Темнота в Камбодже наступает совсем не так, как в средней полосе России.
Нет продолжительных тщетных сумерек, ночь падает решительно и неумолимо.
Мы этого не учли, по окончании возвращения в гостиницу через чур продолжительно отдыхали, наконец, собрались прогуляться по Сием Реапу. Вышли из номера, зашли в лифт еще засветло, а вышли уже в ночь.
Ясно, сгущаю краски, но только чуть-чуть.
Нашли Паб стрит (пешком мин. 10-12), побродили по центру.
Я не буду тут обрисовывать город, следующая часть будет про один Ангкор Ват, в том месте должно хватить места и на Сием Реап.
А до тех пор пока сходу перейду к утру. Ланч, шофер уже подъехал, ожидает.
Опасения по поводу какой-либо аферы испарились, кроме того не вспоминаем.
Сейчас отечественный маршрут — Небольшой круг. Ко мне входят три самые известных храма — Та Пром (привет от А. Джоли), Байон и Ангкор Ват (будет обрисован в следующей части)
Байон находится в Ангкор Тома — самой известной столицы Кхмерской империи. Тут кроме Байона осмотрим еще пара храмов, плюс Террасу Прокаженного Короля и Террасу Слонов.
В случае если попытаться охарактеризовать одним словом любой из трех названных храмов, то я бы сделал это так: Та Пром — корни, Байон — лица, Ангкор Ват — грандиозность.
Итак, едем. Первая остановка — Та Пром (фото 1 — оттуда).
В то время, когда восстанавливали целый комплекс Ангкора, данный храм решили покинуть только с минимальными трансформациями (укрепление и расчистка аварийных стен), деревья, вросшие в стенки, оставались. Но, за годы наблюдений, реставраторы заключили , что так всё оставлять запрещено, через чур стремителен процесс разрушения.
на данный момент понемногу отказываются от прошлой парадигмы, кое-какие деревья таки убирают в рвении сохранить основное — саму архитектуру. И все-таки, Та Пром до тех пор пока остается самым родным к первозданности из местных храмов (в отдалении от Ангкора имеется и совсем уж нетронутые храмы).
Людей тут катастрофически большое количество.
Следующий абзац — обиженное ворчание.
Я, само собой разумеется, воображал, что нас ожидает, просматривал последние заметки, где люди пишут — к самым увлекательным (в фото-смысле) местам выстраиваются очереди для съемок. Но, уже и это устарело.
Очереди выстраиваются, да, но количество тех, кто их игнорирует, громадно так, что очереди теряют суть.
К тому же существенно усложняется жизнь тех, кто, подобно мне, желает фотографировать не себя на фоне интересности, а саму интересность. Это иногда легко нереально — в случае если образуется пауза чуть дольше миллисекунды, к объекту тут же устремляется очередной клиент.
Особенно активны китайцы. Вот я приготовился ловить пробел в массе людей, ожидаю, в то время, когда из кадра уйдет позирующая женщина. Тут же без всяких рефлексий в кадр заходит китайский товарищ.
Его снимает женщина (не обращая внимания на соседство с позирующей тут же европейкой). Женщина делает пятьдесят снимков, после этого они изменяются. Мужик более основателен, знает, что пятьдесят снимков — тяжело мало.
В предвкушении пытки, которую устроит дома своим друзьям и родственникам, он делает сто снимков. По окончании каждого пристально наблюдает на экранчик, изучает композицию, думает и решает повторить (женщина ожидает, не сходя с места). Наконец, сто снимков сделаны.
Ура! Но сейчас он переходит к съемке видео, медлительно двигая объективом из стороны в сторону.
Нужно сообщить, я очень терпелив и сдержан, исходя из этого могу уверить читателя — на протяжении моих съемок не пострадал ни один турист. Хорошо, переходим к конкретике.
Та Пром, — растолковал Бон — переводится, как god grandfather. Я, само собой разумеется, принял к сведению, но позже вник чуть более подробно — предок Брахмы, что, в неспециализированном-то, не противоречит сообщённому Боном.
Храм, как и многие другие, ориентирован по сторонам света и представляет собой концентрическую структуру — стенки с гопурами и угловыми башнями, террасы и галереи. Имеется определенное сходство с храмом Преа Кан.
Как и другие храмы, Та Пром был и буддийским, и индуистским, на протяжении переделок довольно часто уничтожались прошлые изображения всевышних.
Пройдя первые стенки, попадаем во внутренний двор:
// lokrum-skif.livejournal.com
В будущем мы не будем придерживаться планового осмотра, т.к. огромное количество народа диктует собственные правила — устремляться в том направлении, где видна разреженность.
Первые корни: // lokrum-skif.livejournal.com
Не обращая внимания на разруху и расползающиеся стенки, хорошо сохранились барельефы: // lokrum-skif.livejournal.com
Тут стенки (и заодно корни) укрепили подпорками (привет от Сальвадора Дали): // lokrum-skif.livejournal.com
Откуда-то доносится обрывок русской речи — …похожа я в том месте на Анжелину Джоли?
Но преобладающая этническая несколько среди туристов — китайцы. Им ехать не так на большом растоянии, как остальным.
Многие привлекательные объекты находятся в это время дня против солнца: // lokrum-skif.livejournal.com
Бессчётные деревья создают игру света и тени: // lokrum-skif.livejournal.com
И снова корни: // lokrum-skif.livejournal.com
И еще: // lokrum-skif.livejournal.com
Ура! Поймал долю секунды без людей: // lokrum-skif.livejournal.com
Ни при каких обстоятельствах не пустующее фотографическое место: // lokrum-skif.livejournal.com
Но умение и терпение ожидать оказывают помощь: // lokrum-skif.livejournal.com
Многие храмы имеют такие вот коридоры, где стенки превосходно оформлены, колонны ошлифованы, но потолок представляет собой необработанный каменный угол. Это оттого, что ранее потолок был древесный плоский, а все, что выше, обрабатывать не имело смысла.
И снова корни: // lokrum-skif.livejournal.com
Дерево, которое врастает в камни — тутово-хлопковое дерево. Оно имеет толстые мясистые коричневатые корни.
Имеется еще один вид, что именуют дерево-душитель. Оно относится к фиговым (либо к фикусам), корни имеет более узкие, серые.
Кое-какие корни напоминают анаконд: // lokrum-skif.livejournal.com
Кое-какие похожи на перепончатые лапки: // lokrum-skif.livejournal.com
Иногда две породы деревьев сплетаются воедино: // lokrum-skif.livejournal.com
Дерево-душитель (фикус): // lokrum-skif.livejournal.com
В одной из башен. Отверстия — следы бывшей облицовки: // lokrum-skif.livejournal.com
А это намерено огороженная площадка для снимков, каким-то чудесным образом безлюдная: // lokrum-skif.livejournal.com
Все. Направляемся к выходу. Та Пром, кроме корней, вросших в камни, имеет еще так богатое содержание, что был бы увлекателен и вовсе без деревьев.
Тут красивые барельефы, на многих алтарных изображениях до сих пор сохранилась старая краска.
Но как, сообщите, не посмотреть назад и не сделать еще снимок, последний? // lokrum-skif.livejournal.com