Как я уже упоминал в начале повествования, основной целью всей азиатской поездки являлся Ангкор.
на данный момент тяжело представить, но еще 25 лет назад про него мало кто слышал. В первой половине 90-ых годов двадцатого века в Камбодже закончилась война, Ангкор был включен в перечень глобального наследия ЮНЕСКО, в храмах начались работы по реставрации.
Вот с того времени и берет начало быстро растущая известность комплекса.
В 2001 году вышел фильм про Лару Крофт с Анджелиной Джоли, он не только сделал Джоли звездой, но и стал вторым дыханием туристической привлекательности Ангкора.
Сначала пара сухих фактов:
— Город был основан в начале девятого века.
— Жилые дома строились из дерева, и со временем всецело провалились сквозь землю. Сохранились храмы, башни, кое-какие стенки, бассейны, для которых употреблялся песчаник и туф (с плато Кулен).
— Все каменные постройки возводились без применения связующих растворов, только методом замковой сцепки вытесанных блоков.
— Ангкор во время расцвета был самым большим городом на планете, по оценкам ученых, в нем жило порядка миллиона человек.
— Ангкор Ват (самый громадный храм комплекса) есть самым громадным культовым сооружением в мире, включая современные.
— Город был захвачен тайскими (сиамскими) армиями в середине пятнадцатого века. Тайцев в течение нескольких лет оттуда выбили, но Ангкор с того времени неспешно обезлюдел, столицу перенесли в Пном Пень, а джунгли сделали собственную работу — практически покрыли все постройки целым слоем растительности.
— Новое открытие комплекса случилось только спустя четыре много лет, в первой половине 60-ых годов XIX века.
Сейчас пара положений и практичных фактов.
Ближайший город к Ангкору — Сием Реап, с множеством и аэропортом отелей. Все маршруты начинаются оттуда.
Перед туристом стоит неприятность выбора транспорта (пешком фактически исключается) — такси (автомобиль), тут-тук (мопед, соединенный с кибиткой) и велосипед.
Методом оптимизаций и многолетних утрясок создано два главных маршрута — Большой круги и Малый.
Имеется множество храмов, выпадающих из этих кругов, их осматривать возможно, самостоятельно составив маршрут либо положившись на рекомендации бывалых.
Для начала направляться сопоставить масштабность замыслов с реализмом возможностей, учесть имеющееся время, и расставить приоритеты, сделав вывод, что ответственнее — настоящий интерес историков, большое покрытие, фотки Я и Ангкор, учесть вероятный религиозный нюанс (в Анкоре буддизм и индуизм соседствуют фактически впритык, многие храмы либо их фрагменты — действующие) и т.д. и т.п.
Для въедливых фотографов нелишним будет учесть положение солнца в течение дня и планировать маршрут так, чтобы солнце было сзади (в сети достаточно статей с указанием предпочтительного времени визита каждого храма)
Большой туристический интерес воображает Небольшой круг, тут сосредоточены самые пиково-привлекательные места. Громадный круг занимателен практически так же, но тамошние заглавия храмов менее тревожат слух усредненного туриста.
Любой круг вычислен так, чтобы максимально расслабленный визитёр смог осмотреть его за сутки, учитывая необходимость покушать и иногда легко отдохнуть в тенечке.
В режиме нон-стоп оба круга доступны для совмещения их за одни сутки, но этого делать не следует — через чур изнурительным окажется предприятие, на выходе останется только усталость, а все чувства сотрутся.
Потому, что я пишу не управление по осмотру, а только собственный отчет, то и аргументация в выборе — только моя личная, ни в мельчайшей степени не желаю именовать собственные решения более верными, чем каждые другие.
Итак, по окончании поездки на плато Кулен у нас имеются два дня. Отбрасываем наблюдение за закатом и рассветом, т.к. особенного интереса к этому не испытываем.
Отбрасываем дальние храмы, т.е. укладываемся в два круга.
Вопреки обычаю, решаю начать с Громадного круга, довод — пускай впечатления идут от меньшего к большему, т.е. увеличиваются (просматривал многие отзывы, где люди пишут, что на следующий день все храмы сливаются в малоразличимые развалины).
Транспорт — Тойота Камри, с англоговорящим водителем и кондиционером.
В конце прошлой части мы расстались с водителем Сопхоном на грустной ноте (у его приятеля утонула 4-хлетняя дочь). Где-то в подсознании тлело смутное предположение о вероятной разводке, но оно, фактически, ничего не поменяло.
Утро, ланч (весьма неплохой), в 9:00 у нас встреча.
Вместо Сопхона прибыл второй юноша, представился как Бон (Сопхон просто не мог покинуть приятеля в таком положении). Что ж, в полной мере ожидаемо. Бон — двоюродный брат Сопхона, чуть моложе, чуть менее хорошо владеет английским, застенчив.
Все другое всецело соответствует отечественным договоренностям.
Сперва едем в тикет-офис. Билеты на двое суток и 3 дня стоят одинаково — 40 долларов на человека, являются карточкой с фотографией визитёра (фото делается тут же и входит в цена).
Проверка билетов — у входа в любой храм.
Сейчас едем фактически к храмам. Метод действий таковой — Бон подвозит нас ко входу, по пути мало говоря что знает, высаживает и ожидает отечественного возвращения.
Попытаюсь в отчете не злоупотреблять числом картин, ограничусь только главными, передающими сущность, да теми, что посчитал успешными. В описаних кроме этого буду придерживаться лаконичности.
Так выглядит обычный камбоджийский тук-тук, на котором туристов возят по Агкору:
// lokrum-skif.livejournal.com
Первый храм на отечественном пути — Прасат Краван (Prasat Kravan). // lokrum-skif.livejournal.com
Храм индуистский, невзрачный с виду.
Основное его преимущество — прекрасно сохранившиеся барельефы на кирпичных стенках. // lokrum-skif.livejournal.com
Осмотр его не занимает большое количество времени, испытываю кроме того некую неловкость, так рано покидая место.
Едем дальше. Глядя из прохладного уюта автомобили на обгоняемые тук-туки (пыль, жара), еще раз понимаем правильность выбора.
Но, Я, быть может, и не увидел бы неудобств, будучи пассажиром тук-тука, всё в основном зависит от привычки к комфорту, чем от кошелька (отличие в стоимости не весьма громадна). Просматривал множество рекомендаций о том, что велосипед брать категорически не нужно, Я примерил это все на себя и заключил , что в полной мере имел возможность бы воспользоваться и велосипедом, будучи один либо с единомышленниками, основное — иметь физическую выносливость, кепку с козырьком, солнцезащитный крем, рюкзачок и очки с водой.
Кроме этого стоит учесть, что тебя будут обдавать пылью, а одежда станет мокрой от пота в первые же 60 секунд.
Следующая остановка не меньше (Banteay Kdei). Это буддистский храм, сохранность ниже средней (не весьма качественный песчаник был применен при постройке), обнесен стеной.
Весьма употребимый архитектурный термин в местных местах — гопура, это башня над входными воротами.
В случае если вам что-то говорит слово Авалокитешвара, то его ликами украшена ближайшая к дороге гопура Бантей Кдей. // lokrum-skif.livejournal.com
Храм не из мелких, народу не довольно много, впечатления по окончании прошлого возрастают, хочется фотографировать чуть ли не каждый камень.
В центральном строении восседает статуя Будды, горят свечи, монах повязывает желающим веревочные браслетики. // lokrum-skif.livejournal.com
Апсары. Их в превеликом множестве возможно заметить фактически в любом храме Ангкора: // lokrum-skif.livejournal.com
Танцующаяя апсара кроме этого один из самых распространенных сувениров в Камбодже.
Как я упоминал, Бантей Кдей — не хорошо сохранивший храм: // lokrum-skif.livejournal.com
Любимое туристами сочетание — корни и камень (я также такое обожаю): // lokrum-skif.livejournal.com
змеи и Львы (наги) — кроме этого лейтмотив многих храмов: // lokrum-skif.livejournal.com
Покидаем Бантей Кдей. Тут же, через дорогу, находится еще одна узнаваемая достопримечательно — Сра Сранг.
Это, возможно, единственное место из Громадного круга, о котором я слышал ранее (возможно, легко наименование запоминающееся?).
И это не храм. Сра Сранг, быть может, самый большой в мире бассейн для купаний, размеры его, согласно данным википедии 700х350 м, Бон назвал другие размеры — 900х500. Не знаю, чему верить больше (по всей видимости, википедии), но размеры и в самом деле внушительны.
Имеется кое-какие эти, что в центре бассейна находятся развалины маленького храма, каковые видны во время особенных засух.
Сра Сранг, главный подход к водоему: // lokrum-skif.livejournal.com
Находим спящего Бона и едем дальше.
Маленькое отступление, может, кому понадобится. Храмов большое количество, заглавия непривычны, фотографий предполагается очень много. Разбор снимков отложен на позже (времени нет).
Как, спустя семь дней-вторую, не запутаться в том, где что нарисовано? Я придумал для себя таковой метод, быть может, он распространен, легко я не знал.
Перед посещением каждого нового храма я фотографировал карту, пальцем показывая на ней нужную точку. После этого эти кадры игрались определяющую роль.
Следующая остановка — Пре руп (Pre Rup). Это индуистский храм, представитель семейства храм-гора.
Не я первый, не я последний, кто подмечает громадное сходство таковых храмов Камбоджи с пирамидами майя на Юкатане. // lokrum-skif.livejournal.com
(в будущем мы заметим храмы, в еще большей степени похожие на майянские)
Центральная башня на вершине: // lokrum-skif.livejournal.com
Вид сверху: // lokrum-skif.livejournal.com
Львы: // lokrum-skif.livejournal.com
Местная фауна: // lokrum-skif.livejournal.com
Храм-гора не требует большое количество времени на осмотр, скорее нужна выносливость, чтобы встать к вершине.
Возвращаемся, находим Бона с Тойотой и едем дальше, в сторону Восточного Барая. Это неестественный водоем впечатляющих размеров (более семи километров в длину, 1,74 км в ширину, и примерно пять метров в глубину).
В отличие от Сра Сранг, данный Барай являлся городским водохранилищем, и кроме этого употреблялся для оросительных целей. на данный момент он всецело пересох.
В центре водоема был остров, на котором расположен храм, Восточный Мебон (East Mebon). К нему мы и подъехали.
Восточный Мебон (индуизм) напоминает храм-гору, но не относится к ним. Дело в том, что по окончании подсыхания водоема он начал возвышаться над окружающим ландшафтом в основном, чем при постройке.
Восточный Мебон: // lokrum-skif.livejournal.com
Центральную платформу храма по углам украшают цельновысеченные слоны: // lokrum-skif.livejournal.com
Башни и вход на центральную платформу:: // lokrum-skif.livejournal.com
Традиционно используемые на данный момент во всех комплексах Ангкора подпорки: // lokrum-skif.livejournal.com