогда блистательно Манежа, Дом офицеров, Северный дескать, изысканная водонапорная башня — обо всём этом я не могу до тех пор пока поведать.

Но с наслаждением обрисую те места, каковые мы всё-таки успели осмотреть: разводной мост Вручения Оскара Калпака, северные форты и прекрасно разрекламированная гарнизонная колония.

Кароста строилась на закате России в конце XIX века в качестве незамерзающей базы ВМФ. Порт Александра III — таким было первое наименование данной базы.

Строили тогда основательно и на долгое время, пробуя закрепиться на данной части Балтики как возможно твёрже.

И Кароста, и вся территория Лиепаи были окружены замечательными оборонительными фортами. Но ещё до начала Первой Мировой строительство фортов признали стратегической неточностью и все фортификационные сооружения было решено взорвать.

План успели осуществить только частично. Хорошо сохранились южные форты, но намного более впечатляюще выглядят северные части упрочнений. Они находятся за чертой города а также на машине их не так уж и просто отыскать. Но заехать ко мне в обязательном порядке стоит.

Северные форты находятся у самой черты моря. Полоса подземных тоннелей и внешних цементных брустверов уходит вглубь материка.

Кроме того Сейчас лабиринт запутанных подземных помещений и коридоров завлекает внимание местных диггеров. А для туристов тут организуют экскурсии при свете факелов и игру Побег из СССР.

В нескольких местах полоса этих фортов, обрывающихся прямо в волны Балтики, уничтожена. В этих местах прекрасно видно, столько бетона и арматуры ушло на постройку фортов.

Огромные куски упрочнений высотой в пара этажей разбросаны по пляжу так, как будто бы громадный гигант решил как раз тут прогуляться по берегу.

Что это было, подрыв либо правильное попадание авиабомбы, уже нельзя сказать. Местные обитатели применяют тут же эти подходы к воде как импровизированные мини-пляжи.

Стенки фортов сейчас принадлежат мастерам граффити, и кое-какие из их произведения весьма забавны.

Страно да и то, что тут достаточно чисто. Наверняка, в силу некоей удалённости от города форты не стали муниципальный прибежищем и свалкой бомжей.

Прогулка по северным фортам покинула желание и неизгладимое впечатление возвратиться ко мне.

Весьма фотогеничным был и разводной мост Вручения Оскара Калпака. Как раз по нему мы попали на территорию Каросты. Легенда гласит, что сам мост был выстроен более ста лет назад по эскизам известного французского инженера Александра Густава Эйфеля.

Как правдива эта версия, тяжело сообщить, но металлическая конструкция моста вправду неповторима.

Мост был выстроен в 1906 году и за прошедшее столетие его неоднократно пробовали уничтожить. Причём любой раз не везло как раз северной его части.

И в Первую, и во Вторую мировые войны мост был пара раз подорван, а в 2006 году его очень сильно повредил грузинский танкер Анна. По окончании тщательной реконструкции мост был назван именем первого начальника национальной латвийской армии Вручения Оскара Калпака и снова введён в воздействие в 2009 году.

Мост разводят ежедневно, так что при жажде не сложно заметить это воздействие любому гостю Лиепаи.

В самой Каросте все туристы торопятся посетить прежде всего бывшую гарнизонную колонию либо гаупвахту. Попасть на экскурсию ко мне стремятся фактически все гости Лиепаи. Изначально мрачное двухэтажное строение из красного кирпича строилось под потребности Морского военного госпиталя.

Об этом свидетельствуют и кирпичные крести в наружной отделке.

Но сразу же по окончании постройки тут разместилась сперва морская гауптвахта, а после этого гарнизонная колония. Меня поразил тот факт, что в течении столетней истории этого строения и при русских, и при немцах, и при латышах в нём постоянно размещалась воинская колония.

И только последние его обладатели смогли в корне переломить обстановку, разместив тут музей и гостиницу в один момент.

Причём ни интерьер, ни изначальное назначение помещений поменять не стали. очень способный маркетинговый движение, возможно, в первый раз использованный в Прибалтике — желаешь совершить ночь в колонии за умеренную плату, приезжай в Каросту!

Кстати, номера, а правильнее камеры возможно выбрать на собственный вкус — с матрасами либо древесными лежаками, а для подлинных гурманов имеется и карцер.

На стенах внутренних помещений сохранились бессчётные надписи бывших арестантах и чёрточки, которыми младшие офицеры и солдаты отмечали совершённые в неволе дни. Сейчас на территории колонии возможно справить сутки рождения либо мальчишник.

Действительно настоящий ефрейтор будет гонять желающих, как последних салаг.

В общем, нынешние хозяева этого места применяют все возможности получить. Меня поразило, что количество латышей, желающих посетить каростскую гауптвахту, многократно превышает число иноязычных визитёров.

Девушка-латышка на ломаном русском языке поведала кратко нам историю гауптвахты и продемонстрировала всё самое увлекательное в строения. Пробуя восполнить отсутствие экспонатов, на пером этаже строения разместился маленькой музей, где местные тёмные копатели свезли множество экспонатов времён Второй мировой с близлежащих лесов.

В 1944-1945 годах тут развернулось ожесточённое противостояние германской и советской армий. Нацисты организовали тут замечательную оборону.

Частые болотистая местность и леса не давали шанса наступающим русским частям забрать с ходу данный плацдарм.

Битвы затянулись. Советская армия организовала три замечательных наступления, и все они захлебнулись. Немцы смогли отстоять эти территории до самого финиша войны, сдавшись только в мае 1945 года.

Так что местные болота до сих пор полны потенциальными раритетами.

В музей каростской гауптвахты снесли кроме этого сохранившиеся артефакты советских времён. Имеется тут и столовая с чисто советским меню, и красный уголок с барельефами Ленина.

Всю эту коллекцию тяжело назвать музеем, скорее эти экспонаты оказывают помощь визитёрам лучше погрузиться во времена металлического занавеса, каковые многие из приезжающих ко мне ещё прекрасно не забывают, вторым же, помоложе, вся эта инсталляция думается практически сказочным необычным выдумкой.

В любом случае, посещение Каросты сравнимо с поездкой в некоторый исторический парк, в котором прошлое находится в активном контакте с настоящим, а мы можем замечать данный процесс со стороны. Для этого и стоит ко мне заехать.

Так как не только песок и море занимательны в Прибалтике…

Юрий Белик — Крепость Керчь: история строительства и планировки


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: